Бум не вызывает шум: чего ждать от заявлений Путина о снижении затрат государства на профессиональный спорт

На днях с очередным заявлением об участии государственных компаний в финансировании спорта выступил Владимир Путин. Главным из его слов стало высказывание о том, что массовый спорт должен развиваться за счет оптимизации затрат регионов и госкомпаний на профессиональные клубы. Президент попросил правительство разобраться в этом вопросе и проанализировать расходы. Насколько серьезно стоит отнестись к этому и что ждет российский спорт в случае осуществления замысла президента — в материале «Реального времени».

Проблемы есть, решений ждем

История высказываний по этому вопросу за последний год носит систематический характер. За 2015—2016 гг. президент РФ выступал в среднем по разу каждые три–четыре месяца, остро реагируя именно на то, о чем на этой неделе напомнил снова. Почему главе государства приходится об этом напоминать так часто — непонятно. То ли это неумение минспорта оперативно решать существующие проблемы, то ли на это влияет сложность воплощения планов в реальность?

Все началось примерно в июне 2015 года, когда в стране возобновили сдачу нормативов ГТО. Тогда было выделено свыше одного миллиарда рублей на увеличение заинтересованности населения в спортивном образе жизни путем развития комплекса ГТО. Огромные планы требовали больших расходов, и средства были выделены. По всей видимости, это послужило толчком для оптимизации государственных затрат на финансирование профессионального спорта. Федеральный бюджет и в особенности региональные запасы зачастую тратят неоправданно много.

— Ассигнования из бюджета, из средств госкомпаний должны, прежде всего, идти, в основном, на массовый спорт, а не на закупку иностранных звезд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам, как это порой, к сожалению, у нас до сих пор бывает, — поделился своим мнением Владимир Путин, в своем выступлении 2 июня 2015 года.

Таких выступлений было достаточно, вдаваться во все подробности будет излишне, поэтому выделю лишь основные моменты из его слов. Такого рода анализ даст нам наглядный пример того, в каком направлении видит наш президент дальнейшее развитие профессионального спорта в России. В свете последних пертурбаций в спортивных кабинетах это является особо актуальным. Возможно, кому-то станет понятней, что творится в нашем спорте.

Итак, таких острых тем три:

  • Развитие массового спорта путем усовершенствования действующих условий работы с молодыми спортсменами.
  • Перестать тратить государственные деньги на содержание профессиональных команд.
  • Вывести профессиональный спорт на самоокупаемость.

На сей раз Путин прямо сказал обо всех трех проблемах и поручил правительству решить это как можно скорее:

— Убежден, что финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт. О том, что профессионалы могут и должны зарабатывать сами, мы уже не раз говорили. Я прошу правительство проанализировать эти затраты госкомпаний и сделать соответствующие предложения. Конечно, эта работа должна быть поэтапная и аккуратная, чтобы ничего не разрушать, а, наоборот, созидать, и утвердить этот план до конца текущего года», — сказал Путин на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта.

А готовы ли к труду и обороне?

Основным исполняющим органом поручений президента является министерство спорта во главе с Виталием Мутко. Получающий в последние годы бесчисленное количество критики министр не справляется и с этими заданиями. Так, например, представленный недавно план развития футбола «Стратегия—2030» должен был быть составлен еще в ноябре 2015 года, а из-за отсутствия этого документа Путину даже пришлось сделать напоминание, что требуется поработать над этим вопросом.

Несмотря на то, что Мутко усердно заявляет нам об открытии «n-ного» числа центров подготовки кадров, ощутимых результатов этого наша страна не замечает. Имидж здорового образа жизни все еще находится на задворках общественного мнения, интереса со стороны населения больше не становится. Можно ли решить эти проблемы одним лишь внедрением норм ГТО и открытием спортивных центров, ответить не просто. А вот с финансированием трудности периодически случаются. Несколько дней назад, например, губернатор Пензенской области сделал заявление, что спортивные объекты должны как-то выкручиваться сами, мол, мы построили, а вы там зарабатывайте.

Относительно заработка вопрос, кстати, интересный. В одном из основных тезисов Владимира Путина отмечалась как раз таки плохая финансовая обеспеченность массового спорта. Отрегулировать эту проблему он предлагает за счет снижения затрат на профессионалов, предоставляя возможность зарабатывать на спортсменах, а не на простом народе. Правда, как это сделать, сказано не было, однако только лишь оптимизацией расходов на дорогие контракты бесчисленных «звезд» можно сэкономить довольно большую сумму.

Говоря об оптимизации, речь заводят прежде всего о командных видах спорта. Не секрет, что зарплатные ведомости команд, а также их трансферные аппетиты, вместе с завышенными комиссионными спортивных агентов напоминают один большущий мыльный пузырь, от «взрыва» которого можно сорвать неплохой куш в пользу массового спорта. В связи с этим, получается, что после заявления об ужесточении контроля за государственным участием в спорте как минимум доля этих расходов должна была уменьшиться.

Но на деле оказалось, что просьба президента была проигнорирована и прежде всего теми регионами, на которые он особо рассчитывает. Питер и Казань активно провели трансферное окно в футболе, накупив огромное количество легионеров, идеально подходящие под слова — «ради престижа, по непрозрачным и часто необоснованным ценам», как говорил когда-то Путин в одном из интервью. Возразить эти команды, конечно, могут: де-юре они обе спонсируются за счет частных вливаний, но мы же прекрасно знаем, насколько они таковыми являются де-факто.…

Жизнь по средствам или неминуемая смерть

Еще один интересный момент, на котором хочется заострить внимание, это пожелание правительству РФ проанализировать расходы регионов и госкомпаний на профессиональный спорт. Акцент в решении этого вопроса должен будет сделан в сторону вывода спортсменов и команд на самоокупаемость. Причем в отличие от прошлых заявлений, в этот раз была конкретно дана отмашка начать работу в этом направлении. Некоторая расплывчатость все же присутствовала и поэтому интерпретировать слова президента можно по-разному.

Прежде всего, остается непонятным, будут ли применены меры по сокращению финансирования только региональных команд или это затронет и столичные клубы? С провинциальными командами все предельно ясно. Объемы спонсорских вливаний со стороны государства остаются решающими для многих из них, а некоторые и вовсе «сидят» лишь на бюджетной шее. Возможно, ремарка президента о плавном переходе на частные деньги задевает интересы именно таких клубов. Однако сроки, установленные до конца года, ставят под сомнение дальнейшее существование некоторых спортивных коллективов.

Занимательно будет посмотреть, не применится ли в этом вопросе «политика двойных стандартов». Если с региональными клубами все более-менее понятно, то вот с москвичами и питерцами не все так однозначно. Например, как быть питерским «СКА» и «Зениту», у которых основными спонсорами являются компании с государственным участием, а юридически частные компании из их числа таковыми являются лишь де-юре. Тот же вопрос по армейцам из Москвы, у которых все коллективы из командных видов спорта финансируются по такой же схеме. Да и в «Спартаке» придется задуматься. У нас что, в стране есть хоть одна нефтяная компания без государственного участия? Не думаю. А если ограничения коснутся не всех команд, то встает разумный вопрос, а нужен ли государству провинциальный спорт? Или мы пойдем в сторону Советского Союза, где главенствовали столичные клубы?

Понятно, что принятие такого решения не будет направлено на созидание и вряд ли добавит интереса к спортивным площадкам у населения. Но и отсрочка до конца года тоже не выход. Правительству придется серьезно попотеть над этим вопросом, тем более уже сейчас ясно, что выйти на самоокупаемость способны лишь немногие из наших ведущих клубов. И это в лучшем случае. Скорее, профессиональный спорт в нашей стране изначально убыточен, поскольку население неплатежеспособно на фоне развитых стран Европы и мира. В данном случае, такое не представляется возможным даже по простой причине: контракты с игроками подписаны на долгие сроки и невыполнение обязательств с односторонним разрывом трудовых договоров сулит нашему спорту огромное число судебных исков на весомую круглую сумму.

«Жизнь по средствам-2020»

Как в итоге сложится судьба нашего профессионального спорта, остается неизвестным. По факту, конечно же, государству невыгодно его разрушать и вряд ли правительство упустит один из рычагов продавливания позитивных итогов от результата своей работы. Решением же может стать неофициальная просьба повысить интерес клубов к воспитанию подрастающего поколения и обеспечивать свою финансовую независимость перепродажей спортсменов.

На самом деле вариантов развития ситуации много. Жизнь профессионального спорта может остаться такой же или приобрести более продвинутый режим организации деятельности. Таковым, например, может стать увеличение посещаемости стадионов, и частые упоминания Мутко об этом намекают нам как о возможном варианте. Но все же стоит брать в расчет, что работа по оптимизации должна иметь постепенный характер. И выход из всего этого видимо один — по примеру «Стратегии—2030» принять план ступенчатого выхода на рыночные отношения. Название я уже придумал: «Жизнь по средствам—2020».

Зульфат Шафигуллин
Спорт

Новости партнеров