Игорь Виттель, РБК: «Те, кого раньше не пустили бы туалеты убирать, считают себя выдающимися блогерами»

Игорь Виттель, РБК: «Те, кого раньше не пустили бы туалеты убирать, считают себя выдающимися блогерами»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Блогеры убивают журналистику, настоящие аналитики не ходят на телевидение, поскольку занимаются серьезными исследованиями и не могут «связать двух слов», а страна находится на грани большой экономической катастрофы, которую нам всем как-то нужно пережить. Об этом и многом другом в ходе онлайн-конференции «Реального времени» рассказал известный тележурналист, журналист РБК Игорь Виттель.

Интернет в каждом сумасшедшем доме

«Недавно в ГУМе пришлось забежать в платный туалет. Кассирша, которая сидела там, говорит: «Игорь Станиславович, вы меня не помните?», — говорю, нет, не помню, — «А я у вас часто бывала в эфире, теперь вот здесь». Поэтому я говорю: «Ребята, побывав у меня на передаче, помните, где все может закончиться». С такой горькой на вкус истории началась онлайн-конференция с журналистом РБК Игорем Виттелем.

Едва ли не первой темой разговора с федеральным журналистом стала государственная пропаганда. Виттель заметил, что у многих людей, далеких от медиа, складывается впечатление, «что с утра нам прямо в мозг начинают транслировать установки президента».

— На самом деле, пропаганда — это не когда тебе из-за кремлевской стены транслируют, что говорить, а что не говорить. Это когда ты начинаешь свои собственные убеждения транслировать, выдавая их за истину в последней инстанции. Либо начинаешь, если уж там действительно проправительственный журналист, искренне верить в то, во что ты не веришь за пределами кадра, — отметил Виттель.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Пропаганда — это не когда тебе из-за кремлевской стены транслируют, что говорить, а что не говорить. Это когда ты начинаешь свои собственные убеждения транслировать, выдавая их за истину в последней инстанции

Сейчас же в России и мире можно видеть общий упадок журналистики. На это влияет не только идеологизация, но низкое качество образования и снижение общего уровня интеллекта. Ответственность за это лежит во многом и на социальных сетях и Интернете, говорит Виттель:

— Люди, которых бы раньше не пустили туалеты убирать, теперь считают, что они выдающиеся блогеры, собирают определенную аудиторию, именно за счет пропаганды, транслирования доступных идей.

<...> С появлением Интернета, появились люди, которых нельзя было допускать ни до чего. И у всех же мания, все сидят, пальчиками-то щелкают и пишут всякую фигню, а считают, что они мнение выражают. Безумие какое-то происходит.

Профессиональная журналистика с приходом Интернета не подняла стандарты, а упала до уровня блогеров. <…> А молодежь-то где? Прихожу к студентам — глаза горят. А начинают рот открывать — страшно становится. Хотя бы книжки пошли бы почитали, что ли, — сетовал Виттель.

— Это страшно, это пугает <…> И западная, и российская журналистика сейчас соревнуются не в том, кто лучше и профессиональнее, а в падении стандартов в профессии. Просто углубляют дно. И я сегодня не знаю, кто хуже — «Россия» или BBC, — говорит Виттель.

Жвачная аналитика

Кроме падения общего уровня журналистики, заметно снизился и уровень аналитики, считает гость редакции. По его мнению, настоящий анализ сейчас подменяют «нехитрой жвачкой». Причем такая ситуация складывается опять-таки и в России, и в мире в целом.

Все телевизионные аналитики просто «светят лицом» и зарабатывают себе медийный капитал, считает Виттель. Даже те, кто приходит к нему на программу. Настоящие же аналитики «сидят у себя в подполье» и мало кто их знает.

— Серьезные аналитики — они и двух слов в эфире произнести не могут. А телевизору нужно другое — Жириновский им нужен.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Когда говорят, что мы страна бензоколонок, с одной стороны, хочется «вмазать по морде» за такие слова, а с другой — осознаешь всю правоту этих слов

«Не задушишь, не убьешь»

Пожалуй, самой яркой частью разговора можно считать обсуждение текущего положения в стране. Виттель говорит, что Россия уже давно стоит на грани экономической катастрофы.

— Если те люди, которые ее привели на грань экономической катастрофы, останутся управлять страной, не понимая, что эту экономическую катастрофу должны устранять (я про правительство сейчас), тогда будет действительно плохо.

При этом люди «поколения дворников и сторожей» смогут легко уйти обратно:

— Мы всегда успеваем прижаться к земле. А поколение молодых, которые выросли в тучные годы, им-то уже в себя не уйти. Они привыкли жить, как им кажется, по-хорошему.

Президента страны Владимира Путина Виттель считает очень везучим: «Как говорят в картах, фартовый. Ежели ему подфартит еще раз, значит, мы на короткую дистанцию проскочим. Если ему не подфартит, и страна возьмется за ум (и он, и правительство), значит, в долгую будем.

«За 31 год мы не сели и не подумали: «О'кей, Советский Союз йюк, все, нет Советского Союза. Давайте, ребята, строить новый мир. Каким он должен быть?». Когда говорят, что мы страна бензоколонок, с одной стороны, хочется «вмазать по морде» за такие слова, а с другой — осознаешь всю правоту этих слов», — говорит Виттель.

Он также заметил, что считал перестройку самым тяжелым и страшным временем, через которое прошла страна и россияне. Он надеялся, что больше этого не повторится. «Если мы ухнем опять в эту яму. Что я могу сказать. В конце концов, и не это переживали», — в конечном итоге, уверен Виттель, «как-то выберемся»:

— Нашу страну убивали, грабили на протяжении веков. Живы все! Хватит хоронить самим себя! То, что у нас в правительстве идиоты, не значит, что мы идиоты. У нас в каждом городе, в каждом гараже сидят великие люди с руками и мозгами. Да, умерло, да перестройка поломала. Но живы еще. Слава Богу живы. Да, Фурсенко с Ливановым закапывали образование — не закопали! И жить мы будем!

Юлия Красникова, фото Максима Платонова
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров