Валентина Сочнева: «Я могла бы «Квантом» заниматься, но когда-то же надо передавать дела. Время подошло»

Как почетный директор лагеря при КФУ отговаривала сторонников подписывать петицию в свою поддержку

Скандал вокруг известного лагеря «Квант» при Казанском университете для талантливых старшеклассников получил дальнейшее развитие — на сайте change.org появилась петиция с просьбой сохранить профильную научно-образовательную школу-лагерь под руководством Валентины Сочневой. Отметим, что буквально за три дня петиция собрала около тысячи подписей. Чтобы разобраться в запутанном конфликте и расставить все точки над i, «Реальное время» обратилось к самой Валентине Сочневой, с недавних пор занимающей должность почетного директора «Кванта».

«Минниханов Рустам Нургалиевич, сохраните «Квант»

Кампания по сохранению известной физико-математической летней школы КФУ «Квант» в первозданном виде, развернутая директором казанской школы «СОлНЦе» Павлом Шмаковым, стартовала летом 2016 года. В своих колонках, которые публиковались, как на сайте радиостанции «Эхо Москвы», так и в интернет-газете «Реальное время», автор высказывал беспокойство по поводу отстранения от должности директора лагеря Валентины Сочневой, создавшей «Квант» 45 лет назад. По мнению Павла Шмакова, борьба ведется даже не с самой Валентиной Алексеевной, а с концепцией ориентации на детей. Он задается вопросами: «Станет ли «Квант» школой для платежеспособных?», «Сумеют ли ученики Сочневой защитить своего учителя?».

Отметим, что в материале, опубликованном на сайте Казанского федерального университета, был представлен несколько иной взгляд на сложившуюся ситуацию. Первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, комментируя колонки Павла Шмакова, утверждает, что Сочневу никто не увольнял — ее просто освободили от должности директора «Кванта», сделав почетным директором этого лагеря. Также Минзарипов уточняет, что было принято решение возложить дела на человека помоложе.

Между тем, около недели назад на сайте change.org появилась петиция под заголовком «Минниханов Рустам Нургалиевич, сохраните летнюю физико-математическую школу-лагерь «Квант» для одаренных школьников». Ее автор призывает президента РТ сохранить «Квант» под руководством Валентины Сочневой.

— Мы уверены, что под руководством другого человека, не оберегающего традиции и преемственность идей школы-лагеря «Квант», человека «назначенного сверху» и воплощающего волю менеджеров от образования, летний профильный лагерь «Квант» превратится в очередной коммерческий образовательный проект, уже недоступный для многих одаренных школьников и ставящий основным своим приоритетом финансовую прибыль учреждения, — говорится в тексте обращения.

Активность на страничке с петицией проснулась три дня назад, и за выходные она собрала 740 подписей. «Реальное время» обратилось к главному действующему лицу всей истории с «Квантом» — самой Валентине Алексеевне Сочневой, чтобы, наконец, расставить все точки над i.

Вообще говоря, мне уже 80 лет, я, правда, веду образ жизни не совсем такой… Вот летом была на Тянь-Шане, по горам ходила и в Иссык-Куле купалась. В общем, я много чем занимаюсь и могла бы заниматься, но когда-то же надо передавать дела. И по-моему, сейчас время подошло

«Это «посмотрим» означало, что после лета может быть все, что угодно»

— Валентина Алексеевна, как вы отнеслись к тому, что Павел Шмаков вступился за школу-лагерь «Квант» и за вас?

— От кого меня защищать? Начнем с того, что должность директора «Кванта» существует меньше месяца — директор назначается 15 июня и, когда «Квант» 3 июля заканчивает работу, он автоматически увольняется. Нет «Кванта» — нет директора. То, что мы работаем все время — я и Наталья Калачева (старший преподаватель кафедры общей математики ИММ им. Н.И. Лобачевского — прим. ред.) — это никого не волнует и с этим ничего сделать нельзя, как мне объяснили. Если мы не будем работать все остальное время, «Кванта» не будет.

Но правда ли, что на вас в этом году оказывалось давление с целью увольнения?

— Это было весной 2016 года, когда в руководстве университета были люди, которые считали, что нужно менять руководящее звено «Кванта» и некие принципы его работы. Были люди, которые думали, что надо бы все поменять, сделать другой лагерь под тем же названием, приносящий больше дохода. У нас были опасения, что это состоится, поэтому и началась борьба.

Когда в апреле мне предложили: «А давайте мы вас сделаем почетным директором, а директором будет другой человек», я сказала: «Ни за что. 45-й «Квант» я провожу сама, а там уже посмотрим». Это «посмотрим» означало, что после лета, когда мы отпразднуем 45 лет, может быть все, что угодно. И вот тут Павел Шмаков начал бороться с тем, чтобы не было хуже.

Но сейчас обстоятельства изменились, и, на мой взгляд, все согласны с тем, что лучшим директором будет Наталья Калачева, которая в «Кванте» проработала более 30 лет. Я же в это время буду почетным директором. Мы будем совместно решать некоторые вопросы. После этого Павел начал меня убеждать, что мне не надо уходить в почетные директора.

На мой взгляд, все согласны с тем, что лучшим директором будет Наталья Калачева, которая в «Кванте» проработала более 30 лет

«По-моему, время подошло»

— То есть сейчас поводов для паники нет?

— Сейчас, я считаю, что поводов для паники нет, но весной повод был и летом, может быть, был, так как мы узнали обо всех изменениях буквально 1 или 2 сентября, когда вышли после отпуска. А до того, конечно, были основания бояться, что могут позвать бог знает кого и испортить лагерь. Этого никому не хочется…

— И никто сейчас не пытается уничтожить идею «Кванта»?

— Насчет идеи «Кванта», как такового. Дело в том, что у нас есть опасения, что в будущем руководство университета захочет получать от «Кванта» определенную прибыль. Это может привести к удорожанию путевок и лишить одаренных детей из не очень обеспеченных семей возможности поехать в лагерь.

Вот уже два года университет не то что зарабатывал, он два года по существу давал нам беспроцентные кредиты. Мы проводили лагерь под то, что министерство [образования] когда-нибудь перечислит обещанные нам 1,5 миллиона. Вот сейчас ноябрь кончается, вы думаете, они перечислили за 2016 год? Ничего подобного. А лагерь прошел.

— Тем не менее, события продолжают развиваться, и буквально неделю назад была создана петиция...

— Если бы огромное количество людей, среди которых были и бывшие «квантовцы», мне за это время не позвонили, и не спросили, надо подписывать петицию или нет, а я бы не сказала: «Нет, не надо», если бы я этого не сделала, голосов было бы значительно больше. Мне постоянно звонили, а я говорила: «Не надо». Ну, что я могу еще сделать? Я также у себя на стене в «Фейсбуке» большое послание опубликовала с разъяснением моей позиции.

Вот уже два года университет не то что зарабатывал, он два года по существу давал нам беспроцентные кредиты

Вообще говоря, мне уже 80 лет, я, правда, веду образ жизни не совсем такой… Вот летом была на Тянь-Шане, по горам ходила и в Иссык-Куле купалась. В общем, я много чем занимаюсь и могла бы заниматься, но когда-то же надо передавать дела. И, по-моему, сейчас время подошло.

Я буду почетным директором, и это не значит, что я совсем ухожу из руководства. Я буду в лагере, и мы будем обсуждать многие вопросы вместе с Натальей Калачевой.

Лина Саримова, фото vk.com, facebook.com/natalia.kalacheva.94

Новости партнеров