Рустам Минниханов: «Ваши фуллерены дешевле на 10%? Это маловато! Не с цены надо начинать!»

Как президент РТ изучил химические ноу-хау, показал мастер-класс жестких переговоров о цене и отчитал «прогульщиков»

Московские инноваторы презентовали сегодня свои ноу-хау на очередном заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Однако уроки коммерциализации научных технологий от Рустама Минниханова, озвученные им, побуждали авторов интеллектуальных разработок отойти от привычного торгового принципа «купи-продай». А тех, кто «прогулял» уроки трансфера технологий, — ими оказались татарстанские строители и дорожники — глава республики обещал не по-детски наказать

На конвейере промышленного инжиниринга

Практически на каждом заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» генералы татарстанского бизнеса ищут оптимальные варианты технологического трансферта различных ноу-хау, разработанных научно-исследовательскими центрами страны. Как правило, это сложные интеллектуальные продукты, которые изменяют химический состав, процесс производства и качества какого-либо изделия, а их презентация похожа на научную лекцию с изобилием химических формул и специальных терминов.

Но то, что у журналистов вызывает тоску, у бизнесменов — живой интерес. Ведь удачная находка может изменить их технологические преимущества в конкуренции на массовом рынке. По большому счету, чаще всего речь заходит о промышленном инжиниринге, то есть о переносе технологии в производство. Если уж раз в месяц президент РТ собирает весь цвет татарстанского бизнеса для изучения технологических новинок, то понятно, что этот формат давно стал работоспособной площадкой коммерциализации ноу-хау.

Однако на этот раз презентация как-то сама собой перешла из области научных достижений в русло прямых коммерческих переговоров.

В Китае строят 57-этажное здание за 19 дней, а мы модифицируем корд

Представляя всевозможные области применения нанокомпозитных материалов, генеральный директор ОАО «НИИ Графит» Евгений Маянов удивил рассказом о том, что фуллерены (особые формы углерода), добавляемые в незначительном количестве в полимерное сырье, придают ему совершенно новые качества, а полиуретан по эксплуатационным параметрам превосходит пластмассы, металлы, каучуки и резину. «У движущихся и трущихся деталей снижается в 2,5 раза трение, повышается износостойкость в 2 раза. У подшипников даже устраняется так называемое пусковое трение», — привел в пример спикер невероятные качества. И видимо, чтобы доказать, что сегодня ноу-хау абсолютно изменили мир, поделился собственными соображениями.

«Сегодня утром читал газету «Ведомости», и был шокирован тем, что в Китае 57-этажное здание возводят за 19 дней со всей отделкой!» — изумился инноватор. И тут же рассказал, какую схожую по необычности исполнения задачу ставят перед ним татарстанские шинники: «А меня всегда спрашивают — а дадите ли вы нам новое качество, чтобы наша шина была эксклюзивной? Чтобы на ней можно было писать, что нет такого нигде, а только у нас?»

Оказалось, что московский инноватор нашел «секретное оружие» против конкурентов татарстанских шинников. Он предложил модифицировать фуллеренами кордовую ткань, которая укрепляет резиновую поверхность шин. «Сейчас я готовлю делегацию на «Химволокно», чтобы определить, на каком этапе формования корда можно было бы провести первый эксперимент по модификации этого продукта», — поделился он планами.

Есть и другие необычные свойства фуллеренов, о которых даже сам Маянов не догадывался. «В YouTube есть интересный ролик, где показано, что КАМАЗ может проехать на фуллерене без масла почти 100 км, — улыбнулся Маянов. — Мы уже говорили с Рафинатом Саматовичем: эту позицию мы решим сами. Здесь нам ничего не надо. Мы сами купим масло, модифицируем его и посмотрим. Но хотелось бы получить реакцию не от нас, а от вас на модификацию стандартно продающегося масла. А вы сами как его испытываете?» — поинтересовался он.

«Некоторые только после 30-40% скидки начинают разговаривать»

Убедив публику разнообразными примерами, глава инновационной компании перешел к делу. «Я забыл сказать, что мы предлагаем фуллерены по цене ниже мировых», — обозначил он стартовую позицию в будущих переговорах.

«Но насколько вы лучше, чем иностранные конкуренты?» — вернул пас Рустам Минниханов. Явно не желая вести публичные торги, глава компании предложил подготовить записку. «Нет-нет, я еще ничего не покупаю», — остановил гостя Рустам Минниханов. Узнав, что ценовая разница с зарубежными аналогами составляет всего 10%, президент, как опытный переговорщик, едва не сбил с толку продавца. «10% — это вообще ничто. Некоторые только после 30-40% (скидки, — прим. авт.) начинают разговаривать…» — перевел он в шутку диалог, после чего призвал компанию не торговаться вокруг 10-процентной ценовой разницы, а коммерциализировать продукт в индустриальном масштабе.

«Я думаю, что мы не о цене должны говорить, а должны сделать продукт с дополнительной добавленной стоимостью и с лучшими качествами, — предложил Минниханов. — У нас есть шинники, «ТАНЕКО» производит базовые масла, полимеров выпускаем только 1,4 млн тонн. Конечная цель — мы должны быть конкурентами за счет добавки, а потом … если этого не сделаем, то зачем нам 10%. Можно было сказать вообще 50% (скидки), — улыбнулся Минниханов. — Ведь вам тоже надо расширяться и продвигаться. Вам нужна платформа — автомобильная отрасль, строительный комплекс, транспортеры, комбайны — там столько роликов, что можно совершить революцию… А бороться с иностранцами с 10% — это не борьба. Вам нужны индустриальные партнеры, которые бы запустили ваши разработки, а не небольшой цех с оборотом 100 млн. Я не против этого. Наверное, какие-то пилотные цеха должны быть, но мы-то 1,4 млн тонн полимеров производим. Нам тоже важно, чтобы наш продукт был востребован».

«К нему вопросы есть, а он на работу не ходит…»

Тут же Минниханов вспомнил, что нанокомпозиты могли бы изменить качество строительной продукции, однако представителей производителей строительной продукции не оказалось, и президент устроил перекличку «прогульщиков»: «Кто от них здесь? Почему не пришли? Наказать надо их! Для них мы ликбез проводим, а они не приходят? Дорожники здесь? Нет? Университет здесь, почему нет КНИТУ-КХТИ? Найдите, к нему вопросы есть, а он на работу не ходит… Найдите его, пусть он позвонит мне!».

Под конец президент поинтересовался, нельзя ли дорожное покрытие сделать прочнее: «Сделайте так, чтобы дешево было! Всегда все начинается дорого — работайте. Эти добавки могут дать хороший результат...»

Луиза Игнатьева, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров