Айрат Кадейкин: «Если ты — главный тренер, то ответственность одинакова: в небольшом городе и мегаполисе»

Нападающий «золотого» «Ак Барса» 1998 года, а ныне главный тренер ХК «Барс», несмотря на то, что считается молодым тренером, успел поработать во всех главных дивизионах нашего хоккея с «Нефтехимиком» в КХЛ и «Реактором» в МХЛ. Теперь Айрат Хайдерович осваивается со своей молодой командой в Высшей хоккейной лиге и в беседе с корреспондентом «Реального времени» отмечает характер подопечных, вспоминает чемпионский «Ак Барс» и размышляет о том, в каком направлении движется современный хоккей.

«Мои недостатки — мои перспективы»

— Айрат Хайдерович, вашим «Барсом» пройдена пятая часть турнирной дистанции. Какие можно сделать предварительные выводы?

— Положительное — то, что много матчей, в которых мы проигрывали, мы спасали, отыгрывались в них и доводили дело до позитивного результата. Это очень важно для психологии молодых ребят — через победы к ним приходит уверенность. Есть вопросы по выполнению задания, по техническому оснащению. Но это все отрабатывается.

— Да, почему так неудачно проводите вторые периоды?

— Работаем над этим вопросом. В третьих периодах многих игр, даже если это третьи-четвертые матчи серий, имеем преимущество над противником, это очень важно, а тут…

— То есть это — вопрос психологии?

— Здесь все вместе. И психология, и концентрации. И во вторых периодах смены переигрывают. Обращаем на это внимание, исправляем такую глобальную на этот момент ошибку.

— Второй период последнего матча с «Челметом» — подтверждение ваших слов. Переиграли смену, «наелись», не успели вернуться…

— Не то что не успели вернуться. Не вовремя затеяли смену, нарвались на контратаку. Потом пропустили еще и пришлось вытаскивать игру за 30 секунд до сирены. И вытащили!

Много матчей, в которых мы проигрывали, мы спасали, отыгрывались в них и доводили дело до позитивного результата. Это очень важно для психологии молодых ребят

— Заметил, что со вбрасываниями стало хуже.

— Отрабатываем их на тренировках, специально оставляем центральных нападающих.

— Складывается впечатление, что сложно дается и выход из своей зоны. Существует проблема первого паса?

— Да, по выходу из-под прессинга вопросы есть, но это больше технические, рабочие моменты. Как говорят: «Мои недостатки — мои перспективы». Видите, сколько у нас еще перспектив (улыбается).

— Еще один момент. Вы очень прилично провели первую выездную серию. Почему в гостях ребятам легче играть? Не давит груз большой ответственности?

— Не могу пока сказать. Давайте посмотрим, как пройдет хотя бы второй–третий выезды, а потом уже будем делать выводы.

— Но можно предположить, что в других городах ничто ребят не отвлекает, а дома все-таки появляются посторонние мысли, какие-то дела?

— Мы же в Казани живем на сборах, работаем и играем по распорядку. Нет, выводы будем делать позже. Давайте подождем нескольких выездных серий.

«У каждого своя голова на плечах, чтобы решить — где продолжить карьеру: здесь или за океаном»

— Вопрос по ребятам более взрослым — из «Ак Барса». Они у вас восстанавливаются как Глухов, получают практику, когда не включены в заявку команды КХЛ. С какой психологией они приходят, мотивации хватает?

— Однозначно, что халатно к делу они не относятся, чувствуют ответственность за результат. Да вспомните последние домашние матчи. Голубев против «Зауралья» участвовал в штурме за шесть (!) секунд до сирены, когда перевели игру в овертайм, и реализовал два буллита в послематчевой серии. Глухов против «Челмета» — гол, передача и единственный на двоих соперников реализованный штрафной бросок, принесший нам победу. Вот вам и ответ. Эти хоккеисты стараются завести молодых ребят, помочь им, причем делают это не только на льду, но и в раздевалке.

В принципе я — патриот, я бы мог посоветовать сначала окрепнуть и повысить свое мастерство здесь, в родной среде. Но у каждого своя голова на плечах и это тоже правильно

— То, что многие, в том числе и из Татарстана, с младых лет стремятся уехать и уезжают за океан, это — хорошо или плохо?

— Тут трудно давать рекомендации. Каждый сам принимает такое судьбоносное решение. Кто-то отсюда уезжает уже готовым игроком и легко адаптируется, другой — в раннем возрасте и у него получается сразу, а у кого-то нет. У кого-то не удастся там задрафтоваться под высоким номером, а кто-то и отсюда неплохо драфтуется, общего правила нет, каждый случай индивидуален. А в принципе я патриот, я бы мог посоветовать сначала окрепнуть и повысить свое мастерство здесь, в родной среде. Но у каждого своя голова на плечах и это тоже правильно.

«При Моисееве чемпионский коллектив сложился на первый сезон. Результат пришел на третий»

— Перекинем мостик к тому «золотому» «Ак Барсу» 1998-го, в котором вы играли. Приведу слова из одного интервью: «Готов назвать главные критерии взаимоотношений вокруг команды — целеустремленность, сплоченность, нацеленность на победу, работоспособность и самоотдача». Узнаете, кто это сказал? Эти критерии и сегодня остаются слагаемыми большой победы?

— Может быть, я еще что-то не включил в этот перечень. Но, конечно, эти критерии остаются, они больше психологические, но без них победа невозможна. Есть еще, естественно, технические, тактические критерии, моменты.

— Сейчас труднее, чем 20 лет назад? Я веду к тому, что через год — юбилей первого казанского «золота» в чемпионатах России, а современный «Ак Барс» Билялетдинова впервые за многие годы во многом состоит из собственных воспитанников и показывает в последнее время неплохой хоккей.

— Я не хотел бы проводить параллели. Качества, о которых мы говорим, главный тренер прививает игрокам и сегодня, несмотря на то, что жизнь очень изменилась по сравнению с концом прошлого века. «Ак Барс» здорово играет, видна цель, самоотдача, все, откуда бы они ни пришли в клуб, пашут на общее дело, хотят выиграть.

Ответственность везде одинакова и высока. Ты — главный тренер, перед тобой поставлены определенные задачи и ты должен их выполнять

— У вас тогда при Моисееве чемпионский коллектив сложился на третий год?

— Вы ошибаетесь — это результат пришел на третий год, а сложился он раньше, на первый сезон Юрия Ивановича.

— А сейчас тренеру трех сезонов хватит, чтобы сделать чемпионскую команду?

— Не знаю, у кого-то и за год может получиться, кому-то и трех может не хватить.

— У вас пока небольшой срок работы главным в «Барсе». Эта работа прибавляет вам тренерского опыта?

— Безусловно. И прошлый опыт помогает в работе сегодня и новых знаний набираюсь.

— А ответственности в большой Казани больше, чем в маленьком Нижнекамске?

— Ответственность везде одинакова и высока. Ты — главный тренер, перед тобой поставлены определенные задачи и ты должен их выполнять. Без разницы, в небольшом городе или мегаполисе.

Современный хоккей становится все быстрее

— Кубок мира немного удалось «зацепить»? Какие выводы? Мы сильно отстаем от Канады? Этот разрыв увеличивается?

— Я не хотел бы делать выводов по игре сборной России.

Игра стала заметно быстрее, больше комбинаций, действий в пас. Скорости, скорости возросли, вот это однозначно

— В сборных Канады и Северной Америки почти все нападающие по амплуа — центральные. Роль центрфорвардов как универсальных хоккеистов так резко возросла?

— Недаром звенья называют по фамилии центра. Они всегда были универсальными — большую роль играют как в атаке, так и в обороне. И, при необходимости, центральные нападающие должны уметь действовать на флангах.

— А в чем феномен сборной Европы — команды без гимна и флага, дошедшей до финала?

— Там собрались большие мастера, долго и уверенно выступающие в основных составах клубов НХЛ. Для таких игроков найти общий язык на льду, да еще при квалифицированном тренере —не проблема. Отсюда и индивидуальные качества, и хорошая командная игра, и дисциплина, которую они показали.

— А какие выводы по турниру в целом? В каком направлении развивается современный хоккей?

— Не думаю, что скажу что-то нового кроме очевидных фактов. Игра стала заметно быстрее, больше комбинационности, действий в пас. Скорости, скорости возросли, вот это однозначно.

Александр Норден, фото ak-bars.ru
Спорт

Новости партнеров