Сергей Иванов: «Любые инициативы, которые позволяют притащить сюда туристов, наш госкомитет поддерживает»

Стенограмма онлайн-конференции с главой Госкомитета РТ по туризму. Часть 2

Сергей Иванов: «Любые инициативы, которые позволяют притащить сюда туристов, наш госкомитет поддерживает»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

За минувший год появилось сразу несколько проектов, которые позволяют привлекать туристов: уникальная чартерная программа на новогодние праздники для жителей Санкт-Петербурга, чартер из Китая «Урумчи — Казань», туристические программы для финнов. В стадии разработки — проекты с Германией, Ираном, Индией. Они могут стартовать уже весной следующего года. Однако далеко не все проекты оказываются успешными. Как стало известно, пока не оправдал себя чартер из Китая, правда, по словам Иванова, это, скорее, связано с трудностями туроператора.

  • Сергей Иванов — председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»

«Проводим большое количество промо-активностей»

Вы говорили уже, что удается привлечь новых туристов, а как идет работа в целом по продвижению Татарстана за пределами региона? Что делается для поиска туристов?

— Достаточно активно мы работаем на тех рынках, которые являются для нас приоритетными. В первую очередь, это, конечно, рынок РФ, т. е., 85% туристов, которые к нам приезжают, это представители России. Проводим большое количество промо-активностей: пресс-туры, блог-туры, привозим других операторов, помогаем им в продвижении их турпродукта. Это первое.

Второе — это по зарубежным странам, мы по ним работаем на наших самых интересных туристических рынках. Это либо там, где у нас есть прямое авиасообщение: Финляндия, Германия, Чехия, — либо же те страны, которые являются самыми крупными поставщиками туристов на российский рынок: Китай, Иран. В перспективе это будет Индия, пока мы еще не начали работу, но, я думаю, в ближайшие год-два мы начнем двигаться и там.

В этих странах мы проводим роуд-шоу, т. е., когда передвигаясь по нескольким городам, мы собираем представителей туристического бизнеса, презентуем Татарстан, презентуем наши компании, и стимулируем продажи их туристического продукта в Татарстан, возможно, в комбинации с Москвой и Санкт-Петербургом. Второе — это мы привозим из этих стран журналистов, т. е., пресс-туры для журналистов и блогеров. Третье, что мы делаем — часто мы даем прямую рекламу в СМИ этих стран или этих регионов. И четвертое — это поддерживаем каналы продаж основных зарубежных операторов, которые имеют в своем портфеле туры в Казань и в Татарстан для того, чтобы активнее продвигать этот продукт на рынок тех стран, где они работают. Вот, собственно, четыре основных инструмента. Плюс выставки.

«Сейчас стоит вопрос выживаемости этого чартера»

— Давайте о некоторых направлениях более подробно поговорим. У нас открылся чартер Урумчи — Казань. Как он сейчас заполнятся? Первый рейс, насколько помню, прошел успешно, на «ура». Сейчас как продолжается это дело?

— Этот рейс сейчас продолжается, загрузка в среднем, по моему пониманию, не очень высокая, это 50—65%. Дело в том, что действительно над проектом прямого чартера в Китай мы работали в течение последних двух лет, он состоялся. Но Китай — очень сложная страна, и внутри каждой провинции очень сильная конкуренция не только между туристическими компаниями, но и между перевозчиками, т. е., все борются за китайский рынок. Поэтому оператор, который выступил инициатором этого чартера из Китая, столкнулся с очень сильным давлением со стороны, как китайских авиаперевозчиков, так и казахстанских, и российских, так как, естественно, никто не хочет терять свою долю рынка и конкуренция очень серьезная. Поэтому ему нелегко, но мы ему стараемся помогать, в том числе поддержкой рекламой и всем остальным. Надеемся, что этот проект возобновится и в следующем году. Сейчас еще несколько рейсов состоится, и проект остановится, но объективно: у нас сезон теплый заканчивается, а уже со следующего года, с весны, мы планируем, что проект восстановится.

Первый рейс Урумчи — Казань прошел на «ура» realnoevremya.ru

— Говорилось еще, что этот проект рассчитан на посещение Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, но упоминалось, что, возможно, для китайских туристов будет тур по Татарстану. В этом направлении как-то движетесь?

— Движемся. Мы разработали два варианта программ пребывания для китайского оператора. Единственное, по договоренности с ним, в этом году он эти программы не продает, потому что сейчас стоит вопрос выживаемости этого чартера. Сейчас работа идет стандартной классической и понятной всем программой: Казань — Москва — Санкт-Петербург, — и задача так накатать этот маршрут, чтобы заполняемость рейса достигала 90—95%, 100% в идеале. А дальше уже дополнительно вводить продукты, которые более нишевые — либо только Татарстан, либо только Татарстан плюс соседние города (я тоже этого не исключаю), либо Татарстан плюс какая-то круизная программа по Волге.

— Что-то похожее планировалось сделать с Финляндией. В чем там суть проекта, и как он развивается?

— С Финляндией мы работаем, вот в этом году уже появились, пошли регулярные группы туристов из Финляндии. Там опять же в зависимости от оператора, в зависимости от того, с какой аудиторией он работает, туристический продукт немного отличается: кто-то больше ориентирован на культурное наследие, кто-то больше ориентирован на знакомство с этническим компонентом народов, живущих на территории Татарстана, кто-то в целом на такую общепознавательную тему, связанную с объектами ЮНЕСКО, с ресторанами, с какими-то развлекательными учреждениями и т. д., а именно: есть несколько операторов, у каждого есть свой продукт, и они составляют его в зависимости от предпочтений своих клиентов. Но я могу сказать, что в этом году мы действительно видим, что, пусть пока еще не глобально, это не десятки тысяч человек, но пошла регулярная работа на финляндском рынке, это очень важно.

Для них тоже какой-то чартер организован?

— Нет, они летают регулярным рейсом через компанию Finair «Хельсинки — Казань» три раза в неделю, поэтому в данном случае очень удобно.

— Татарстанский маршрут или тоже по России?

— Только татарстанский: они прилетают в Татарстан и никуда за пределы Татарстана не выезжают.

— Вы сказали, что еще с Ираном ведется какая-то работа.

— Иран сейчас очень активно наращивает туристический поток в Россию, и для них очень интересна тема посещения тех регионов, где комфортно находиться мусульманам. В данном случае Татарстан для них — это идеальная площадка. Мы планируем, что проведем пресс-тур для журналистов из Ирана для того, чтобы сделать некий вброс в информационное пространство Ирана информации о Татарстане, и постараться уже, проработав зиму с туроператорами, на следующий год выйти с тем, чтобы у иранских операторов появились в продаже пакеты с посещением Казани и Татарстана: как минимум в комбинации с Москвой или Санкт-Петербургом, как максимум — какие-то отдельные программы будут по Татарстану. Или так же, как и у китайцев полет в Татарстан, дальше — в Россию, и вылет либо из другой точки, либо из Татарстана.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Иран сейчас очень активно наращивает туристический поток в Россию, и для них очень интересна тема посещения тех регионов, где комфортно находиться мусульманам

«Со следующего года начнем получать первых туристов из Германии»

— Еще один инфраструктурный проект: как сейчас заполняется рейс во Франкфурт-на-Майне? Ходят слухи, что слабое заполнение рейса, работает он вообще?

— Рейс работает, я сам на нем летал. Все, кто на нем летают, говорят, что рейс однозначно удобный, и действительно, время отлета и прилета очень удобное, самолет очень хороший. Лучше уточнить загрузку в аэропорту Казани или у «Аэрофлота». Да, самолет, наверно, летает не битком, но, тем не менее, в отдельные даты заполняемость очень хорошая. Поскольку для наших жителей Франкфурт — это такое деловое направление, сейчас наступил сентябрь, деловая активность повысилась. Естественно, большое количество выставок и конференций проходят во Франкфурте, и сейчас будет расти именно сегмент бизнеса.

В то же время мы провели несколько активностей. Во-первых, наши туроператоры съездили и посмотрели, что есть в регионе Франкфурта, т. е., они уже начинают предлагать нашим туристам. Во-вторых, приезжала большая делегация немецких журналистов сюда, которая также осветила все наши туристические ресурсы. Кроме этого, буквально неделю назад приезжала крупная группа немецких туроператоров, чтобы посмотреть, что есть у нас, чем богат Татарстан, и уже со следующего года турпродукт Татарстана появится в сетке продаж одного очень крупного немецкого оператора и нескольких операторов среднего звена Германии. И я думаю, что мы уже со следующего года начнем получать первых туристов из Германии, которые прилетят этим рейсом.

«Это уникальный случай в истории Татарстана, когда из другого региона к нам ставят чартерный рейс»

— К слову о туроператорах, вы и наших операторов призывали принимать участие в создании различных проектов. Я знаю, что, как минимум, петербургские туроператоры откликнулись, и есть проект, который петербургский туроператор осуществляет с нашим авиаперевозчиком для посещения Казани петербуржцами. Этот проект получил сейчас какое-то развитие? Насколько он популярен?

— Это питерская компания «Премьера-тур», и мы действительно уважаем и благодарим за такой очень целенаправленный подход к Татарстану, это очень хорошая компания. Они впервые приняли такое решение. Существующий объем перевозки между Санкт-Петербургом и Казанью часто недостаточный, особенно в «высокие» даты. Они договорились с компанией ЮВТ о том, что в новогодние каникулы они поставят прямо отдельные чартерные рейсы из Санкт-Петербурга в Казань. Понятно, что часть туристов полетит этим же рейсом из Казани в Санкт-Петербург, потому что они также принимают и в Санкт-Петербурге, но процент будет как минимум 50% на 50%.

Это на сегодня уникальный случай пока в новейшей истории Татарстана, когда из другого региона к нам ставят чартерный рейс, заказчиками которого выступает туристическая компания. Я не беру сейчас рейсы в Симферополь, на Черноморское побережье, когда в сезон в пляжном направлении наши туристы улетают. Но вот так, чтобы чартерный рейс из Санкт-Петербурга в Казань — это, конечно, вариант новый. Мы всячески будем поддерживать и помогать этому туроператору в том, чтобы этот проект состоялся и оказался как можно более успешным.

Это на сегодня уникальный случай пока в новейшей истории Татарстана, когда из другого региона к нам ставят чартерный рейс, заказчиками которого выступает туристическая компания

— Этот опыт можно как-то распространить или это уникальная вещь?

— Можно. Тут все зависит от оператора, поэтому я и говорю, что я приглашаю не только татарстанских туроператоров, но и российских прийти со своими проектами, объяснить, в чем требуется помощь. То есть, все, что приводит туристов в Татарстан, любые инициативы, которые позволяют притащить сюда туристов из России, из-за рубежа наш госкомитет поддерживает всеми возможными инструментами.

«1001 удовольствие — это то, на чем основывается программа Visit Tatarstan»

— Много вопросов задают относительно бренда, который у нас принимался, менялся, развивался. На чем сейчас остановились, что сейчас является туристическим брендом Татарстана?

— У нас есть программа продвижения туристического бренда Татарстана, который называется Visit Tatarstan. У нее есть концепция, идеология, визуальное изображение. Мы понимаем, что Татарстан действительно богатый регион. У нас есть очень много разнообразных вещей: есть и объекты инфраструктуры, спортивные объекты, есть объекты исторические — культурного наследия, есть развлекательные структуры — аквапарк «Ривьера», например. И очень сложно с точки зрения туриста сформулировать, а что есть такое главное в Татарстане. Потому что мы все знаем, например, страны: Таиланд — страна улыбок, Финляндия — мы четко понимаем, что это природа, чистота.

Мы очень долго искали такую идею для Татарстана и, мне кажется, нам удалось ее найти. Мы провели очень много исследований и опросов и поняли, что в Татарстан люди приезжают, чтобы получить удовольствие, и эта концепция 1001 удовольствие — это то, на чем основывается программа продвижения Visit Tatarstan. То есть, человек, приезжая сюда, неважно, что он делает, важно, чтобы он получал удовольствие. То есть идет в музей — получает удовольствие, идет в ресторан — получает удовольствие, гуляет на природе — получает удовольствие, идет на спортивное соревнование — тоже получает удовольствие.

И для того, чтобы донести эту ключевую идею, нам понадобилась графическая визуализация всей этой идеи. И мы разработали очень много таких разнообразных паттернов, разнообразных написаний. Оригинальный логотип — открывающиеся ворота башни Сююмбике, которые символизируют такое гостеприимство. Начали использовать его в продвижении. И я вижу, что эта идея очень быстро понимается нашей аудиторией потенциальной, нравится, и она привлекает людей. Люди заинтересовываются Татарстаном и хотят в конечном счете узнать больше. Люди хотят конвертировать свой интерес в непосредственную поездку в Татарстан. Поэтому сейчас по линии туризма мы работаем с программой Visit Tatarstan с ее визуальной частью и концептуальной частью, и я уверен, что это даст очень хороший результат нам.

«Часто имеющееся производственное оборудование наших предприятий, не позволяет выдать сувениры нужного качества»

— На практике Visit Tatarstan где-то в сувенирной продукции уже можно встретить?

— Уже сейчас разработан ряд сувениров. На самом деле мы столкнулись с тем, что у нас часто имеющееся производственное оборудование совершенно разных предприятий, которые производят сувенирную продукцию и т.д., не позволяет выдать сувениры того качества, которое требуется в соответствии с разработанными, описанными паттернами. Поэтому сейчас, по крайней мере в нашей сувенирной продукции, есть чехлы для чемоданов, зонты, брелки, магниты, ручки и т. д. Но этого недостаточно, важно, чтобы в этом стиле, в этом бренде появлялось как можно больше новых, современных сувениров, которые люди не просто поставят на полку или на стол, а которыми будут пользоваться в повседневной жизни — это и часы, и упаковка продуктов, и это одежда и т. д. Сейчас идет работа над этим.

«Сейчас по линии туризма мы работаем с программой Visit Tatarstan, с ее визуальной частью и концептуальной частью, и я уверен, что это даст очень хороший результат».

— Вы ищете каких-то местных производителей?

— Безусловно. В первую очередь нас интересуют местные производители, наша позиция такая, что добавленная стоимость должна создаваться и оставаться на территории РТ. Поэтому задача — чтобы производство было основано и локализовано здесь.

— А с дешевыми китайскими производителями насколько можно будет конкурировать?

— С ними можно будет конкурировать только одним — это оригинальностью сувенира. Если он будет красивее, качественнее, интереснее, чем обычный китайский магнит или кружка, то естественно, люди будут покупать. Они будут понимать, что нигде больше такого не встретят. Кроме этого, естественно есть авторские права, при производстве похожих сувениров в Китае будет включаться российское законодательство, и антимонопольный комитет будет очень четко помогать нам в этой работе, отслеживать нетатарстанских производителей.

«Так экономическая ситуация сложилась, и часть людей выбрали Татарстан и Казань именно по этой причине»

— Понимаю, что не совсем ваша тема, но не могу не коснуться самых актуальных вопросов туротрасли. Вас как эксперта хотелось бы спросить: следили ли вы за тем, как менялся выездной турпоток из Татарстана в этом году и в какое направление он перенаправился?

— Действительно мы не отвечаем за выездной туризм, я просто могу сказать то же самое, что есть в СМИ: поскольку не было выездного потока (по крайней мере большую часть лета) в Турцию, в Египет, произошла переориентация на средиземноморские курорты… Кстати говоря, был ряд азиатских направлений, которые традиционно летом не продавались, а в этом году продавались — это Таиланд, Вьетнам, что очень удивительно. Но тем не менее, я могу сказать, что в целом выездной туризм упал. Это связано и с ростом стоимости путевок. Падение составило от 30% до 40% по некоторым направлениям. И в этом году вырос спрос на греческие курорты, потому что первми по цене стали испанские и болгарские направления, но с появлением регулярных рейсов в Турцию часть туристов начала все-таки летать в Турцию.

— Такая ситуация на внешних туристических рынках способствует развитию туризма в Татарстане, или это разные турпотоки, это разный туризм?

— Косвенно, безусловно, способствует. Но мы четко понимаем, что человек, который хочет отдохнуть на море, в Татарстане получить такой возможности не может. А у наших российских жителей потребность появиться на море — это самая сильная вообще потребность. Нашему жителю покажи красивую картинку теплого моря, и, неважно, в какой стране это находится, мы скажем: «Хочу». Это желание №1, и это понятно. Но в то же время, безусловно, косвенно сказывается, потому что тот, кто традиционно отдыхал в европейских странах, я имею в виду культурно-познавательный туризм, и в этом году, может быть, это было ему где-то не по карману, и естественно он посмотрел, а что же есть внутри страны. И, например, московский регион, регионы центральной России и где-то даже южные районы многие посмотрели на Казань, и, конечно же, для нас это большой плюс. Так экономическая ситуация сложилась, и я думаю, что часть людей выбрали Татарстан и Казань именно по этой причине. Но я надеюсь, что они остались довольны, уверен, что они получили 1001 удовольствие здесь в Татарстане, и вернутся к нам снова в любых экономических условиях.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Мне очень нравится отдыхать в Татарстане. Я считаю, что у нас действительно уникальные возможности для этого есть: и природные, и культурно-исторические факторы

«Курортный сбор остается на территории региона»

— И еще один вопрос тоже не совсем по вашему направлению, но в продолжении курортной темы. У нас появляется курортный сбор в России. Он как-то коснется Татарстана или это коснется только черноморского побережья?

— Я думаю, что он коснется Татарстана, потому что это будет федеральный закон, налог будет взиматься непосредственно в российских регионах. Пока не могу сказать конкретно, как он будет взиматься и в каком размере и т. д., потому что сейчас будет разработан законопроект, потом соответствующее постановление правительства, ставки, порядок сбора, порядок администрирования и т. д. Но то, что он коснется Татарстана — это однозначно, коснется всей страны.

— А как он может отразиться на туротрасли?

— С одной стороны, это серьезный ресурс для появления дополнительных средств инфраструктуры, с другой стороны, наверно, он где-то он повлияет на повышение стоимости туристического обслуживания людей. Но с другой стороны, если его размер будет комфортным и оптимальным, то существенного влияния с этой точки зрения он не окажет. Но с точки зрения агрегирования дополнительных финансовых ресурсов, то, конечно же, положительно влияние окажет.

А деньги эти должны будут прийти в регионы?

— Более того, он будет собираться на уровне регионов и даже в федеральный центр он не будет передаваться. Весь собранный курортный сбор остается на территории региона. Насколько я понимаю, это принципиальная особенность этого курортного сбора.

«Надо, если есть возможность, ездить и за рубеж, но в первую очередь нужно посмотреть, что есть рядом»

— У нас вопрос от читателя: «А сами вы отдыхаете? И где отдыхаете?»

— Конечно, отдыхаю. На самом деле, мне очень нравится отдыхать в Татарстане. Я считаю, что у нас действительно уникальные возможности для этого есть: и природные, и культурно-исторические факторы. Но если брать какие-то более дальние рубежи, то вот меня сейчас очень сильно привлекают страны СНГ, и они тоже прошли большой путь, особенно прикаспийские страны, страны кавказского региона. Очень много положительных отзывов слышно о них, хотелось бы посмотреть, что происходит там.

— А последнее место, куда ездили?

— Тяжело вспомнить. Но я ездил в Петербург и Москву с семьей, где мы прошли по главным музеям, наследие у нас колоссальное.

— А в России еще где-то понравилось?

— Очень красивый и уникальный регион — это конечно Карелия. Потом очень много красивых мест находится в районе Байкала и чуть южнее. Центральная Россия — ее можно вообще ездить и не объездить. Очень понравилось, конечно, в Крыму, и, кстати говоря, я два года назад отдыхал с семьей в Крыму. Сочи — великолепное направление, как и прибрежная территория, так и горный кластер. Конечно, надо, если есть возможность, ездить и за рубеж, смотреть культуру и обычаи народов, живущих и в Европе, и в Азии, и в Южной Америке, и в Северной Америке, но, в первую очередь, нужно посмотреть, что есть рядом.

— У нас остается совсем немного времени, буквально две минуты. Следующий туристический этап у нас — это ноябрьские праздники, в которые тоже ожидается, наверное, большой приток туристов. Что-то готовим мы на ноябрьские праздники, и какой поток туристов мы ожидаем?

— Ноябрьские праздники —это традиционно школьный поток, это время школьных каникул, когда гостиницы Татарстана заполнены, в основном, школьными группами. Поэтому для этой аудитории будет огромное количество программ в музеях, как в Болгаре, в Свияжске, в Елабуге, в Тетюшах, в Чистополе, так и в музеях Казани, в Казанском кремле, музее ИЗО и т. д. Поэтому на сегодняшний день большое разнообразие, на самом деле, это и представления в театрах, это и концерты, и все остальное.

— Какой поток ожидается?

— Сейчас сложно сказать, это только экспертная оценка может быть. Порядка тысяч 2530 человек может приехать на ноябрьские каникулы.

Первая часть стенограммы онлайн-конференции

Диляра Ахметзянова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров