Имам Закабанной мечети: «К творчеству Элтона Джона у меня нет замечаний. Претензии к его пропаганде»

Эксклюзивное интервью «Реального времени» с известным имамом Сейджагфаром Лутфуллиным. Часть 1

Имам Закабанной мечети: «К творчеству Элтона Джона у меня нет замечаний. Претензии к его пропаганде»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сейджагфар Лутфуллин — один из самых выдающихся в Татарстане имамов, известный прихожанам Закабанной мечети, в которой он служит, по социальной работе, а остальным — по весьма резким и неоднозначным высказываниям в Интернете. Его недавние заявления о «стриптизерше», танцующей в Болгаре, просто взорвали Сеть. Несмотря на то, что в последнее время он с журналистами предпочитает не общаться, для корреспондента «Реального времени» было сделано исключение. Вопросов было много, и интервью с религиозным деятелем получилось настолько насыщенным, что редакция разделила его на две части. В первой половине беседы Сейджагфар хазрат рассказал о своем пути на минбар, поделился своим мнением о мусульманском «Ревизорро», татарских проповедях и впервые озвучил свою позицию относительно скандального клипа, снятого у Белой мечети. Кроме того, он разъяснил и другие свои резонансные высказывания о радарах на дорогах, концертах Элтона Джона и запрете в России ячейки «Хизб ут-Тахрир».

«Махалля была у нас бедная, криминальная»

— Сейджагфар хазрат, расскажите, как вы пришли к тому, что стали имамом? Ведь не с детства вы носите чапан и тюбетейку?

— В пять лет меня дед научил читать Коран, я уже знал суру «Фатиха». Рос я в семье военнослужащего, в строгом порядке. Лето я проводил со своим слепым дедом, помогал ему, постоянно работал в огороде. После девятого класса я ушел из дома, жил в медресе, учился в вечерней школе в Казани. Помогал в мечети. Участвовал во всех митингах по возвращению мечети, вел видеосъемку. У меня никакого желания и стремления становиться имамом не было. Быть имамом очень ответственно. Когда Исхак хазрат начал болеть, отсутствовал в мечети, сам народ меня начал к этому принуждать. Говорили: «Ты здесь хоздела знаешь, с отцом работал, продолжай его дело». Я категорически был против. Но на собрании прихода было предложено несколько кандидатур, председатель вел собрание. И в итоге моя кандидатура была одобрена. Это уже было после смерти Исхака хазрата.

Я не сразу встал на минбар. Вести пятничные проповеди перед народом — весьма сложно. Обязанности муэдзина я выполнял. Будучи шакирдом, я уже ходил вместе с хазратами, мыл трупы — именно с этого начал работу. Не в должности главного имама. Обычно подобной грязной работой занимались бабаи, которые были при мечети. Хоронить бедных, больных туберкулезом, гепатитом, СПИДом, раком легких не все брались. А у нас махалля была именно такая — бедная, криминальная. Даже порой вынуждены были с участковым дверь взламывать, где лежал разложившийся труп, который приходилось соскребать лопатой. Может, из-за того, что был молодой, я брался за все. Многие на меня смотрели, не верили, что я татарин. Меня называли и таджиком, и узбеком. После омовения покойного все садятся в круг, читают тахлиль: просим у Аллаха, чтобы Он принял его смерть с именем Всевышнего. Когда человек прямо перед собой видит труп, обернутый тремя материями, в этот момент можно родственникам объяснить, что завтра на его месте могут оказаться они, из этой жизни никто ничего не заберет. В этот момент люди прислушиваются. Им нужно было правильно объяснять. Например, мечеть — это не ящик для садака, а гибадатхана — место поклонения. Проводил наставления. Люди благодарили за такое обучение, потому что говорили: то бабай придет, который что-то непонятное говорит, то ваххабит приходит, который все запрещает, оскорбляет. А людям нужно было объяснять, потому что были изжитки прошлого джавапнама (шпаргалка для покойного), некоторые суют в могилу сигарету, перчатки, телефон… Поэтому предлагал приходить в мечеть и учиться.

Я часто хожу на кладбище. Это очень хорошее назидание. Когда чувствуешь холодное тело, ты понимаешь, что завтра можешь лежать на его месте. Когда хороню младенцев, начинаю больше любить своих детей. Получается такое хорошее наставление для себя, отрезвляет, осмысливаешь жизнь. За свои дела мы будем нести ответственность, поэтому надо сделать как можно больше хорошего.


Я часто хожу на кладбище. Это очень хорошее назидание. Когда чувствуешь холодное тело, ты понимаешь, что завтра можешь лежать на его месте. Когда хороню младенцев, начинаю больше любить своих детей. Получается такое хорошее наставление для себя, отрезвляет, осмысливаешь жизнь

Последствия «Ревизорро» от муфтията

— ДУМ РТ запустило проект мусульманского «Ревизорро», вызвавший неоднозначную реакцию. С проверкой к вам наведывался и Рустам хазрат Батров. Замечания (не там минбар стоит, часы не в том месте висят, не такой чапан надет и другие), были опубликованы в Интернете. Исправили ли вы обнаруженные недочеты?

— Мы люди подневольные. И замечания, которые идут свыше, не обсуждаем. Этой вертикали власти мы строго придерживаемся. Замечания мы строго устранили: минбар и часы убрали. Заставить прихожан надевать тюбетейку… Мы проводим разъяснительную работу, всегда напоминаем о сунне — ходить в головном уборе. Что касается шахаднамэ (разрешение на проведение пятничных проповедей. — прим. ред.), это вопрос нужно решать. Шахаднамэ дается одному имаму мечети, а в мечети могут работать четыре–пять имамов. Возникает проблема, когда встает второй или третий имам, у которого нет шахаднамэ. Критиковать, обвинять — это легко. Необходимо помочь решить те или иные вопросы, устранить что-то. Мы же не получаем зарплату от государства или от духовного управления. Мы общественная религиозная организация, и все делается у нас на общественной основе. Если мы критикуем, выставляем свои ошибки, особенно происходящее в мечети, то фактически бьем себя по лицу. Вы посмотрите на другие конфессии: священнослужители позорят своих коллег? Они выставляют всю грязь? Если у прихожан есть какие-то замечания, предложения, они ко мне заходят и тет-а-тет говорят. По исламу, если есть у мусульманина ошибки, нужно найти 80 оправданий.

С Рустамом хазратом после пятничной молитвы мы лично здоровались. Если придерживаться сунны пророка, наших татарских традиций, этических норм, нужно бы просто подойти ко мне, сказать об этом и дать время для устранения этих ошибок. А что произошло, то произошло.

О скандальном клипе: «Человек раскаялся. Мы тоже простили — и все забыли»

— Недавно муфтий Камиль хазрат сказал мне, что вы человек вспыльчивый, и следует советоваться, прежде чем что-то громко заявлять. Все-таки ваши резонансные высказывания — это часть вашего эпатажного имиджа или «не могу молчать»?

— А вы посмотрите высказывания митрополита Феофана. Для меня лично Булгары — святое место с детства, когда Талгат Таджуддин собирал там имамов. Для меня это лично дорого, память. Многие не понимают важность, потому что не на их могиле, не на их грядках это происходило. Пусть каждый представит, если бы это случилось на могилах их отцов и дедов. У нас только недавно разрушили около сотни памятников. Я сам со своим приходом восстанавливал «Бишбалта» — древние могильные захоронения. У меня сердце кровью обливалось. Там на надгробьях была специально сбита верхняя часть с арабской вязью. Кому-то приглянулась земля на берегу Казанки. Кто-то захотел уничтожить весь пласт, чтобы не было намека, что здесь кто-то похоронен. Там вырывались могилы, вывозились кости. Не стали мы кричать об этом, шуметь, создавать конфликтную ситуацию. Просто с МУП «Ритуал», с исполкомом, мэрией города совместно начали ставить забор, соорудили ограду, убираемся там. Мы решили вопрос, чтобы дальше не происходило. После погромов на кладбище мы были там с Ильясом хазратом Зиганшиным. Они год с медресе уборку проводят, приезжают другие муфтии, МУП «Ритуал» могилы восстановило.

Человек раскаялся. Аллах Всепрощающий. Мы тоже простили — и все забыли. Хотя девушка заявила, что убрала свое видео в Интернете, но почему-то в YouTube и других каналах ее клип продолжает гулять

И тут такой вопиющий случай (танец певицы в Болгаре. — прим. ред.). Но человек раскаялся. Аллах Всепрощающий. Мы тоже простили — и все забыли. Хотя девушка заявила, что убрала свое видео в Интернете, но почему-то в YouTube и на других каналах ее клип продолжает гулять. Должен сказать, что никому я интервью не давал по поводу этого скандала, вопреки заявлениям некоторых журналистов. Для вашего издания делаю исключение, потому что вы освещаете нашу деятельность.

— Кстати, свои аккаунты из соцсетей для чего закрыли?

— Много жалуются на меня. Письма пишут, с заявлениями в органы обращаются. Решил заблокировать, чтоб не раздражать лишний раз. Так, на меня уже в органы пожаловался один деятель, будто я что-то разжигаю или угрожаю. Юристы из «Академии права», изучив мои записи и текст того заявителя, пришли к выводу, что я ни на чью жизнь не посягаю и ничего не разжигаю, а вот обвинения в мой адрес можно расценить как клевету.

На ваш вопрос отвечу историей из жизни пророка Мухаммада. Когда он находился рядом со своим сахабом (сподвижником) Абу Бакром, к ним подошел один араб, который сел напротив Абу Бакра и начал ругаться, кричать и в чем-то обвинять сподвижника. Абу Бакр некоторое время сидел и слушал, но потом начал отвечать. В этот момент пророк Мухаммад встает и уходит. Позже, когда скандал закончился и араб ушел, Абу Бакр спросил у пророка: «О, посланник Аллаха! Почему когда пришел этот араб и начал меня ругать, ты сначала сидел, а потом встал и ушел?» На что посланник Аллаха ответил: «Когда ты сидел и, проявляя терпение, молча слушал, за тебя ангелы делали дуа Аллаху, но как только ты не стерпел и начал отвечать, ангелы покинули тебя, и вместо них пришел шайтан. Я поэтому и ушел». Исходя из этой поучительной истории, мы, мусульмане, не должны поддаваться провокациям. Нам следует отвечать только хорошим и благим. Если же это не получается, то тогда лучше просто молчать.

«Ограничиться лишь фотографией номера автомобиля»

— Но до этого была история с радарами на дорогах, когда вы проклинали тех, кто их устанавливает. Поясните, пожалуйста, этот случай.

— Это нас всех затрагивает. Штрафы приходят всем. Я не против порядка, соблюдения правил дорожного движения. Наоборот, все должно способствовать порядку на улицах. Единственный момент: приходит фотография, на которой видны водитель и пассажир. А пассажир-то не виноват. Его фото в таком случае не должно быть видно. Происходит нарушение частной жизни, а это малоприятно. Основной гнев был направлен именно на это. Считаю, что можно ограничиться лишь фотографией номера автомобиля.

— Все-таки корректно ли проклинать именем Аллаха всякий раз?

— Что было, то было.

«К творчеству Элтона Джона у меня нет претензий»

— Вы высказывались против концертов различных представителей эстрады — Мадонны, Элтона Джона. Чем было вызвано ваше негодование?

— Я не говорил, что я против эстрады. Я против популяризации сексуальных меньшинств. Тем более во многих зарубежных информационных источниках предпринимают новые шаги. Не смогли они взять нас санкциями, теперь пытаются разрушить нас морально. Это ЛГБТ будет спонсировать свои кружки по всему миру, чтобы они активизировались. Элтон Джон на официальном сайте ЛГБТ заявил, что едет в Россию, чтобы поддержать эти сексуальные меньшинства. И так как он официально представляет ЛГБТ, в тех городах, куда он должен был приехать, люди встали против этого. И церковь, и народ выступили против. Даже провели молебен, после которого Элтон слег, его оперировали. Видимо, Всевышний услышал их молитвы. До этого в прошедшем концерте в Питере выходила Мадонна, у которой на спине были слова в поддержку, хотя заранее предупредили, что нельзя. Но они все равно это сделали. И Элтон Джон ехал сюда с той же целью. Как к творчеству певца у меня нет к нему замечаний. Претензии к нему как к человеку, который пропагандирует. У нас, во-первых, гей-пропаганда запрещена законодательно. Во-вторых, он с этим намерением сюда и ехал, потому я и выступил против. Если огульно распространять это все, то кара ложится на всех. Народ Лута пострадал за это. Сейчас, когда начали раскапывать Содом и Гоморру, увидели, что в доме сидит целая семья, нормальные люди. Почему пострадал простой народ, который не был замешан в разврате? Потому что для них это стало нормой, что и повлекло на них наказание. Люди сначала возмущаются, потом менее препятствуют, потом соглашаются и, получается, становятся соучастниками. Я как религиозный деятель считаю, что когда это несет массовый характер, кто-то из представителей духовенства должен выступать.

Татарский язык несет в себе исламскую культуру. Человек, приходя в ислам, не всегда умеет правильно себя вести. Когда он изучает язык, одновременно изучает культуру и становится культурным человеком

— Почему тогда муфтият официально не выступает?

— Это к ним вопрос. У нас сложился принцип «Как бы меня не коснулось». Каждого коснется. Когда ты живешь не в коттедже за турникетом, а общаешься с народом, ты понимаешь все эти проблемы. Эти проблемы тебя стороной не обходят. К нам люди приходят, жалуются на все эти проблемы.

Кстати, арестовали недавно членов запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Так вот, инициатором закрытия этой ячейки в Татарстане был я. Они своими ложными идеями только людей сбивают с толку.

«Мы не имеем права обсуждать решения муфтия»

— Сейчас в мечетях Татарстана пятничные проповеди (вагазы) обязаны проводить исключительно по-татарски. Тем не менее верующие предлагают сделать их двуязычными, чтобы было понятно всем, не только татарам. Не хотите ли вернуться к прежней форме джума?

— Мы не имеем права обсуждать решения муфтия. У нас есть понятие итаат — подчинение. Если дан приказ вести на татарском языке — мы ведем на татарском. Если в городе две-три мечети проводили на русском языке, мы проводили на двух — на татарском и русском. На самом деле, это очень мудрое решение муфтия. Татарский язык несет в себе исламскую культуру. Человек, приходя в ислам, не всегда умеет правильно себя вести. Когда он изучает язык, он одновременно изучает культуру и становится культурным человеком. Для того, чтобы всем людям было понятно, за 15—20 минут до пятничной проповеди мы на русском объясняем ее смысл, потом уже она ведется на татарском. Приказ мы выполняем и не обсуждаем. И считаю это правильно. Знание языка — это сохранение своей нации. На сегодняшний день в этом есть необходимость.

— Сейчас в честь Валиуллы хазрата проводятся «Якуповские чтения», в честь Габдулхака хазрата — «Саматовские» и другие. Может быть, в подобной форме богословских форумов пора увековечить имя вашего отца Исхака Лутфуллина?

— Исхак хазрат после себя оставил людей — учеников. Они сейчас работают. Если они изъявят желание, то пусть приходят к нам. Скоро мы отметим 25-летие мечети и начало учебного сезона. Пусть приходят все, кто учился в медресе, знал Исхака хазрата. Аллах дает нам возможность работать — и это самое главное.

Заранее прошу прощения за какие-то резкие высказывания. Мы учимся на ошибках. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Жить по принципу «моя хата с краю» нельзя. Работать надо. Бездействие или завуалирование проблем все равно потом сказываются. Все наши 20 проектов — обучение, работа с детьми-сиротами, детские лагеря, молельные комнаты и другие — делаем из-за того, что в этом есть необходимость. Сейчас, альхамдулиллях, Духовное управление и обучает, и печатает, и благотворительность ведет, есть фонд «Закят», много делается. Мы лишь только помогаем. Самый главный локомотив — наше вышестоящее духовенство. Куда паровоз поворачивает, туда и мы двигаемся. Некоторые люди пытаются обвинить нас в чем-то, приписать к чему-то. Но Исхак хазрат любил поговорку: «Собака лает, караван идет». Благодарю Всевышнего и всех, кто нас поддерживает, находится с нами!

Продолжение следует

Тимур Рахматуллин, фото Максима Платонова

Новости партнеров