Александр Галицкий: «Венчурной индустрии у нас просто-напросто нет»

Через автоматизированное рабочее место клиента Банка России с помощью кибератак злоумышленники смогли вывести из банковской сферы 1,2 млрд рублей

Александр Галицкий: «Венчурной индустрии у нас просто-напросто нет»
Фото: realnoevremya.ru/Мария Горожанинова

Накануне эксперты рассказали IT-стартаперам о работе венчурных фондов и кибербезопасности банковской сферы. Как узнал корреспондент «Реального времени», по мнению управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого, в России так и не сформировалась индустрия венчурных фондов. В свою очередь, заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев рассказал о том, что за этот год из практически 3 млрд рублей не удалось спасти от хищения через автоматизированное рабочее место клиента Банка России порядка 1,2 млрд рублей.

«Реального фонда фондов в России не появилось»

В преддверии форума Finopolis-2016 в IT-парке с лекциями выступили сразу два приглашенных спикера — управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий и заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев. Открытые лекции стали логическим завершением преакселерационной программы, в рамках которой в течение 3 дней 17 лучших финтех-стартапов России работали в IT-парке с экспертами для того, чтобы выступить завтра на конкурсе форума Finopolis.

Первым с темой «Тренды глобального финтеха» выступал Александр Галицкий. Заметим, что спикер также входит в состав Совета Фонда Сколково, Попечительского совета СколТеха и является председателем Консультативного совета ОАО «РВК» и владеет более 30 патентами и изобретениями. Речь в его выступлении пошла не только о тенденциях в индустрии, но и о ситуации с венчурными фондами в России. Эксперт также поделился некоторыми советами по созданию своего бизнеса.

Начиная с общего, Галицкий рассказал, что отечественные разработки приводят в лучшем случае к встраиванию в мировую цепочку технологических улучшений. Для внедрения и реализации новых технологий на территории не хватает законов и регулирования, кроме того, не лучшим образом на это работает запретительная политика, ограничивающая внедрение технологий.

При этом Москва в одном из рейтингов заняла второе место по поставке талантов в области IT. В свою очередь, по реализации бизнес-возможностей, по словам эксперта, мы находимся на 16-м месте.

Основной задачей своего венчурного фонда Галицкий назвал вывод российских компаний на глобальный рынок. «Причина этому очень простая: если это высокотехнологическая компания, можно долго говорить об импортозамещении, я всегда говорю об импортонападении, потому что если вы затерялись в борьбе за 3% рынка и не пошли на глобальный рынок, где потенциал выше, — вы упустили время, так как конкуренты вам не дадут потом туда зайти». В пример он привел security-компании, которым сложно пробиться на мировом рынке.

Мастер-класс по привлечению исламских финансов

На сессии вопросов финансист Марат Кадыров, заметив, что в Казани была принята «дорожная карта» развития партнерских финансов, задал эксперту вопрос: «Были ли в вашей практике совместные с исламскими инвесторами проекты и что, по вашему мнению, нужно, чтобы у нас эта сфера развивалась более динамично, потому что западные инвестиции к нам, к сожалению, пока приостановились?».

На это Галицкий ответил, что, во-первых, не считает, что западные инвестиции к нам приостановились и, к примеру, в Almaz Capital нет государственных средств и инвестиции в основном западные.

— Что касается исламских денег, мне кажется, что в России делается много ошибок. Это, конечно, не мое дело, я не занимаюсь государственными делами, я могу только сказать: есть Российская венчурная компания, которая должны была за это время стать нормальным фондом фондов, куда те самые деньги должны были прийти, и в этой компании должно было родиться много других венчурных фондов. Но она занималась множеством вещей и мне кажется, что реального фонда фондов не появилось: появлялись компании 50 на 50, где 50 млн условно дали РВК и 50 млн заставили дать ВТБ. Появилось несколько фондов, которые одноразово выстрелили и пропали — результата от этого нет.

Если вы посчитаете, то фондов в России просто нет. Когда кто-то рапортует у нас по венчурной индустрии ее просто-напросто нет

По его словам, должен был появиться настоящий фонд фондов, который не просто говорил бы: «Я вам даю 50 миллионов, идите стройте фонд», а который бы давал 20% от заявленных командой денег, и если бы компания была способна собрать оставшиеся деньги, то она бы смогла реализовать и фонд. Галицкий уверен, что именно так нужно работать с исламскими финансами.

Спикер пояснил, что данный способ является наиболее безопасным. Он также заметил, что и у Республики Татарстан есть способ самостоятельно создать такой фонд. Отвечая на другие вопросы, Галицкий снова вернулся к венчурным фондам. Он вспомнил, что в 2002 году венчурное финансирование звучало как фантастика, но сейчас ситуация изменилась. Однако особых надежд на развитие отечественных венчурных фондов эксперт не питает.

«Если вы посчитаете, то фондов в России просто нет. Когда кто-то рапортует у нас по венчурной индустрии — ее просто-напросто нет».

Мобильный банк как слабое звено

Заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев говорил о кибербезопасности банковской сферы и в своем выступлении апеллировал к многочисленным графикам на проекторе. Так, согласно анализу данных отчетности, представленной операторами услуг платежной инфраструктуры Банку России, у юридических лиц объем несанкционированных операций в 2016 году по сравнению с 2015-м снизился.

В прошлом году пик пришелся на III квартал, когда цифры по объему несанкционированных операций составили 1 732,2 млн рублей, после чего произошло снижение. Оно объясняется внедрением в конце года новых технологий, защищающих компании от хищений. В этом году эта цифра держится стабильно в районе 350 млн рублей и пока она максимально вырастала только в III квартале до 356,3 млн рублей.

Снижение количества хищений денежных средств у физических лиц началось только во II и III квартале этого года: если за весь прошлый год минимальная цифра составляла 512,6 млн рублей, то после пика в I квартале 2016 года (738,4 млн рублей) она начала падать до 503,5 и 408,6 млн во II и III кварталах соответственно.

Однако здесь нужно учитывать, что за III квартал статистика составлена только по данным двух месяцев — июля и августа. Но, несмотря на это, Сычев говорит о том, что показатели удалось снизить за счет в том числе перехода эмитентов на использование платежных карт с микрочипом. В свою очередь, такой резкий рост по объему несанкционированных операций в I квартале он связал с операциями без предъявления платежной карты — например, через мобильный банк.

— Это как раз приходится на тот период, когда ряд коммерческих банков активно начал эксплуатировать новые финансовые технологии, — прокомментировал статистику Сычев.

В банкоматах количество преступлений с помощью магнитной карты за 2015 год сократилось порядка на 40%. «Тому есть объективные причины. Но проблема в том, что теперь банкоматы начали «чистить» целиком», — рассказал эксперт. Если не вдаваться в подробности схемы опустошения банкомата, то эту работу можно назвать просто взломом машины.

«На той стороне работает серьезная индустрия»

Представлены на слайдах были и доходы преступников в зависимости от их роли. К примеру, координатор получает 30% от выручки. Подготовка и проведение компьютерной атаки (DDoS и спам) обходятся злоумышленникам в 10—15 тыс. долларов. Модификация вредоносного кода — 15—20 тыс. долларов. В ходе анализа проблемы также был сделан вывод, что на данный момент ведется серьезный поиск и вербовка инсайдеров.

— На той стороне работает серьезная индустрия. Может быть, она не такая многочисленная, но она достаточно серьезна, хорошо организована и с четко распределенными обязанностями, — уверил Сычев.

Мы сейчас можем говорить о том, что фактически из 3 миллиардов рублей, на которые покушались, 1,2 миллиарда достались злоумышленникам

Для борьбы с хакерами более года назад по поручению Совета безопасности РФ в структуре Банка России был сформирован центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере.

— Мы сейчас можем говорить о том, что фактически из 3 миллиардов рублей, на которые покушались, 1,2 миллиарда достались злоумышленникам. Поверьте, показатель за год работы с момента старта мониторинга и активных противодействий злоумышленникам — это хороший результат, — подытожил работу центра эксперт.

Всего за это время было возбуждено 12 уголовных дел, удалось предотвратить хищений на 0,57 млрд рублей и временно заблокировать на счетах 1,1 млрд рублей.

Мария Горожанинова, фото автора

Новости партнеров