«Учебные» контакты: о чем Рустам Минниханов договаривался с Boeing

Рустам Минниханов в ходе своего визита в США посетил заводы компании Boeing. До этого президент РТ многократно встречался с представителями другого производителя воздушных судов — Bombardier. С последним у республики давно налажены тесные деловые контакты, которые Татарстан не прочь расширить. Однако с «Боингом» похвастаться совместными проектами еще не удавалось, хотя попытки обсудить их были. О нынешней встрече договорились еще на Сочи-2016. Пока ее итогом стало, скорее, лишь более плотное знакомство. Тем не менее этот визит открыл дорогу для будущих переговоров.

По следам сочинских договоренностей и по канадскому опыту

Визит в США, с одной стороны, стал продолжением в череде зарубежных поездок Рустама Минниханова и встреч с инвесторами. С другой стороны, следствием договоренностей сочинского форума. На Сочи-2016 президент РТ провел первую официальную встречу с президентом компании Boeing в России и СНГ Сергеем Кравченко. Судя по всему, именно тогда и были достигнуты договоренности о посещении заводов корпорации президентом РТ.

До этого Рустам Минниханов имел богатый опыт общения с руководством другого авиастроительного холдинга — канадского Bombardier. С представителями последнего Минниханов встречался, еще будучи премьер-министром. Затем он вел с ними переговоры уже в качестве президента и также посещал производство компании в Монреале в ходе своего визита в Канаду.

Тем для переговоров с канадскими авиастроителями было много. Во-первых, татарстанские авиакомпании активно пополняли свой флот за счет небольших CRJ и Challenger производства Bombardier. Во-вторых, в республике на территории аэропортов «Казань» и «Бегишево» был открыт авторизованный сервисный центр по обслуживанию воздушных судов Bombardier. А ныне действующая «ЮВТ Аэро» до сих пор эксплуатирует канадские самолеты, доставшиеся ей в наследство от «Ак Барс Аэро».

Наконец, в ходе своей последней встречи с руководством Bombardier в их штаб-квартире Рустам Минниханов поинтересовался о планах компании по локализации производств на территории России и даже предложил рассмотреть в качестве площадки Татарстан, заявив, что для этого созданы все условия: необходимая инфраструктура, высококвалифицированные специалисты, развитая логистика.

Мечты «КАПО-Композит»

С руководством Boeing таких налаженных контактов у Татарстана нет и не было. До сочинского форума этого года можно назвать, пожалуй, единственный проект, о котором говорилось в республике, и то гипотетически. В 2013 году в Казани открылся завод по выпуску композитных деталей для авиационной промышленности «КАПО-Композит». Предприятие было оборудовано под выпуск композитных элементов механизации крыла и хвостового оперения для самолетов Sukhoi Superjet и МС-21.

Тогда же заявлялось, что помимо поставок деталей для нужд Объединенной авиастроительной корпорации, прорабатывается возможность выпуска продукции для Boeing, Airbus. Потенциально для Boeing такое сотрудничество могло быть интересно в рамках производства Dreamliner, где широко используются композитные материалы.

Однако до конкретных договоренностей так дело и не дошло. Можно было бы предположить, что договоренностям помешали санкции. Но Сергей Королев, директор по взаимодействию с государственными органами Boeing в России и СНГ, во время своего визита в Казань сообщил корреспонденту «Реального времени», что санкции и контрсанкции не затронули работу компании, а сотрудничества с российскими в области производства деталей из композита компания пока не ведет.

Как Минниханов инспектировал заводы «Боинга»

Впрочем, ни о покупке «Боингов», ни о локализации производства в Татарстане в ходе нынешнего визита Рустама Минниханова речь не шла. Как сообщает пресс-служба президента республики, он посетил заводы компании Boeing в городах Рентон и Эверетт.

В головном офисе завода в городе Рентон Рустама Минниханова встретил уже знакомый по сочинскому форуму президент компании Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. Там Минниханов осмотрел сборочную линию семейства узкофюзеляжных самолетов Boeing 737, которая построена по системам бережливого производства.

Далее делегация Республики Татарстан посетила завод Boeing в городе Эверетт. Здесь гости осмотрели уже производство широкофюзеляжных самолетов, в частности, моделей Boeing 777 и Dreamliner. После чего на заводе состоялся брифинг по программе подготовки кадров. Рустам Минниханов также встретился с российскими инженерами, которые проходят стажировку на заводе «Боинг».

Обменялись «учебными» контактами

Рустам Минниханов, со своей стороны, презентовал татарстанский авиастроительный кластер: в столице республики находятся Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (Ту-160 и др.), Казанский вертолетный завод (Ми-8, Ми-17, Ми-38, «Ансат», «Актай»). И беседа опять вернулась к кадрам, для подготовки которых также есть база. Собственно, с этой базой представители Boeing уже успели ознакомиться весной этого года, когда с открытой лекцией приезжали в КНИТУ-КАИ. Правда, тогда же выяснилось, что никаких совместных программ с авиагигантом в ближайшее время не планируется.


На этот раз президент РТ подчеркнул, что республика заинтересована в сотрудничестве с Boeing в части программ подготовки специалистов, и напомнил Сергею Кравченко о его обещании посетить Татарстан, ознакомиться с работой ОЭЗ «Иннополис», которое тот дал еще в Сочи. Такими «учебными» контактами делегация Татарстана и предпочла ограничиться для первого знакомства.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова, фото prav.tatar.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров