Пьянство татар 100 лет назад: Курбан-байрам с рюмкой водки, нетрезвые шакирды и тлетворное влияние Запада

Проблема алкоголизма в татарском мусульманском обществе во второй половине XIX — начале XX века. Часть 1

Одной из российских проблем всегда было пьянство. Эта пагубная привычка не обошла стороной и татар, которые, казалось бы, традиционно исповедуют ислам. Известно, что шариат строго запрещает пить алкоголь. Причем потребление спиртных напитков российскими мусульманами — отнюдь не новое явление. Татары пили водку и 100 лет назад, и 200. Колумнист нашей интернет-газеты, историк Лилия Габдрафикова в своей новой авторской колонке «Реального времени» рассказывает об этом парадоксальном феномене.

Курбан-байрам под градусом

Алкоголь сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Однако данный вопрос всегда зависел от культурно-исторического контекста. В западной традиции — это идущее еще от древнегреческого Диониса и плавно перетекшее в церковное причащение вином — абсолютное принятие как части культуры, отдыха. Что касается ислама, то здесь гораздо сложнее. Официальные религиозные нормы категорически запрещают алкогольные напитки, но анализ повседневных норм мусульман дает крайне противоречивые сведения.

В этой связи любопытным представляется изучение повседневности татарского мусульманского общества во второй половине XIX — в начале XX века. Именно в данный период произошли значительные перемены в жизни всего российского сообщества, обострились существующие социальные проблемы. В новых условиях, когда материальные блага, а не традиции, стали определять направление жизни, наряду с заработками еще более актуальным стали и развлечения. Наиболее простым способом свободного времяпрепровождения в российской традиции оставалось употребление спиртных напитков. Получившая в пореформенное время наибольший размах трактирная культура включила в этот водоворот и татар-мусульман, проживавших в городах.

Хотя употребление спиртных напитков не было для поволжских мусульман новым явлением, оно имелось и раньше. Еще Карл Фукс в начале XIX века писал об этом: «…у татар есть сильное стремление к русским трактирам, где познакомились они с европейской роскошью и пьянством». «Усилилось это за последние 20 лет, — отмечал профессор в 1840-х, — татарские купцы и мещане почти ежедневно посещают трактиры и оставляют немалые суммы», — продолжал он.

Подтверждается это наблюдение и материалами Казанской татарской ратуши, где фигурировали дела, так или иначе связанные с нетрезвым состоянием горожан. Как подчеркивает историк Бахтияр Измайлов, в конце XVIII — середине XIX века «пьянству были подвержены в первую очередь маргинальные и беднейшие слои татарского общества». Среди любителей горячительных напитков из трактиров нередко встречались и несовершеннолетние.

Карл Фукс также отмечал, как во время мусульманского поста татары днем обходили трактиры стороной, а в сумерки уже шли туда толпами. При этом приходили в места общественного питания со своими гусями и утками потому, что избегали не халяльной еды. Таким образом, возникала интересная ситуация: пища употреблялась мусульманская, но при этом позволялись спиртные напитки.

Наиболее ярким примером синкретизма веры татар является дореволюционная традиция отмечать религиозные праздники, в особенности Курбан-байрам, со спиртными напитками. «Несмотря на запрещение религией, татары в праздничные дни не отказываются от спиртных напитков», — отмечали этнографы Губайдуллины. Причем, судя по имеющимся примерам, эта традиция в пореформенное время была распространена во всем Волго-Уральском регионе. Например, в ноябре 1880 года сорвалось одно из заседаний Стерлитамакской городской думы (Уфимская губерния). Произошло это по вине рассыльного-мусульманина, который почему-то пригласил не всех. Как он сам потом объяснял, «по случаю магометанского праздника Курбан-байрам был выпивши и забыл разнести, и все 12 повесток представил городскому голове после собрания на другой день». После Курбан-байрама 1894 года казанские мусульмане собрались в окружном суде, чтобы заслушать дело по обвинению местного жителя Нигматуллина, в пьяном состоянии избившего до смерти своего приятеля Галикова. Конфликт произошел во время празднования Курбан-байрама: вместе со своими семьями приятели отмечали за городом религиозный праздник. Но чрезмерное употребление горячительных напитков во время празднества стало причиной трагического исхода.

На избирательный подход татар к требованиям ислама обращали внимание и другие сторонние наблюдатели. Имея стандартные представления о мусульманской религии, они замечали, что запреты Пророка обходятся самыми разными путями. Например, Александр Дюма-отец, совершивший путешествие по России в 1858 году, в путевых очерках писал о том, как казанские татары свое пристрастие к спиртному прикрывают лечебными свойствами алкогольных напитков. Поэтому «в Казани над винными лавками можно увидеть вывески, где написано «бальзам» (аптека)», «Магомету нечего возразить: перед ним больной человек, а не пьяница», — иронично отметил писатель.

«Пьянство шакирдов — это уже тенденция»

О проблеме пьянства в татарском обществе во второй половине XIX века писали и сами татары. Например, в романе Загира Бигиева «Большие грехи», написанном в 1887—1889 годах, повествуется о том, как один из героев Габделгафур, сын сельского имама, шакирд казанского медресе, пристрастился к алкоголю. В результате он был отчислен из медресе. «К сожалению, пьянство шакирдов — это уже тенденция» — замечает автор романа. Употребление спиртных напитков было в обиходе не только у шакирдов, но и у самих мулл. В целом же, во всех татарских медресе во внутренних правилах оговаривался запрет спиртных напитков.

Подобный избирательный подход к канонам ислама, подстройка религии под свои запросы, вероятно, начались еще в давние времена. Ислам у татар всегда соседствовал с языческими представлениями, и в XIX веке, и в начале XX столетия они не были изжиты до конца. Их синкретизм проявлялся в различных суевериях, гаданиях, вере в гороскопы (регулярно печатались в татарских календарях) и т. д. То же самое было и в пищевом рационе, в нормах поведения. Усугублялось все это буржуазным развитием российского общества, актуализацией материальных вопросов, расширением сферы услуг и развлечений, распространением идей эпохи Просвещения, результатов научно-технического прогресса и т. д. Все эти явления способствовали ослаблению основ веры человека.

Сто грамм — не харам?

Любопытная эволюция взглядов на употребление спиртных напитков произошла у просветителя Каюма Насыри. В выпускаемом им татарском календаре от 1873 года говорится о том, что принятие алкогольных напитков в небольших дозах перед едой признается врачами полезным для организма. Через 16 лет, в календаре 1889 года, К. Насыри выступает резко против алкоголя, независимо от его дозы. Им подчеркивалось и то, что, несмотря на отдельные высказывания докторов о полезности спиртных напитков в малом количестве, лучше вовсе отказаться от них. Писал он и о вреде пива. Некоторые люди тогда считали, что пиво полезно из-за содержащихся в нем сахара и крахмала. Эти вещества, при необходимости, можно получить из других продуктов, утверждал просветитель.

Однако к рубежу XIX—XX века в Российской империи проблема алкоголизации населения лишь усилилась. О масштабности явления говорит то, что были специальные люди, занимающиеся лечением алкоголизма. В поле зрения казанского полицмейстера в 1900 году попал турецкий поданный, 62-летний Салих Алиев, который жил в Казани около 4 лет и лечил местных татар от алкогольной зависимости: «посредством молитв, написанных на бумажках, каковые кладет в стакан с водою и дает своим пациентам пить, произнося при этом молитвы из Алкорана». Целитель снимал квартиру в районе Сенной площади, рядом с домом Бадретдина Апанаева и за свои услуги брал иногда до 500 рублей.

В сборнике татарских народных пословиц, зафиксированных писателем Наки Исанбетом в первой половине XX столетия, приводится 326 пословиц на тему пьянства и спиртных напитков. Даже общее количество указывает на то, насколько прочно засела в повседневной жизни татар проблема алкоголизма. Конечно, необходимо отметить, что в данный сборник вошло и народное творчество более позднего, советского периода. Но подавляющее большинство пословиц возникло еще в дореволюционное время.

Наблюдавшееся на рубеже XIX—XX веков стремление к европейской жизни у татар проявлялось не только в безобидных явлениях вроде европейской одежды или домашних интерьеров, появления рационального подхода в организации коммерческих дел и т. д., но и в употреблении спиртных напитков. Поскольку в это время постоянно полемизировали между собой кадимисты и джадиды, то первые из них связывали вредные привычки молодежи с джадидами. Об этом кадимисты неоднократно говорили в своем журнале «Дин вэ магишат». Но на самом деле охватившие татарское общество европеизация и прогресс стали лишь оправданием старых пагубных привычек и значительно увеличили их масштабы. А появившееся в это время мусульманское реформаторство, наоборот, являлось реакцией на социальные проблемы данного времени.

Продолжение следует

Лилия Габдрафикова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Новости партнеров