Нетворкинг как он есть и другие секреты Кремниевой долины

Что может перенять Иннополис, чтобы стать таким же источником силы

«Я увидела Кремниевую долину высоченной горой, с которой смотрят на весь мир, а любой проект продумывается с поправкой на другие города и страны», — рассказывает в своей авторской колонке, написанной для «Реального времени», директор казанского рекламного агентства Well Media Наталья Льдинова. Ее 10-дневная рабочая поездка позволила не только изучить рекламный рынок Кремниевой долины, но и понять ее феномен.

Знаменитая Кремниевая долина. Прибежище технологических компаний — от малых до больших. Вместе с другими рекламными агентствами и журналистами из России и стран СНГ я отправилась туда изучить ее рекламный рынок. За 10 дней рабочей поездки состоялось 12 встреч с владельцами и управленцами digital-рекламных и медийных компаний Сан-Франциско, встречи с big data компаниями, ведущими digital-агентствами и креативным бизнесом. Это дало понимание, чем живет и дышит Кремниевая долина. Без грамотного маркетинга и рекламы здесь ни одна компания не позволит себе выход на рынок, поскольку под ним подразумевается глобальный рынок всего земного шара.

Трудности перевода и особенный Сан-Фран

Прежде чем начну рассказ о том, какой ее увидела я, хочу обратить внимание на широко распространенную ошибку, которая стала нормой. Этимологически верный перевод все-таки «Кремниевая долина», от слова silicon (кремний), а не от слова siliconе (силикон, полиорганосилоксан).

Так вот, Кремниевая долина — это целая россыпь городов, расположенных достаточно близко друг от друга, с общим населением до 1 млн жителей. Вообще большую часть поездки я провела в Сан-Франциско, втором по масштабу городе в Долине. Уточню, что сегодня Кремниевой долиной называют всю экономическую зону от Сан-Франциско до Сан-Хосе включительно. Посетила еще городки Окленд и Беркли. Они пока не входят в Кремниевую долину, и я хочу вам сказать — разница ощутима. Жители Окленда очень надеются, что из-за дороговизны жизни часть компаний из Сан-Франциско переберется к ним, и это позволит городу расцвести во всю мощь.

Сан-Фран, как называют Сан-Франциско местные жители, — это место, где уже ранним утром в людных местах пахнет марихуаной вперемешку с запахом лиц без определенного места жительства, которых встречаешь практически на каждом шагу. А еще там ты каждый день взираешь на бескрайнее голубое небо, от которого захватывает дух.

«В Сан-Франциско ты каждый день взираешь на бескрайнее голубое небо, от которого захватывает дух». Фото автора

Составляющие экосистемы

Я увидела Кремневую долину высоченной горой, с которой смотрят на весь мир, а любой проект продумываются с поправкой на другие города и страны. И от того, насколько здесь все продумано, захватывает дух не меньше, чем от калифорнийского неба. Стоит только сравнить рекламные возможности, предоставляемые социальными сетями «ВКонтакте» и Facebook или поисковиками Яндекс и Google. Когда я вижу, сколько способов эффективно рекламировать товар или услугу, которые мне предоставляют Facebook и Google, и как они постоянно развиваются, понимаю, что эти компании заботятся не только о себе и о пользователе, но и обо мне — представителе малого бизнеса. Я нисколько не принижаю «Яндекс» и «ВКонтакте», они молодцы и красавцы, но для бизнеса больше все-таки делают ребята из Кремниевой долины. Почему так получается? В чем же сила Долины?

Конечно, в русских умах. Да, разумеется, это шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Та самая утечка мозгов… Русскоговорящие, а к ним относятся все прибывшие из бывшего СССР, приняли участие почти во всех мировых проектах, хоть как-то связанных с глобальной интернет-сетью. Ну, про WhatsApp, думаю, все знают. Тут даже не стесняются говорить о том, что многие идеи зародились в умах русскоговорящих, но именно американцы их воплощают. В такие моменты за державу, конечно, становится обидно.

Второй секрет — нетворкинг. И, пожалуй, именно Кремниевая долина раскрывает истинное значение этого слова. Это не умение продавать через новые знакомства свои услуги, как это считается в России, это не партнерство, не приобретение связей, нет. Это способ найти новых друзей-единомышленников в зрелом возрасте, ведь все наши друзья родом из детства и отрочества. Каждый раз удивлялась, читая про очередного парня-стартапера, который на вечеринке познакомился с известным инвестором и тот дал ему денег на проект. Но ровно так это и происходит. В Кремниевой долине все ходят на эвенты. И это самые разные мероприятия: презентации, спортивные состязания, благотворительные балы — все общаются, делятся идеями, дают советы, тем самым поддерживая огонь в топке развития Кремниевой долины, где собрались умнейшие люди планеты.

«Как говорят в Кремниевой долине, идея ничего не стоит, тут они рождаются каждую минуту. Вся сложность в воплощении, в ее востребованности во всем мире». Фото facebook.com/ra.mediacentr

И еще к слову о стартаперах, особенно из России. Получая инвестиции, многие в первую очередь думают о своей заработной плате. Это очень веселит американских коллег. Ну не принято в Кремниевой долине зарабатывать на стартапах, пока крупный игрок не выкупил тебя. Только тогда стартапер может почивать на лаврах и тратить на себя любимого.

Интеллектуальное ядро Долины

Далее, третий секрет — в открытости. Как говорят в Кремниевой долине, идея ничего не стоит, тут они рождаются каждую минуту. Вся сложность в воплощении, в ее востребованности во всем мире. А учитывая, что Долину населяют представители со всего мира, для тестинга нового продукта или услуги это идеальное место.

Последний основной секрет, который и заложил крепкий фундамент Кремниевой долины — это создание Стэнфордского индустриального парка при Стэнфордском университете. Университету нужны были деньги. После Второй мировой войны был большой наплыв студентов, но продать огромный участок земли (около 32 кв. км), которым владел Стэнфордский университет, было невозможно в соответствии с завещанием основателя университета Леланда Стэнфорда. И тогда было найдено решение: сдавать землю в долговременную аренду под офисы. Но сдавали не всем подряд, а преимущественно высокотехнологичным компаниям. Это и решило вторую проблему Стэнфордского университета — трудоустройство выпускников. Теперь выпускники могли работать при альма-матер, а компании, что арендовали офисы (обычно это были гаражи), получали специалистов. Многие преподаватели помогали своим студентам и были их менторами, которые были полезны еще как источники полезных связей и также могли решить проблемы вывода продукта на рынок. На Западе, в принципе, ментор — уже сложившаяся профессия, а в России в связи со слабым развитием малого бизнеса она только набирает популярность.

Увидев, насколько все продумано и взаимосвязано в Кремниевой долине, начинаешь осознавать, в чем ее феномен — в уникальной экосистеме. Очень хочется, чтобы наш родной проект Иннополис стал таким же источником силы, как Кремниевая долина.

Наталья Льдинова
Справка

Наталья Юрьевна Льдинова — работает в области маркетинга и рекламы, директор и совладелец рекламного агентства Well Media.

Родилась 6 июня 1980 года в селе Колчурино.

В 1995 году окончила Верхнеколчуринскую среднюю школу Алькеевского района РТ.

В 1999 году с красным дипломом окончила Тетюшское педагогическое училище, преподаватель начальных классов.

С 1999 по 2000 г. — воспитатель в ДОУ № 282.

С 2000 по 2001 г. — менеджер в рекламно-полиграфической компании «Юлдыз-Принт».

С 2001 по 2002 г. — маркетолог, менеджер по рекламе в ОАО НПП «Микрон».

С 2002 по 2007 г. — маркетолог, зам. коммерческого директора в ОАО «Радиотелесет».

В 2005 году окончила Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, факультет технической кибернетики и информатики, специальность «Электронные вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

В 2007 году произошло присоединение ОАО «Радиотелесет» к ОАО ТРК ТВТ.

С 2007 по 2009 г. — специалист по организации вещания и взаимодействия с телеканалами в ОАО ТРК ТВТ.

С 2009 по 2010 г. — коммерческий директор в ООО «Экспресс Печать».

С 2010 по 2011 г. — коммерческий директор в ООО РА «Свет» (дочернее предприятие ФК «Рубин»).

С 2011 года директор и совладелец рекламного агентства Well Media.

ТехнологииМедиа

Новости партнеров