«Химики в законе»: почему ни одна проверка на «Казаньоргсинтезе» не выявила хищений

В суде озвучили показания бывшего гендиректора КОС Леонида Алехина

О том, как бывший генеральный директор КОСа пытался выявить причины превышения расходов сырья, стало известно в понедельник на очередном заседании Московского районного суда. На слушании по делу о многомиллионных хищениях с «Казаньоргсинтеза» впервые огласили показания экс-руководителя предприятия Леонида Алехина. Напомним, в преступное сообщество было вовлечено более 20 человек, в том числе работники предприятия. С мая 2011 по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей.

Ни одна проверка не помогала

Вчера в зале заседания, где проходит судебный процесс, помимо основных участников находились также родственники подсудимых, которые давно настаивают на возможности присутствия на слушаниях. Но в старом здании Московского районного суда для этого не было условий — пространство даже самого большого из залов не позволяло. Теперь же в зале хватает места и родственникам.

В начале заседания, с согласия как стороны защиты, так стороны обвинения, было принято решение огласить показания бывшего генерального директора ПАО «Казаньоргсинтез» Леонида Алехина, который руководил предприятием с 2003 по 2012 годы. Во время допроса Алехин рассказывал, что учет сырья, расходных материалов и готовой продукции на предприятии велся в непрерывном режиме по контрольно-измерительным приборам, а данные учета отражались на бумажных и электронных носителях. После этого ежедневно на балансе указывалось, сколько сырья поступило и сколько вышло готовой продукции. Расход сырья производился на основании регламента, где были указаны все расходные нормы на каждую марку полиэтилена и поликарбоната. По результатам работы на каждую марку выводился плановый и фактический расходный коэффициент, вносились изменения в расходные нормы. Плановый расходный коэффициент — сколько было запланировано расходов сырья для выпуска готовой продукции, фактический — сколько сырья было израсходовано на самом деле. По словам Леонида Алехина, в случае завышения фактического коэффициента над плановым производилась проверка, в которой учитывались также потери сырья на факел, подготовку оборудования к ремонту, аварийные ситуации, технологические и другие потери, которые заложены в регламенте.

«Мы стали понимать, что идет утечка информации»

В 2011 году к Леониду Алехину обратился сотрудник УФСБ по РТ Семен Гаврилов, который сообщил о том, что на предприятии происходят хищения. С того момента на преступников постоянно устраивались засады, но грузовые машины с похищенной продукцией задержать никак не удавалось. «Тогда мы стали понимать, что идет утечка информации, возможно, среди сотрудников предприятия или экономической безопасности. Поэтому нами было принято решение ограничить круг лиц, участвующих в поимке преступников», — зачитал прокурор показания Алехина.

В марте 2012 года усилиями сотрудников ФСБ удалось остановить на территории предприятия нагруженный «КАМАЗ», незаконно вывозивший продукцию КОСа. «В ходе следствия установили, что сотрудниками предприятия создан механизм, позволяющий отключать измерительные приборы. После возбуждения дела я узнал, что хищения совершаются в течение нескольких лет, а к процессу причастен Закария Закиров, который на протяжении долгого времени являлся покупателем продукции «Казаньоргсинтеза». В ходе расследования стало ясно, почему долго не могли выявить факты заезда и выезда машины для загрузки похищенной продукции — в схеме были задействованы сотрудники информационной безопасности, осуществлявшие записи заезда и выезда», — значилось в показаниях Алехина.

Арифметическая ошибка

После того как были зачитаны показания, адвокат подсудимого Закарии Закирова Влада Русина попросила суд приобщить к делу интервью Леонида Алехина и копии аудиторских заключений о деятельности КОСа, полученных за 2011—2012 годы.

По словам Русиной, в интервью Леонид Алехин говорит о том, что каков объем хищений, сказать не может, но то, что не миллиард — однозначно. «Даже говорить о том, что украли на 100 миллионов я бы не стал. Скорее всего, это арифметическая ошибка. Собака лает, караван идет. На нашем предприятии убытков на такую сумму нет», — комментировал в интервью Алехин.

Также защитник Закирова отметила, что в этом же интервью Алехин рассказал, что за последние годы экономическое положение завода значительно улучшилось. По итогам 2011 года предприятию удалось расплатиться со всеми долгами и заплатить акционерам более 1 млрд рублей. «Кроме этого, в интернете есть аудиторское заключение КОСа, согласно которому в 2011 году завод заработал чистую прибыль в сумме около 4 млрд рублей. В заключении за 2012 год говорится, что чистая прибыль предприятия составила около 6 млрд. Согласно экспертному заключению, за период 2011—2012 годы какие-либо убытки и недостачи на предприятии не зафиксированы. Таким образом, анализ показаний Алехина и анализ показаний финансово-экономической деятельности КОСа говорит о том, что в 2011—2012 году на предприятии недостачи не было», — заявила Русина.

«В УПК нет понятий процессуально и непроцессуально, есть понятие допустимости и недопустимости, относимости и не относимости к рассматриваемому делу. В любом случае решение будет выносить суд», — парировала Русина. «Это все имеется в вещдоках», — поддержал своего адвоката Закария Закиров.

Выслушав обе стороны, судом принял решение документы к материалам уголовного дела все же приобщить.

На этом в судебном заседании был объявлен перерыв до 15 ноября.

Екатерина Иванова

Новости партнеров