100 лет назад: история рода татарских «миллиардеров» в Казахстане

Как жил клан князей Яушевых в Российской империи

Казахстанский исследователь Павел Шаблей специально для «Реального времени» подготовил статью об истории татарской семьи Яушевых. Потомки из рода князя Яуша рассеялись по территории всей Российском империи: от современного Татарстана до различных областей нынешнего Казахстана.

История клана Яушевых

Важную роль в социально-экономической, общественно-политической и религиозной жизни мусульман Российской империи XIX — начала ХХ вв. играла семья Яушевых. Одни представители этой семьи были влиятельными торговыми деятелями, другие занимали важные должности в местных управленческих структурах, третьи являлись ключевыми религиозными авторитетами в своих общинах. Ветвь семьи, связанная преимущественно с религиозной сферой, и будет в центре нашего внимания. Это Габдельбари Яушев (1814—1894) — имам, ахун города Петропавловска (ныне Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан) и его сын — Габдельвагап Яушев (1859—1924).

Род Яушевых восходит к легендарному князю Яушу (Йауш), который за военные заслуги при Иване IV (Иван Грозный) получил княжеский титул. В XVII в. потомки князя Яуша — служивые татарские мурзы — подтвердили свои привилегии. Им были пожалованы различные земли. В начале XVIII в. Яушевы проживали в деревне Кушары (Кошары), Тамгачи, Менгер и др. Казанского уезда Казанской губернии. После утверждения Жалованной грамоты дворянству Екатериной II татарским князьям и мурзам было дозволено пользоваться всеми преимуществами российского дворянства (указ от 22 февраля 1784 г.). Однако многие Яушевы не смогли подтвердить свои родовые привилегии, и они фактически были лишены дворянского титула. К числу таких случаев относится и история семьи из деревни Кушары. В XVIII в. в Кушарах проживало несколько представителей рода Яушевых. Одним из них был Габбас Яушев (1763—1853), который был имамом в своей деревне. Его сын — Габдельбари после обучения в Бухаре (около 15 лет) стал имамом при второй (Подгорной) мечети Петропавловска.

Водили караваны, владели заводами и были «депутатами»

Оказавшись в Петропавловске, Яушевы активно взаимодействовали с мусульманами из других регионов Российской империи. Особенно с городом Троицком (ныне Челябинская область). Габдельбари взял в жены Гарифу — дочь Гайсы Яушева (основатель троицкой династии Яушевых). Гайса ходил с караванами в Бухару, в середине XIX в. открыл собственную торговлю в Троицке, владел кожевенным и мыловаренным заводами, избирался в местную городскую ратушу.

Наибольшую известность получили внуки Гайсы Абдулвали и Муллагали. Они были учредителями торгового дома «А.-В.А. Яушев с братьями», который кроме Троицка имел представительства в Челябинске, Кустанае (Кустанайская область, Республика Казахстан), в Ташкенте и Аулие-Ата (совр. Кзыл-Орда, Республика Казахстан), в китайском городе Кульдже и др. регионах. Яушевы имели более 20 собственных оптово-розничных магазинов, а также торговали на внутрироссийских (Нижегородская, Ирбитская) и степных ярмарках (Звериноголовской, Николаевской, Тургайской и др.). По данным на 1916 г., торговому дому Яушевых принадлежала недвижимость на общую сумму 1 652 150 рублей. Обладая большими финансовыми возможностями, эта семья активно занималась благотворительностью. Так, на деньги Яушевых в 1893 г. была построена соборная мечеть и медресе в г. Кустанае, а также основано мусульманское благотворительное общество. В конце XIX в. Яушевы выделили около 80 рублей на реконструкцию мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи в г. Туркестане.

Родственники Яушевых проживали и в г. Семипалатинске (ныне Восточно-Казахстанская область). Так, в 1866—1868 гг. известность получила тяжба между ахуном Петропавловска Габдельбари Яушевым и его двоюродным братом Мухинитдином Амировым — семипалатинским купцом второй гильдии. Дело имело скандальный характер, так как Амиров отказывался выделить своему брату часть из причитавшегося ему наследства после смерти их деда арского купца Сайфуллы Салихова.

Репрессии и работа при Советах

В конце XIX — первой четверти XX вв. известной фигурой в религиозной и общественно-политической жизни мусульман Российской империи был Габдельвагап Яушев. Он обучался в медресе д. Тиганали и д. Кышкар (Казанская губерния), затем еще шесть лет в Бухаре. После этого также как и его отец стал имамом при 2-й мечети г. Петропавловска. Габдельвагап был женат на Зияи — дочери имама 3-й мечети г. Троицка Мухаммеджана Рахманкулова. От этого брака у них был сын Хамит. С 1890 по 1909 год Г. Яушев также исполнял и обязанности имама Ирбитской ярмарочной мечети. В декабре 1904 г. он был организатором первой петиции мусульман на имя премьер-министра С.Ю. Витте. Кроме этого, в апреле 1905 г. Яушев принял участие в съезде мусульманских духовных лиц, организованном муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания М. Султановым. В 1909 г. Яушев был обвинен в панисламизме и, таким образом, отстранен властями Пермской губернии от деятельности на Ирбитской ярмарке.

Есть некоторые сведения о Зияи — жене Г. Яушева. Проживая в г. Петропавловске она развернула активную просветительскую и культурную деятельность. Фактически она была инициатором открытия первого женского мектеба в Петропавловске. Зияя не только сама преподавала в нем, но и организовала ряд благотворительных мероприятий с целью сбора средств в пользу учащихся мектеба. Кроме этого, она является автором нескольких патриотических стихотворений, написанных в годы Первой мировой войны.

В заключение следует сказать, что Яушевы, которые проживали в Петропавловске, после Октябрьской революции 1917 г. не эмигрировали из страны. Как это сделали, например, их родственники из Троицка. И в ранний советский период играли определенную роль в религиозной жизни своего города.

Павел Шаблей

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Шаблей Павел Сергеевич

Кандидат исторических наук, доцент Кустанайского филиала Челябинского государственного университета, Республика Казахстан

Научные интересы: история мусульманских общин Казахстана, деятельность Оренбургского магометанского духовного собрания в Казахской степи, адат и шариат в Казахской степи

Автор двух монографий и нескольких десятков статей

Новости партнеров