Максим Шевченко: «Донбасс вернули при поддержке Москвы под власть украинских олигархов»

Кто мог убить Моторолу? Кто правит в Донецке? Почему Запад срывает мир в Сирии? И причем тут российско-турецкий консорциум?

Накануне в Берлине прошли переговоры «нормандской четверки». Среди обсуждаемых тем были не только конфликт на юго-востоке Украины и выполнение минских договоренностей, но и ситуация в Сирии. Пикантности добавляет убийство знаменитого ополченца Моторолы в подъезде дома в преддверии этой встречи. В ситуации разбиралось «Реальное времени» вместе с известным журналистом и экспертом по этнорелигиозным вопросам Максимом Шевченко, который в интервью нашему корреспонденту обозначил свою позицию.

«Моторола был разменной монетой»

— На днях прошло массовое прощание с Арсением Павловым (Моторолой), где, по некоторым данным, присутствовало более 50 тысяч человек. Можно ли считать его народным героем Донбасса?

— Очевидно, для тех, кто пришел его хоронить, для тех, кто скорбит о его смерти, он является героем. А для тех, кто не пришел его хоронить и не скорбит о его смерти, он героем не является. Я думаю, что надо очень рационально к этому подходить. Моторола — кондотьер, доброволец, который воевал. Сначала был добровольцем-наемником, потом командиром взвода, командиром роты. Я бы не делал из него какую-то великую фигуру. Не он является символом донецкого сопротивления. Символами донецкого сопротивления являются Мозговой, Дремов, которые, на мой взгляд, более существенные и масштабные фигуры. Но о них Россия предпочитала помалкивать, потому что их смерть достаточно загадочна. А Моторола загадочным образом погиб прямо под «нормандские переговоры». Удивительное совпадение, не правда ли?

— Действительно. И некоторые делают предположение, что его могли «убрать» и свои. Как вам такой вывод?

— Я не знаю. Это тяжелое обвинение. Я не могу говорить, но вопросы остаются. Как можно было в охраняемом доме в закрытом лифте организовать покушение? При этом он сам боевой офицер, боевой командир. Какая украинская группа могла установить мину в его доме, когда это суперохраняемый объект?

«Я бы не делал из него какую-то великую фигуру. Не он является символом донецкого сопротивления». Фото nv.ua

— Говорят, что на похороны Моторолы сгоняли людей. Верите ли вы в подобные утверждения?

— Не вопрос, верю или не верю. Есть ли у вас данные, что сгоняли народ?

— Максим Леонардович, об этом пишут СМИ, особенно украинские.

— Я верю во все что угодно. Но украинские журналисты в данном случае — не авторитетные источники. Они заинтересованная сторона конфликта.

— Почему герои «Русской весны» в Донбассе оказались за бортом политики — убиты, отправлены на покой, сосланы в Россию?

— Моторола не был за бортом. Он ходил по Донецку, увешанный орденами, участвовал в парадах. Просто он не был ключевой фигурой. Он был разменной монетой, его в итоге и разменяли.

— Почему социальные лифты в Донбассе не сработали в отношении героев «Русской весны», тем временем, как активисты майдана теперь в органах киевской власти, сидят в Раде?

— Потому что на Донбассе никто не хотел социальных преобразований. Донбасс начинался как реальное народное восстание — и к власти пришли совершенно новые люди. Но потом Донбасс вернули при поддержке Москвы под власть украински олигархов. И теперь украинские олигархи через своих марионеток там всем рулят.

«В дипломатии политики часто говорят одно, а делают другое. Никто не обязан говорить то, что думает на самом деле». Фото kremlin.ru

О чем договорилась «нормандская четверка»

— Во время встречи «нормандской четверки» было решено, что в ДНР — ЛНР введут вооруженную миссию ОБСЕ. Нужна ли она там или нет?

— У ОБСЕ нет вооруженной миссии. Какая вооруженная миссия ОБСЕ? У ОБСЕ нет статуса вооруженного наблюдения.

— Я не большой специалист по этой организации. Вероятно, что-то вроде внешней полиции.

— У ОБСЕ нет полномочий вести вооруженный контроль, вооруженное наблюдение.

— Почему Владимир Путин после попыток диверсии в Крыму заявлял, что не хочет встречаться с Петром Порошенко, тем не менее, эта встреча прошла?

— Дипломаты. А в дипломатии политики часто говорят одно, а делают другое. Никто не обязан говорить то, что думает на самом деле. В политике только дураки говорят то, что думают на самом деле.

— Некоторые эксперты полагают, что задача Кремля — сдать российско-украинскую границу, чтобы внешне это не выглядело сдачей. А миссия ОБСЕ была бы неплохим выходом. Согласны ли с такой точкой зрения?

— Минские соглашения предусматривают переход российско-украинской границы под контроль украинских пограничников. Поэтому я не знаю, о какой сдаче идет речь. Это просто-напросто формат минских соглашений, которые надо выполнять или не выполнять.

«У России и Турции появились общие интересы — как можно скорее закончить сирийскую войну для того, чтобы обеспечить безопасность газового транзита, который, безусловно, будет мощным стимулом для турецкой экономики и для российской тоже». Фото sdelanounas.ru

Все дело в газе

— Аналитики говорят, что все-таки главной темой повестки на встрече в Берлине был не Донбасс, а сирийский вопрос. Заканчивается гуманитарная пауза в Алеппо. Чем закончится такое временное перемирие?

— Я думаю, что на фоне беспрецедентных турецко-российских соглашений, в частности по газовому контракту, складываются форматы противостояния в Сирии. У России и Турции появились общие интересы — как можно скорее закончить сирийскую войну для того, чтобы обеспечить безопасность газового транзита, который, безусловно, будет мощным стимулом для турецкой экономики и для российской тоже. Безусловно, Западная Европа не хочет этого делать, поскольку становится зависимой от турецкого газового дистрибьютора — не очень приятный, прямо скажем, формат для Западной Европы. Им гораздо выгоднее было, когда газ шел через Украину, Украина воровала газ, кормила себя за счет этого газа, и Западная Европа одновременно изображала из себя заботливого попечителя украинской демократии. Но теперь украинские 15 млрд кубов пойдут через Турцию. Украина останется без газа, а Европа будет вынуждена считаться с российско-турецким консорциумом. Она сделает все, чтобы сорвать этот консорциум. Один из форматов срыва этого консорциума — поддержка и развязывание сирийской войны и перенос сирийской войны на территорию Турецкой Республики.

Думаю, на словах призывая к миру, на самом деле европейцы будут поддерживать курдские военные формирования, будут поддерживать военные формирования на территории Сирии и всячески срывать все мирные форматы и все мирные переговоры. Потому что мир обозначает российско-турецкий газовый консорциум с присоединением к нему Ирана. А это значит зависимость Европы от газа. Война это продолжение большой игры, в том числе на газовых коммуникациях. Поэтому европейское лицемерие не знает границ. А у России с Турцией появились общие интересы. Очевидно, турки закроют глаза на Халеб, а Россия и Иран закроют глаза на Мосул и курдские территории.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров