Налог на имущество «накачают» новой кадастровой стоимостью

В случае принятия поправок в налоговое законодательство в Татарстане уже в следующем году могут провести переоценку стоимости недвижимости для расчета налога

Появился проект поправок к налоговому законодательству, который предусматривает отмену моратория на изменения кадастровой стоимости. Запрет переоценки ввели в 2014 году, чтобы сделать переход к расчету налога на основе кадастра менее болезненным. Однако правительство РФ предлагает регионам самим решать, когда и как проводить переоценку. Эксперты уверены, что Татарстан от такой идеи не откажется. Новая переоценка может привести к новым судам, а в итоге — и к росту розничных цен.

Кадастровую стоимость могут пересчитать?

Налоговая нагрузка для владельцев недвижимости может существенно вырасти уже со следующего года. По данным СМИ, правительство РФ планирует разрешить регионам повышать кадастровую стоимость. В связи с этим может вырасти и налог на недвижимость. Проект поправок в законодательство о кадастровой оценке оказался в распоряжении «Ведомостей».

Напомним, недвижимость и земля стали обходиться дороже владельцам-юрлицам, начиная с 2015 года. С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в закон «О налоге на имущество организаций», вводящие исчисление налоговой базы из кадастровой стоимости вместо остаточной, усредненной, которая действовала ранее и была меньше кадастровой в разы.

Первыми они затронули владельцев торговой, торгово-офисной и коммерческой недвижимости площадью свыше 3 тысяч кв. м. Изначально предполагалось, что налоговая ставка в 2015 году составит 1,2%, в 2016 — 1,5%, в 2017 — 1,8%, в 2018 и в последующие годы — 2%. Однако владельцы ТЦ стали массово оспаривать через суд установленные кадастровые стоимости своих объектов, а также действовать через разные структуры на власть. В итоге власти Татарстана решили взять тайм-аут на год. По просьбе предпринимателей налог остался на уровне 1,2% до 2017 года. Но с 2017 года под новый закон попадут и торговые объекты площадью от 2 тыс. кв. метров.

В этом году изменения в законе коснутся и физлиц, которые впервые заплатят налог, рассчитанный также по кадастру. Ставка налога тоже будет расти постепенно, и в итоге уплачиваемая сумма может увеличиться в пять раз.

Чтобы избежать резкого скачка в размерах налога, кроме плавного повышения ставки, действующий закон запрещает увеличивать кадастровую оценку до 2020 года. Кадастровая стоимость была зафиксирована на уровне, определенном в 2014 году. Именно эту «поблажку» правительство и решило пересмотреть.

«Мы в стороне не будем»

Согласно проекту, регионы должны самим решать, пересматривать или нет оценку и как часто это делать. О своем решении регионы должны сообщить правительству до 20 декабря 2016 года. Проект пока не принят, и, соответственно, регионы пока не принимали решение.

Тем не менее опрошенные «Реальным временем» эксперты уверены, что Татарстан не преминет воспользоваться такой возможностью, чтобы пополнить бюджет. «Я думаю, что мы в стороне не будем. Татарстан от этой инициативы не откажется», — считает Шамиль Агеев, председатель правления ТПП РТ и один из самых активных защитников предпринимателей в «кадастровых войнах».

Марат Камалов, основатель и замдиректора компании «Татюринформ», придерживается такого же мнения: «По поводу решения, которое примет Татарстан, процитирую Михалкова: «Уж больно твоя коровенка худа! Не выдоишь за день — устанет рука». С точки зрения нашего правительства, не выдоишь за день — устанет рука, а то, что скоро просто все закроется…»

«Человек отсудился, установил кадастровую стоимость, а они опять ввели новую — ему опять идти в суд?»

Такое решение в первую очередь может ударить по бизнесу. Для многих компаний это может означать уже второй, а то и третий пересмотр кадастровой стоимости.

— В случае, если поправки будут приняты, изменение кадастровой стоимости может быть как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, но такие инициативы создают нестабильность для бизнеса: из-за постоянно меняющихся условий предпринимателям сложно прогнозировать налоговую нагрузку на будущее, — полагает Тимур Нагуманов, бизнес-омбудсмен РТ. — В 2013-2014 гг. мы видели, как многие компании, получив возможность оспаривания кадастровой стоимости, прошли все необходимые процедуры, суды, и сейчас они вместе с другими предпринимателями снова могут оказаться в ситуации неопределенности. Считаю, что подобные инициативы негативно влияют на инвестиционный климат в регионах.

«Суды завалены сотнями дел по оспариванию кадастровой стоимости. Любые изменения правил игры — это очередные суды. Человек отсудился, установил кадастровую стоимость, а они опять ввели новую — ему опять идти в суд?» — развивает мысль Марат Камалов.

Повышение налогового бремени в конечном итоге опять отразится на всем населении ростом розничных цен.

«Проблема в отсутствии единых ориентиров и методик оценки»

Кроме того, эксперты не верят, что введение оценки государственным оценщиком, которое также подразумевается новым законом, позволит проводить эту процедуру более качественно. Проблема заключается не в работе конкретных организаций, а в самой кадастровой стоимости и ее расчете.

— Кадастровая оценка — это просто условная величина, выявленная расчетным методом, — поясняет Марат Камалов. — Она не имеет отношения ни к рыночной стоимости, вообще ни к чему — абсолютно условная величина. Она может отличаться от рыночной в разы. У меня были случаи, когда в 12 раз она превышала рыночную.

По словам Тимура Нагуманова, сейчас есть попытки создать единые правила ее расчета, но пока до этого далеко.

— Что касается деятельности государственных оценщиков, которые будут созданы, — я не думаю, что их оценки станут более качественными и объективными, — рассказывает Нагуманов. — Мы в Совете по предпринимательству при президенте РТ в одной из проектных групп работаем над созданием прозрачных правил работы на рынке оценки. Наше постоянное взаимодействие с частными оценщиками показало, что проблема в отсутствии единых ориентиров и методик оценки. Если мы их создадим и сделаем открытыми, то качественную оценку недвижимости смогут проводить как государственные, так и коммерческие оценщики.

  • Тимур Нагуманова

    Тимур Нагуманова уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей

    В случае, если поправки будут приняты, изменение кадастровой стоимости может быть как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. Такие инициативы создают нестабильность для бизнеса: из-за постоянно меняющихся условий предпринимателям сложно прогнозировать налоговую нагрузку на будущее. В 2013-2014 гг. мы видели, как многие компании, получив возможность оспаривания кадастровой стоимости, прошли все необходимые процедуры, суды, и сейчас они вместе с другими предпринимателями снова могут оказаться в ситуации неопределенности. Считаю, что подобные инициативы негативно влияют на инвестиционный климат в регионах.

    Что касается деятельности государственных оценщиков, которые будут созданы, — я не думаю, что их оценки станут более качественными и объективными. Мы в Совете по предпринимательству при Президенте РТ в одной из проектных групп работаем над созданием прозрачных правил работы на рынке оценки. Наше постоянное взаимодействие с частными оценщиками показало, что проблема в отсутствии единых ориентиров и методик оценки — если мы их создадим и сделаем открытыми, то качественную оценку недвижимости смогут проводить как государственные, так и коммерческие оценщики.

  • Шамиль Агеев

    Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ

    Нужно начинать с анализа: вначале посмотреть, как идет рост товарооборота — он снижается. Это ведет к тому, что нагрузка на рядового жителя увеличивается: по коммунальной линии, по линии транспорта — железнодорожные тарифы и прочее. В этом отношении карман и потребительская способность человека… Мы фактически этим делом сокращаем потребительский спрос. Решая сейчас вопрос наполнения бюджета и прочего… При этом у нас сейчас здорово завышены государственные расходы. Численность аппарата даже можно сравнить с советским периодом.

    Может быть, все делается правильно — надо и за землю платить, и за имущество, но это нужно как-то постепенно делать, связывая с ростом доходов населения. Доходы населения из-за того, что они были очень здорово подвязаны в свое время к цене на нефть, они, будем так говорить, упали. Поэтому здесь получается так, что нет стимулов к росту экономики, хотя цифры звучат оптимистичные. Неоднозначное у меня отношение к этому вопросу. С одной стороны, это объективно — никуда не денешься. С другой стороны, должен быть постепенный характер с тем, чтобы давление на бизнес и население не зашкаливало.

    Посмотрите на общественное мнение, к сожалению, люди стали меньше доверять центральному правительству — местному они больше доверяют. Потому что такие моменты случаются — если уж приняли мораторий, то надо его выдерживать. Поэтому у меня отрицательное отношение к этому. Раз мораторий объявлен, то его надо выдерживать.

    Предложение регионам самим решать, пересматривать или нет оценку — это не совсем правильно, потому что регионы могут оказаться в тупиковой ситуации, когда они ринутся на это дело. Регулирующая роль должна быть. Я думаю, что мы в стороне не будем. Татарстан от этой инициативы не откажется.

    По поводу оценщиков: вы знаете, любая оценка, когда не будет независимой оценки от государства, будет плясать под того, кто музыку заказывает.

  • Марат Камалов

    Марат Камалов основатель и замдиректора компании «Татюринформ»

    Безусловно, взимание налога на землю, исходя из кадастровой стоимости, это такие правила игры, которые нам навязывает государство. Дело в том, что все налоги должны быть экономически обоснованы, они должны быть разумны и соотноситься с той частью полезных свойств, извлекаемых из того или иного ресурса. А кадастровая оценка не имеет вообще никакого… Это просто условная величина, выявленная расчетным методом. Она не имеет отношения ни к рыночной стоимости, вообще ни к чему — абсолютно условная величина. Она может отличаться от рыночной даже в разы. У меня были случаи, когда в 12 раз она превышала рыночную. Вот это бремя, которое возлагается на предпринимателей, зачастую просто огромное, а иногда оно лишает вообще любого экономического смысла занятие предпринимательской деятельностью.

    К сожалению, кадастровая стоимость рассчитана таким программным методом: никто реально не выходит, никто на местности не осматривается. Заводятся характеристики и программным методом рассчитывается стоимость. И, конечно, все эти нюансы в виде того, что у кого-то там овраг, в котором вам вообще ничего нельзя разместить, и рыночная стоимость этого участка просто ниже рынка. Всегда есть нюансы, но путь, по которому проходит бенефициар, который извлекает полезные свойства земли (в данном случае в виде пользования) по оспариванию и приведению в соответствие, зачастую очень сложный. У нас есть специальный орган — комиссия по оспариванию кадастровой стоимости, и на моем опыте бывали единичные случаи из сотен обращений, когда комиссия меняла кадастровую стоимость. Абсолютно бесполезный орган.

    Что касается изменений: все, что не дает стабильности в экономической обстановке, — это всегда плохо. Вроде бы звучала реплика: «Это право дается регионам при применении наименьшей ставки». Не читая законопроекта, не читая текста, нельзя сделать выводы, но любое изменение налогового законодательства, вот эта подвешенность, нестабильность — все это уже средства массовой информации обсуждают, хотя никто даже законопроекта не видел. Это очень плохо: такие вещи, которые касаются каждого, должны обсуждаться всем деловым сообществом. В одной из публикаций говорилось о том, что бизнесу дали сутки на то, чтобы подготовить свои предложения. Это не просто смешно, это даже не издевательство. Бизнес — это основной плательщик все-таки. Все эти заводы, фабрики, пароходы находятся где-то, занимают огромные площади. И бизнесу дали сутки! Это фантастическое неуважение.

    Суды завалены сотнями дел по оспариванию кадастровой стоимости. Любые изменения правил игры — это очередные суды. Человек отсудился, установил кадастровую стоимость, а они опять ввели новую — ему опять идти в суд? Это делают оторванные от реальности люди, которые только цифрами оперируют. Аргументируют тем, что «у нас в регионах не хватает денег. Какой у нас самый большой по собираемости налог? Ой, земельный. Ну, давайте что-нибудь поменяем, чтобы еще больше была возможность манипулировать». Я крайне отрицательно к этому отношусь.

    По поводу решения, которое примет Татарстан, процитирую Михалкова: «Уж больно твоя коровенка худа! Не выдоишь за день — устанет рука». С точки зрения нашего правительства, не выдоишь за день — устанет рука, а то, что скоро просто все закроется… Надо понимать, что как только какое-то бремя ложится, то в дальнейшем оно все равно перекладывается на потребителя. Это и на стоимость жизни влияет, и на настроение бизнеса, поэтому в Татарстане, с моей точки зрения,

    учитывая то количество дел, в которых мы участвуем, стоимость завышена очень сильно, еще больше манипулировать ей можно, но оптимизма это не прибавляет.

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров