Рынок деловых подарков Казани: как корпоративный дух делает кассу перед Новым годом

Рынок корпоративных подарков в преддверии Нового года делает основную выручку его участникам. В прошлом году заказчики сократили бюджеты на закупку подарков партнерам и сотрудникам. Тем не менее поставщики приятной корпоративной мелочи, которую в Россию везут в основном из Китая, оптимистичны — общее число клиентов растет вместе с увлечением нативной рекламы. Подробнее — в обзоре «Реального времени».

Подарок как заход с тыла

Традиция дарить подарки клиентам и партнерам довольно молода, можно сказать, что зародилась она в 90-е, но лишь в 2000-е рынок оформился по-настоящему и сегодня он огромный и по-прежнему растущий.

Примерно 100 комплектов подарков дарит на Новый год партнерам компания среднего размера, считают эксперты. В целом, подсчитали в Российской ассоциации производителей и поставщиков сувениров, российские компании тратят на подарки для клиентов и партнеров 5—7%. И доля затрат на эти цели, считают участники рынка, растет и расти продолжит.

«Можно сказать, что рынок корпоративных подарков в России сформировался. На это указывают рост затрат на промопродукцию (особенно в сравнении, например, с падающими объемами рынка наружной рекламы) и также сегментирование компаний, занятых в отрасли, — говорят в «Проект 111», одном из старейших игроков на российском рынке. — Все больше растет интерес к промопродукции у тех рекламных компаний, которые никогда с ней не работали. Коллеги понимают эффективность подарков как маркетингового инструмента. На волне интереса к нативной рекламе все больше маркетологов осознают, что именно подарок клиенту, партнеру или сотруднику не вызовет отторжения, а станет лучшим делегатом рекламодателя в личное пространство потребителя».

Как следует из данных «МКА Бизнес Рейтинг», более половины опрошенных ими компаний (52%) тратят на корпоративные подарки (на одного получателя) менее 600 руб. Главным образом подарки достаются клиентам (38% всех корпоративных презентов), сотрудникам (21%), поставщикам/партнерам (12%), потенциальным клиентам (9%), акционерам (2%).

Как правило, все подарки можно разделить на три категории, объясняет Екатерина Власова, директор РА «Артикул»: VIP, «бизнес» и промо. Средняя цена на подарок первой категории — от 2000 рублей, второй — от 500 рублей. Промо-сегмент — это самые разнообразные недорогие подарки, по сути, раздаточный материал.

Не делать — везти издалека

Поставщики подарков — это очень разнообразный набор компаний, от типографий до крупных ювелирных предприятий. Екатерина Власова говорит, что сегодня рынок представлен тремя категориями игроков.

Первая — это агентства, специализирующиеся только на подарках и сувенирах. Таких, по оценке Власовой, в Казани шесть-семь. Это дилеры крупнейших оптовых поставщиков. Например, у «Проекта 111» в Казани два крупнейших дилера — «Ремарк» и «Старый приятель». Вторая — рекламные компании с собственными производственными мощностями. Третья — рекламные агентства, которые оказывают в первую очередь услуги по продвижению и, что называется, «до кучи» берутся обеспечить своих клиентов сувениркой силами субподрядчиков.

Основу импорта сегодня составляют товары из Европы и Китая. Импортеры — это около 50 компаний, которые в основном базируются в Москве и Санкт-Петербурге. По данным АКАР и НАРСИ, 47% закупок на российском рынке промо происходит посредством каталогов. Крупнейшие из них — «Оазис», «Перфект», «Радуга», «Мидоушен», «Шар», «ЕЖЕ», «Е-базар», «Проект 111», «Интерпрезент», «Эклектика». В 2014 году они продали продукции на 14,5 млрд рублей.

Собственное российское производство, по оценкам Екатерины, составляет лишь 20% всей подарочно-сувенирной продукции. При этом только 25% компаний специализируются именно на сувенирах, а для остальных фирм эта деятельность является второстепенной, подсчитали в «МКА Бизнес Рейтинг».

В «Проекте 111» говорят, что, например, поиск надежного местного производителя кружек был нерезультативен. Они проводят конкурс GIFTS Award среди промышленных дизайнеров, но то, что вещь разработана в России, не означает, что и сделана она будет в России, уточняют в компании.

Бюджеты снижаются, культура растет

Рынок промо-продукции считается растущим и включает сувенирную продукцию, закупаемую для самых разных целей. В 2015 году его размер составил 18,5 млрд рублей, что аж на 7 млрд рублей больше, чем годом ранее, то есть более чем на 40% (данные комитета промо индустрии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Национальной ассоциации рекламно-сувенирной индустрии (НАРСИ).

Выделить в этом объеме категорию бизнес-подарков экспертам сложно. Ильдар Галеев, директор РА «Ремарк», говорит, что грубо рынок Татарстана в этом сегменте можно оценить в 15 млн долларов. В ближайшие 2—3 года рынок достигнет насыщения, считают игроки.

В прошлом году он, как и все отрасли экономики, оказался под сильнейшим воздействием общей тревожной ситуации: средние чеки сильно снизились, компании урезали бюджеты, до последнего откладывали покупку подарков и сувениров, хотя обычно начинают готовиться к праздникам еще летом, рассказала Екатерина Власова. Лилия Шакирова, начальник отдела маркетинга «Лизинг-Трейд» подтверждает, в прошлом году в ее компании бюджет был сокращен примерно на 40%, и есть все основания полагать, что ситуация повторится в этом году.

Однако, говорит Ильдар Галеев, по его наблюдениям, в этом году со стабильностью курса ситуация выправляется. По крайней мере, за счет Нового года, когда даже небольшие компании стараются сделать коллегам и клиентам подарки. Так, говорит Екатерина Лебедева из «Яндекс.Маркета», в декабре 2015 года число переходов на сайты магазинов с их сервиса выросло на 65% по сравнению с ноябрем. «При этом аналогично растет спрос на другие сувениры (магниты, копилки, открытки, сувениры из дерева и другие) перед Новым годом. Очевидно, что эти подарки могут быть предназначены как для друзей, так и для коллег и партнеров по бизнесу», — говорят в «Яндекс.Маркете».

Магнитики вместо золотых запонок

Несмотря на плохую экономическую ситуацию, на руку рынку играет тренд на поддержание корпоративного духа, который эксперты отмечают последние 2—3 года: каждая даже самая маленькая компания хочет иметь значок со своим логотипом, пусть даже совсем небольшой и дешевый. «Видимо, съездили в Европу, увидели, как там каждый менеджер гордо несет на лацкане логотип своей компании», — смеется Андрей Волчков, директор компании «Алмаз ВИП» (ГК «Алмаз Холдинг»).

Именно за их счет и происходит в целом рост рынка, потому как обороты по дорогим подаркам снижаются, отмечает Андрей Волчков: «Тенденция на то, чтобы выражать свою корпоративную культуру более дешевыми средствами, налицо», — говорит эксперт. Грубо говоря, оценивает он, заказчики предпочли магнитики запонкам, средний чек на дорогие подарки сильно снизился.

Его предприятие «Алмаз ВИП» специализируется как раз на дорогих подарках, хотя берет заказы разных категорий (от латунных значков). В шоу-руме компании корабли, стадионы и вертолеты, собранные вручную и произведенные из золота, серебра и прочих благородных металлов. Среди их заказчиков — крупнейшие предприятия Татарстана, располагающие внушительными бюджетами. Но и они стали более рационально подходить к бюджетированию. «Если два года назад средний чек был 30 тысяч за подарок, то сегодня 10 тысяч рублей», — делится Волчков.

Кроме того, на цену корпоративного подарка категории «премиум» оказывает влияние требование о стоимости подарка для госслужащего (постановление правительства РФ). Соответственно, запрос заказчика — сделать по цене не дороже трех тысяч рублей, но чтобы выглядело дорого.

Крупнейшие клиенты довольно консервативны, замечают эксперты. Их предпочтения — это изделия для записей, ежедневники, ручки, конференц-сумки, деловые портфели. Но и они не отстают от главной тенденции масс-маркета и все чаще выбирают гаджеты. Также постепенно набирает силу экологический тренд, и это общемировая тенденция. Но главное, соглашаются все эксперты, подарок сегодня нужен как недорогой инструмент выстраивания отношений с клиентом и партнером, он персонализирован и несет какое-то сообщение. Среди сотен заказов спикеры называют запоминающимися те, которые могли дать одариваемому какое-то сообщение.

«Самыми оригинальными работами в отрасли обычно бывают работы, выполненные для собственного продвижения. Когда мы продвигали гарантию «360 градусов», мы последовательно дарили потенциальным клиентам таблетницу с таблеткой цитрамона, антистресс, игру «пятнашки» с изображением головного мозга, брелок-фонарик. К каждому подарку прилагалась соответствующая листовка. В результате этой акции, которая нам обошлась менее, чем в 100 тысяч рублей, мы получили заказы непосредственно на 1,5 миллиона рублей и еще много запросов, которые потом привели к заказам на несколько миллионов», — вспоминает директор «Ремарка».

Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров