Геворг Мирзаян: «Трамп – это хорошо, но прорыва в российско-американских отношениях не будет»
Роль «стесняющихся трампистов», поражение Украины и «спасти американскую мечту»
Сегодня стало известно, что будущим президентом США станет эпатажный республиканец Дональд Трамп. Хотя еще днем ранее большинство экспертов делали ставку на демократку Хиллари Клинтон. Как рассказал политолог-международник и журналист Геворг Мирзаян, кандидат-республиканец смог мобилизовать свой электорат, поэтому одержал победу. Кто является сторонником Трампа, как его успех скажется на российско-американских отношениях, почему ему нужно мириться с Конгрессом, — об этом эксперт рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Реального времени».
По сценарию «Брексит»
— Геворг Валерьевич, почему, несмотря на предварительные опросы, по которым должна была победить Клинтон, по итогам выборов успех был на стороне Трампа?
— Здесь я вижу два взаимосвязанных варианта. Первый: на выборах побеждает не тот, у кого высокий рейтинг, а тот, кто приводит людей на избирательный участок. Трамп смог привести своего избирателя на участки. Явка среди сторонников Трампа оказалась выше, чем среди сторонников Хиллари. Второй момент: это ситуация, которая немного похожа на Brexit. Напомню, во время Brexit реальные результаты немного отличались от социологических данных. Потом, когда стали разбираться, выяснилось, что целый ряд сторонников Brexit не говорили то, что они за Brexit, потому что в Великобритании была дичайшая кампания, абсолютно не демократичная в плане того, что за Brexit должно быть стыдно: если ты за Brexit, ты маргинал, нехороший человек, изгой со всеми вытекающими. Люди просто стеснялись, не хотели говорить. А когда они уже приходили на избирательные участки, они были самими собой. Более того, чисто психологически, если тебя шпыняют за твою точку зрения, то ты больше мотивирован прийти на избирательный участок, поставить галочки и всем этим сволочам показать: вы меня гнобите, а вот я вам так сделаю. Это своего рода форма протеста. В США то же самое. Там даже такой термин придумали — «стесняющиеся трамписты». Собственно, они и сделали результат, по всей видимости. Но повторюсь, чтобы стопроцентно сказать, в чем причина, нужно, чтобы социологи посыпали голову пеплом, успокоились и, наконец, провели исследование для понимания, почему они во второй раз за последнее время так серьезно облажались.
Победа России, поражение Украины
— Как результаты могут отразиться на российско-американских отношениях?
— Конечно, с Трампом мы можем разговаривать, но преувеличивать позитивное значение не надо. Трамп — это хорошо, но прорыва в российско-американских отношениях не будет. Есть там силы, которые будут блокировать уникальные вещи Трампа, плюс сам Трамп не будет склонен к каким-то резким шагам. Ему нужно сейчас мириться с республиканцами в Конгрессе, а не ссориться с ними. Нужно будет искать какой-то компромисс. Плюс к тому, как говорит один известный российский журналист (я не могу проверить эти слова, но у меня нет причин ему не доверять), у Трампа очень хорошие личные отношения с Саакашвили. Поэтому быстрого прогресса не будет, но то, что мы получили возможность как-то разговаривать, что-то делать, это, наверное, хорошо. Вопрос, как это будет отыграно. Если сейчас, после победы Трампа, мы решим не дискредитировать нового президента и не продолжать наступать в восточном Алеппо, это будет очень правильно с нашей стороны. Необходимо, чтобы к 20 января Алеппо был как-то снят с повестки.
«Трамп смог привести своего избирателя на участки. Явка среди сторонников Трампа оказалась выше, чем среди сторонников Хиллари». Фото sputniknews.com
— Как изменилась политика властей США во главе с Трампом в отношении Сирии и Украины?
— Каких-то резких изменений ждать не стоит, но в какой-то перспективе, месяца три, минимум до 20 января, когда пройдет инаугурация нового президента. До 20 января Трамп абсолютно не при делах. До этого времени будет рулить Обама, потом, скорее всего, Трамп. К 20 января ситуация в Сирии, надеюсь, серьезно поменяется, если мы правильно отыграем свои карты. А по Украине, надеюсь, что-нибудь изменится. Эти идиоты в Киеве слишком серьезные ставки делали на Клинтон. Они костерили Трампа, как хотели. И как они сейчас будут с ним работать — это большой вопрос. Как Порошенко будет жать лапку Дональду Трампу, с какой кислой физиономией он будет это делать — мне будет очень интересно это видеть. А все потому, что надо знать, когда говорить, а когда молчать, и знать, кто должен говорить, а чья роль — просто принимать те изменения, которые происходят.
Успех силовиков и белого среднего класса
— Как Трамп смог перетянуть на себя голоса «сомневающихся» штатов? Почему Пенсильвания стала одним из ключевых штатов?
— Было несколько ключевых штатов: Пенсильвания, Северная Каролина, Огайо, Флорида и, наверное, Мичиган (я не посмотрел результаты в этом штате). Социология показывала, что Трамп должен был взять все, и он их взял. Более того, он чуть не взял Вирджинию — родной штат вице-президента в команде Хиллари Клинтон. Если бы он взял Вирджинию, это был бы большой позор для Хиллари. Если вы посмотрите на расклад голосов внутри штата Пенсильвания, то в Филадельфии жители голосовали за Хиллари. Условно говоря, вся деревня везде голосовала за Трампа. И Трамп мобилизовал свой электорат, он привел его на участки. Возможно, какую-то роль сыграло ФБР. Но более точно и серьезно можно будет говорить на основании новых социологических выкладок.
— Кто является избирателем Трампа?
— Избиратели Трампа — это люди с обычным образованием, это средний класс, взрослые белые мужчины, протестующие против уничтожения Америки, в которой они выросли, — где от тебя все зависит, где у тебя есть будущее, если ты средний класс и ты трудолюбиво работаешь. Они против уничтожения американской мечты в классическом понимании этого слова.
«Избиратели Трампа — это люди с обычным образованием, это средний класс, взрослые белые мужчины, протестующие против уничтожения Америки, в которой они выросли». Фото newsru.co.il
— Какие силы являются союзниками Трампа — военно-промышленный комплекс, Силиконовая долина, банковский сектор?
— На стороне Трампа — силовики, ФБР, пограничная служба, на стороне Трампа — обычные белые люди.
— Ужесточится ли политика США во главе с Дональдом в отношении латиноамериканцев, мусульман, негров и различных групп эмигрантов?
— Трамп обещал ужесточение в отношении нелегальных эмигрантов. В этом его благородном деле поддерживали очень многие американцы. Но Трамп не будет заниматься какими-то резкими заявлениями, делами. Ему не нужно углублять противоречия внутри собственной республиканской партии, углублять раскол внутри Конгресса, поскольку в этом случае ему может грозить импичмент. Его задача – тихо, спокойно замириться со всеми, а после этого в каких-то моментах добиваться своей внутренней и внешнеполитической программы.
— Кто такой Трамп? Действительно ли он такой патриот, антимультикультуралист, сторонник традиционных ценностей? Или это все составляющие его имиджа?
— Дональд Трамп — это шоумен, бизнесмен, который сам себя сделал, миллиардер, человек, не боящийся говорить о вещах так, какие они есть на самом деле, не боящийся обозначать проблему и решать ее. Это тот тип президента, который сейчас нужен Соединенным Штатам.
— Почему в российских правых кругах считают, что Трамп — это продолжение гниения России в двусторонних отношениях, а Клинтон — это бескомпромиссное противостояние, конкуренция, и это лучше?
— Даже у неких самых псевдолибералов я такую точку зрения не встречал. Гниения США нет. Клинтон — это как раз гниение США. Она отказывается признавать реальные проблемы, которые стоят перед Соединенными Штатами. Клинтон пытается делать вид, что проблем нет с нелегальной миграцией, с сидящими на пособиях черными, проблем с терроризмом, понятия исламского терроризма нет. Американский президент, конечно, может дальше прятать голову в песок, не замечая проблем, находящихся вокруг него, но это очень неправильно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Геворг Мирзаян — политолог, кандидат политических наук.
Родился в 1984 году в Ташкенте.
Закончил в 2004-м Кубанский государственный университет по специальности «Международные отношения».
Научный сотрудник Института США и Канады РАН, научный сотрудник Института перспективных гуманитарных исследований и технологий (ИПГИТ) МГГУ им. М.А. Шолохова, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.
Лауреат стипендии Потанина, журналистской премии «Искра», победитель Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников в номинации «Лучшая аналитическая статья».