Прислушиваясь к «Ветру перемен»…
Больше года работы, поисков, жарких споров, проб, репетиций… И всего три вечера с концертной программой, сам замысел которой, похоже, мало кого оставлял равнодушным еще задолго до ее реализации на сцене. "Үзгәреш җиле" – «Ветер перемен» – так называется фестиваль татарской песни, прошедший 5 и 6 ноября в театре оперы и балета им. М. Джалиля в Казани и ожидающий премьеры в Москве 4 декабря.
Название как нельзя более удачное для проекта, задуманного как некий вызов ситуации, сложившейся в современной татарской эстрадной культуре. Толчком к его появлению стало критическое замечание Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова о состоянии татарской эстрады и необходимости изменений здесь. Но в замечании этом отразилось то, о чем думалось давно и многим…
В чем особенности фестиваля? Главное – татарская песня в новом, уходящем от привычных стереотипов, звучании. В самой концепции проекта много неожиданного, но, как понимаешь по мере погружения в этот звуковой мир, хорошо продуманного. Здесь нет жанровых предпочтений: в программе собраны песни разные — авторские и фольклорные, прошлых лет и современные. Общее, что их объединяет – это то, что все они входят в золотой фонд репертуара, исполняемого на татарской эстраде. Ни в аранжировках, ни в оформлении сцены, ни в костюмах нет подчеркнутой этничности. Исполнители поставлены в непростые для них условия работы в стилистике по-новому услышанных популярных мелодий.
Замысел определил и состав участников проекта, в центре которого оказались певцы — молодые, но уже ярко и неординарно заявившие о себе. Это лауреаты республиканских, российских и международных конкурсов, музыканты, активно проявляющие себя в разных ипостасях, но, что важнее всего, — прекрасно чувствующие природу, красоту татарского мелоса и языка и, одновременно, — открытые к новым творческим опытам. (Поближе познакомиться с ними, как и со всеми участниками проекта, позволяет информативно емкий, красиво оформленный буклет, а также фотогалерея в холле театра).
Именно на сочетание этих качеств опирались главные создатели яркого музыкального шоу, каким предстал «Ветер перемен»: В.Эйленкриг (музыкальный руководитель проекта, Москва), Ю.Александров (режиссер, СПб), мыслящие «в унисон» с ними художники В.Герасименко (Москва) и И.Виноградов (свет, Москва), дирижер С.Курбацкий (Москва), а также, к сожалению, оставшиеся неизвестными авторы новых аранжировок. Участие деятелей музыкальной сцены с мировым опытом обогатило и безусловно приподняло планку проекта: Юрий Александров – сегодня один из авторитетнейших музыкально-театральных режиссеров, Вадим Эйленкриг – музыкант, благодаря своей многосторонней деятельности завоевавший авторитет как среди профессионалов, так и у широкой аудитории. Его присутствие в проекте (не только как музыкального руководителя, выстраивавшего его «звуковую партитуру», но и как лидера джазового оркестра, блеснувшего своими солистами, и как великолепного трубача) во многом определило весь музыкальный имидж фестиваля. Здесь же уместно назвать и еще одного именитого приезжего участника фестиваля – Айдара Гайнуллина (баян, Германия), исполнителя, умеющего тонко «вплести» свою татарскую интонацию в звучания иной стилистики и внести европейский шарм в татарские мелодии.
Участие в проекте профессионалов высокого класса обеспечило качество всех «слагаемых» концерта, вплоть до деталей. Удачей можно назвать организацию пространства на сцене, в центре которой находится лаконичная конструкция, превращающаяся то в шатер, то в раскрывающийся цветок, но при любых играх света и цвета всегда служащая объединяющим визуальным элементом. Аналогичным звуковым объединяющим знаком и музыкальным символом программы стала знаменитая мелодия А.Ключарева «Туган җирем Татарстан», своими «позывными» открывающая каждое отделение концерта и исполняемая всеми участниками в финале. Безусловно выиграла программа благодаря ведущим – обаятельной Мариной Ясельской и всегда восхищающим своим талантом и юмором Равилем Шарафеевым. Остроумные и, одновременно, точно настраивающие слушателя на «тональность» песни тексты на татарском языке, с параллельным переводом на табло (что давно уже норма в оперном театре) – кажется, оптимальный вариант для вечера такого рода.
В целом, вся программа "Үзгәреш җиле" переросла рамки привычного для залов Татарстана эстрадного концерта и предстала как эффектно срежиссированное музыкальное шоу, вобравшее многое из мирового опыта этого жанра. Установка на стилистическое разнообразие отразилась в языке, которым «говорит» песня на современной музыкальной сцене: любители джаза здесь услышат свое, поклонники традиций мюзикла – свое; на удивление органично вписывались в отдельные номера элементы рэпа и брейк данса и пр. Певцы часто находились «в диалоге» с солистами-инструменталистами, с артистами театра танца «Дорога из города», чье присутствие на сцене делало номера более зрелищными и динамичными.
Важнейшим фактором успеха того или иного номера – помимо собственно таланта исполнителя — стала аранжировка, «высвечивающая» суть мелодии, преображающая ее, или, порой, — наделяющая ее новым характером, что, соответственно, вело к необходимости особого сценического решения. Среди многих удач программы назову стилистически выверенные выступления Илюсы Хузиной (танго С.Садыковой), Ильнара Миранова («Зәңгәр томан» Р.Ахияровой), исполнение ряда других авторских композиций дуэтом Артура Исламова и Айгуль Гардисламовой, Ильвиной, Зариной Хасаншиной. Остроумно и музыкально и сценически были преподнесены песни «Ашхабад» (Раяз Фасихов), «Берлегән» (Ильгиз Шайхразиев), «Картуф» (Максуд Юлдашев), песни в артистичном исполнении Румии Ниязовой, Карины Зиганшиной, эффектно завершившей выступления солистов.
Сложнее оказалось с представлением некоторых любимейших народных лирических песен, музыкальный имидж которых благодаря оркестровой массе порой приобретал несвойственную им патетику и громогласность. Впрочем, и эти качества не помешали успеху покоряющей своей красотой «Гөлҗамал» в исполнении Алины Шарипжановой и замечательной «Олы юлның тузаны», спетой ею же в дуэте с Ильнаром Мирановым, — жемчужин программы, по оценкам многих слушателей.
Вопрос непривычного, «иного» прочтения хорошо известных и любимых в народе песен, безусловно, — один из главных при осмыслении программы, представленной в фестивале "Үзгәреш җиле". (Ведь у нас непривычное – часто осуждаемое!). Но привычка – еще не традиция и вряд ли эстетический критерий. Опыт новых интерпретаций – это стремление к выходу за пределы стандартов, не менявшихся на татарской эстраде десятилетиями. Уместный в каких-то случаях бытовой характер презентации песен давно стал нормой для разных залов и аудиторий (то же видим в клипах многих эстрадных певцов).
И восприятие тех или иных явлений культуры и их оценки меняются. Нельзя не напомнить, что в свое время и то, что кажется показательной характеристикой татарского музицирования сегодня, принималось далеко не однозначно. Мыслили ли наши соотечественники гармонь как непременный знак музицирования полтора века лет назад? Судя по дореволюционной периодике, немалой части общества в начале ХХ века этот инструмент представлялся символом испорченности. По-разному воспринимались и явления, сегодня принимаемые как естественные факты культуры: Тукай, тонкий знаток традиционной татарской музыки, в записках 1911 года писал о своем неприятии граммофонных пластинок с первыми записями татарских певцов, совсем нелестно отзывался о Камиле Мотыги-Тухватуллине — одном из первых исполнителей в «формате» европейского концерта.
Татарская музыкальная культура живет под ветром серьезных перемен уже много десятилетий. Залог ее успешного развития – в свободе творческого выбора и в профессиональном подходе к решению любых задач. Кажется, именно это имел в виду человек, оказавшийся в центре проекта "Үзгәреш җиле", — генеральный продюсер фестиваля, директор ТГАТОБ им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Знающий и академическую традицию и татарскую музыку изнутри, посвященный в законы шоу бизнеса, менеджер, благодаря которому театр им. Джалиля давно известен в Европе как музыкально-театральный коллектив высокого класса, он организовал проект, способствующий сохранению золотого фонда татарской песни, и одновременно, показавший многообразие возможностей ее интерпретаций сегодня.
«Прошумевший» в стенах оперного театра «Ветер перемен» — событие, которое рано или поздно должно было состояться. Если в планы создателей программы входит ее показ по телевидению перед Новым годом, как обещали, то праздничное настроение и неожиданность сюрпризов обеспечена тем, кто не попал в зал.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.