Главный тренер сборной России по керлингу: «В нашей стране спорт, в принципе, мало интересен»

Эксклюзивное интервью с «Гудини» русского керлинга — главным тренером триумфаторов чемпионата мира по керлингу, прошедшему в Казани

Не так давно завершился первый чемпионат мира по керлингу в дисциплине «микст», проходивший в России. Итог чемпионата — феерическая победа наших мастеров камней и щеток. А значит, появился отличнейший повод поговорить с одним из «творцов» этого успеха — главным тренером российской сборной Василием Гудиным. Василий — выдающийся тренер и человек, член правления Федерации керлинга России, один из «прародителей» этого вида спорта в нашей стране: он был одним из тех, кто стоял у самых его истоков.

«За шахматами слежу, знаком с Крамником»

— Многие называют керлинг «шахматами на льду». Согласны с этим? Увлекаетесь шахматами?

— Это сравнение придумали в Канаде. Не то чтобы это была 100-процентная правда, но схожие моменты, конечно же, есть. Вообще, керлинг — удивительный спорт. Здесь важны как физическая форма, так и умственные способности, умение мыслить нестандартно в критические моменты, не теряться, быть тактически подготовленным, но в определенный момент нужно уметь забыть о всех тактических схемах и довериться интуиции. Шахматист тоже должен обладать этими качествами, конечно же, разве что кроме отменной физической формы.

За шахматным миром я более-менее слежу, знаком с Крамником, сам играю, был даже разряд. В наших командах ребятам, а тем более девушкам, шахматы уже не так интересны, российский керлинг — спорт молодых, а нынешняя молодежь не больно-то увлекается «игрой королей». Хотя вот с Сашкой (Александр Крушельницкий. — прим. ред.) мы порой играем. Не буду говорить, кто выигрывает, но, думаю, это для него как скипа весьма полезно.

— Вспоминая о матчах чемпионата: как вам самому удалось сдерживать себя, сохранять самообладание? Ведь по ходу матчей с Польшей, Австралией, Швейцарией наверняка хотелось крепким словцом обругать ребят за детские, по сути, ошибки?

— Хорошо, я буду на них орать, а смысл? Одно дело, если бы проиграли. Да и все равно махать кулаками после драки не есть здорово. А когда матч идет, они позвали тебя на помощь (скип команды может два раза за матч попросить судью взять тайм-аут и переговорить с тренером), у тебя только 60 секунд, есть шанс еще перевернуть игру, спасти матч. В таких условия смысла нет на них кричать. Мы же все в одной лодке, все допускают ошибки, они же не специально их делают. И тактическими схемами их нагружать в этом случае бессмысленно. Лучше поддержать ребят, подарить им надежду, веру в себя. Они же все могут, знают, умеют. Просто порой забывают об этом, волнуются. Ошибки были от переизбытка желания.

— Классическая русская история: давление трибун, власть имущих, федерации?

— Да при чем тут это? Нет, конечно, нас хорошо «попросили» минимум в медали попасть — домашний чемпионат, развитие керлинга, все дела… Как будто другие страны керлинг не развивают. Дело не в этом. Мы все искренне хотели победить, видели, сколько людей приходит на игры, как переживают, болеют, поддерживают, какие плакаты подготовили. Мы не могли их подвести, расстроить. Поэтому старт игр мы частенько проваливали. Просто-напросто перегорали до игры, не смогли справиться с собой. Бывает, нормально. Главное — итоговый результат.

— А лично для вас, тренера, что приятнее: уверенная победа или невероятный камбэк? Зрители, болельщики, журналисты предпочитают второе.

— Просто мы с вами по разные стороны ледовой коробки. Для вас спорт — шоу, а я дирижер «оркестра». И мне, конечно же, хочется, чтобы все изначально шло по плану. А камбэк означает проваленный эпизод игры, который пришлось форсированно исправлять, по ходу меняя всю игровую тактику. Это не так просто.

Лучше поддержать ребят, подарить им надежду, веру в себя. Они же все могут, знают, умеют. Просто порой забывают об этом, волнуются

«Я не знаю, чем занимается «Матч ТВ»

— Вы благодарите болельщиков, хотя на многих матчах их было маловато. Или на других турнирах и того было меньше?

— На играх сборной России всегда был полный зал, просто у нас всегда же принято полстадиона отдавать «важным лицам», волонтерам, работникам и прочим персонам, которым керлинг порой неинтересен, а болельщик не может купить билет на игру. Жаль, конечно, что практически не было людей на матчах других команд, когда не играла Россия. Билеты давали возможность посмотреть несколько игровых сессий, но никто не оставался даже на матчи грандов керлинга. В Канаде, Шотландии, конечно же, и зрителей побольше, арена масштабнее, и на играх без хозяев не пустые трибуны, как у нас.

В России спорт как таковой, в принципе, мало интересен, я давно это заметил, не только керлинга это касается. Игры в Сочи, чемпионат мира по хоккею — даже если трибуны не пустые на матчах, где нет России, то они абсолютно инертны.

К тому же, нет культуры боления. Радоваться ошибкам соперника, не знаю, как там в футболе, но в керлинге — это моветон! Я понимаю, что без ошибок скипа Швейцарии мы бы с вами о совсем другом результате говорили. Но в любом случае, это не красит наших болельщиков.

— А что нужно для образования культуры правильного болельщика в России? Возможно, стоит начать какую-то программу с этими целями?

— Я не знаю, чем занимается «Матч ТВ», но уж точно не пропагандой спорта, культуры спорта и честной игры. Что ни сюжет, так скандал, интрига, расследование, политика, деньги… Как, впрочем, вся наша журналистика. Не хочу вас обидеть, но вы же и сами понимаете это.

— Я понимаю, но ведь и спортсмены в России не имеют должной культуры общения с прессой! А ведь без СМИ спорт останется без болельщиков, спонсоров и денег!

— Не в России, мы же знаем для кого и для чего у нас спорт (улыбается). Но, в целом, вы правы. Я своим всегда говорю не отказываться от интервью и сам готов общаться.

— За это вам огромное спасибо. А были ли у вас неприятные случаи, связанные с журналистами? Есть ли запретные темы?

— В Сочи было немного неприятно общаться. Приехало много «великих» спортивных журналистов, совсем не разбирающихся в керлинге, в ранжировке команд, ситуации, и строили из себя «экспертов». Запретные темы — семья и отношение к отцепленным игрокам…

— Таким, как Валерия Микша?

— Да-да, конечно. Это вообще отдельный разговор. Здесь следует различать спортивные и человеческие факторы. Сейчас у нас с Валерией нормальные, приятельские отношения, я рад за нее, она всем довольна — все счастливы! (Валерия Микша — бывший скип молодежной сборной России, не выдержав конкуренции, поменяла спортивное гражданство и выступает за Нидерланды. — прим. ред.)

— А взяли ли бы вы Валерию в ее нынешней форме в сборную?

— Нет, не взял бы. Я полностью доволен своей командой, они подтвердили правильность моего выбора своим результатом. Тема закрыта.

«Личные отношения в команде не приветствую»

— То есть вы не отрицаете важность создания правильной атмосферы в команде для достижения результата?

— Конечно! Керлинговая сборная небольшая, мы, как семья. И роли распределяются в команде, как в семье, такие же правила и традиции. Одна из главных русских семейных традиций — не выносить сор из избы. Поэтому, даже если что-то случиться в коллективе, вы об этом узнаете в последнюю очередь.

— А есть ли особые методики в подготовке сборной «микст», команды, смешанной по половому принципу? Ведь психологи не раз отмечали различный подход к делу у представителей разного пола?

— Конечно, есть особые моменты, они всегда присутствуют. Но, в целом, мне легче работать с «микст» сборной, мужчины и женщины здесь дополняют друг друга. Тейк-аут, силовой бросок — здесь лучше справляется все-таки мужской пол. «Свип», постановка «гарда» — в этом случае хорошо ставить женщину. Но в личных взаимоотношениях пол партнера у нас отсутствует, в первую очередь они спортсмены. Это разрушило бы команду изнутри.

— А что касается отношений ребят и девушек друг к другу? Возможны ли браки в команде по керлингу?

— Конечно, возможны, они же постоянно вместе друг с другом, это сближает. Хотя многие, наоборот, «наедаются» и вне соревнований видеть друг друга не могут. Взять хотя бы сборную Словакии: муж, жена, парень, девушка — настоящая семейная команда! Но я лично против этого. Лишний отвлекающий фактор, фактор риска. Не то чтобы мы запрещаем отношения, но они не приветствуются, скажем так.

— То есть вы не будете выгонять из сборной спортсменов, заявивших вам открыто о своих чувствах?

— Конечно же, нет! Возможно, учту для себя. Но если они подойдут ко мне, сами открыто признаются, пообещают, что это не отразится на спорте, то Бог им судья, пожалуйста! Я люблю честных людей!

— А вообще, вы общаетесь со спортсменами на житейские темы?

— Да, они обращаются ко мне за некоторыми советами, я тоже иногда советуюсь с ними, но вообще я за деловые отношения, соблюдение субординации. Нужно уметь отделять работу, спорт и жизнь. Хотя порой это невозможно.

Вообще я за деловые отношения, соблюдение субординации. Нужно уметь отделять работу, спорт и жизнь. Хотя, порой, это невозможно

— Хорошо. Вернемся к соревнованиям. Вы полностью довольны своей командой?

— Команда выполнила поставленную задачу, я полностью ею доволен. Сложности по ходу игр делали нас только сильнее, крепче духом. 10 матчей — 10 побед. Но я понимал, сколько косых взглядов было на команду, это сейчас все под эйфорией. Тренер сборной России — расстрельная должность не только в футболе.

— То есть вы ощущали давление со стороны функционеров федерации и министерства спорта?

— Не то чтобы давление и не только со стороны федерации. Например, после матчей группы задавались вопросы: а не стоило ли проиграть матч с Австралией, чтобы была более удачная сетка в плей-офф? Но как я могу сказать своим ребятам проиграть? Как я могу выводить команду на домашнем чемпионате мира с пораженческим настроением?

«Желающих занять мой пост превеликое множество»

— Но вы понимали, что придется играть со Швейцарией в четвертьфинале?

— Не хочу показаться высокомерным, но если уж мы ставим самые высокие задачи, то должны быть готовы сыграть с любой командой турнира. Но я знал, что если мы проиграем, то меня и ребят просто «съедят», не подавившись. А желающих занять мой пост превеликое множество. Правда, эти люди сами не понимают, чего хотят.

— А как оцените уровень проведения чемпионата в плане его организации?

— Нормальный, мировой уровень. Например, гораздо выше, чем в том же Цюрихе. В Канаде, Шотландии, Норвегии, конечно, все же лучше, но это уже связано с опытом и традициями керлинга. Нашему керлингу всего-то чуть более 20 лет. Это дело наживное.

— Общались ли с коллегами по цеху? Как они оценивают уровень?

— Прежде всего, это ваша работа — общаться с моими коллегами на подобные темы (улыбается). Но да, парой слов обмолвились, в целом хвалят, есть некоторые сложности, но это детали и это не для прессы.

— Готова ли Россия к проведению соревнований по керлингу наивысшего уровня?

— Не то что готова, они у нас уже были, между прочим. Олимпиада прошла в Сочи 2 года тому назад, это наивысший уровень в керлинге, круче пока ничего не придумали, да и не надо. Ледяной куб — потрясающий керлинговый центр. Есть знаменитый каток в Подмосковье, там часто занимаемся. Челябинск, конечно же. Ну и в Казани у вас керлинг начал развиваться, ваш президент подписал несколько договоров о сотрудничестве. Надеюсь, они не останутся лишь на бумаге.

«Я против вмешательства государства в спорт»

— Как я вижу, вы не самый большой фанат бюрократических госаппаратов?

— Я против их вмешательства в дела спорта, и касается это, кстати, не только России. Это глобальная проблема.

— Вы за аполитичность спорта?

— Я за открытость спорта, его социальную функцию. Вот здесь собрались команды со всего мира, это же так прекрасно! Сразу видно, что мир очень большой, но при этом он крайне тесен.

— А вообще, вы за приглашение экзотичных сборных? Ведь они не могут составить конкуренцию грандам керлинга?

— Настоящий грандам керлинга вообще мало кто может составить конкуренцию. Я за приглашение таких сборных, как Бразилия, Андорра. Да, эти команды только входят в большую семью керлинга, но делают это стремительно, на них уже через несколько лет будут смотреть по-другому. Например, действующие чемпионы Норвежцы привезли в Казань резервистов, глубоких резервистов. И какой итог? А Новая Зеландия сделала стремительный прыжок в развитии, попала в плей-офф. Шведы — серебряные призеры, как тяжело им было в игре с островитянами! И дело тут далеко не только в расслабленности и недонастрое шведов…

Если уж мы ставим самые высокие задачи, то должны быть готовы сыграть с любой командой турнира. Но я знал, что если мы проиграем, то меня и ребят просто «съедят», не подавившись

— Какие теперь перспективы у керлинга в России? Изменились ли они после вашей виктории?

— Не думаю, что что-то кардинально изменилось. Керлинг все-таки олимпийский вид спорта, теперь есть дабл-микст в олимпийской программе. Именно это может сказаться, в Корее мы не сможем взять медали в тех видах, в которых брали в Сочи, будут проседания. И нужны новые виды, новые победы. И здесь шанс керлинга.

— А как сделать нашу команду сильнее? Как вы отнесетесь к натурализации шотландцев или канадцев?

— Решительно против. Это будет уже не сборная России. Некий керлинговый клуб с символикой нашей сборной. Буду банален — стройте катки, открывайте секции, приглашайте детей. И будут вам олимпийские медали. Да, не сразу. Но через 10—15 лет точно будут, причем не единожды.

Рустам Имамов, фото dspkazan.com
Спорт

Новости партнеров