Выборы в Госдуму II созыва (1907): радикализация настроений, победа трудовиков и мусульманская фракция

Избирательная кампания в дореволюционный российский парламент. Часть 2: электоральные ожидания мусульман Казанской губернии

Историк, профессор КФУ Диляра Усманова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с событиями, связанными с выборами в дореволюционную Государственную думу. Первому созыву парламента не суждено было проработать долго. Сегодняшняя колонка исследовательницы — об избирательной кампании в законосовещательный орган России второго созыва, которая велась в Казанской губернии. Новых красок добавили активное участие в выборах «леваков» и мусульманской интеллигенции.

Административный ресурс против неугодных кандидатов

Предвыборная кампания во вторую Думу проходила в конце 1906 — начале 1907 годов. В отличие от предыдущей избирательной кампании, выборы в Думу второго созыва состоялись практически одновременно во всех регионах России, в том числе и на окраинах. И хотя пресса заговорила об абсентеизме избирателя, в выборах приняло участие в среднем больше половины жителей страны, имевших избирательные права (51%), что было выше европейских показателей. По отдельным куриям разброс был гораздо сильнее: среди мелких землевладельцев с правом голоса в выборах приняло участие всего лишь 14%, в рабочей курии — около 50% и среди крестьянства 64% от занесенных в списки выборщиков.

На результатах выборной кампании сказалось и то, что левые партии отказались от тактики бойкота и приняли в выборах самое активное участие. «Никогда и нигде, по всей вероятности, парламентские выборы не видели стольких ссыльных, заключенных, гонимых администрацией, как у нас. Крестьянские наши выборы — это какое-то сплошное, повальное стремление выбрать тех, кто, так или иначе, пострадал от начальства. Это яркое демонстративное подчеркивание своей оппозиционности правительству сразу бросается в глаза, когда читаешь провинциальные газеты о выборах в деревне», — писал один из очевидцев, следивший за думскими выборами в российской провинции. В то же время, организация же левого блока в ряде губерний расколола голоса оппозиции и порой способствовала победе правых элементов.

Видимо, принимая во внимание психологическую особенность российского народа, а также учитывая ошибки и промахи, допущенные в период первой избирательной кампании, власти несколько скорректировали свои действия. Во время проведения второй избирательной кампании региональные власти действовали гораздо более изощренно и настойчиво.

Широко применялись превентивные меры заблаговременного устранения от выборов некоторых наиболее левых и радикальных представителей мусульманского населения. Но они не просто сажались в тюрьму, а обвинялись по 129-й статье (заведомо лишавшей популярного кандидата избирательных прав) или же лишались прав со ссылками на какой-либо формальный повод.

Такая участь постигла, в частности, Гаяза Исхаки и Фуада Туктарова, выдвинутых татарскими социал-революционерами («тангистами») по Чистопольскому уезду Казанской губернии. Гаяз Исхаки был арестован и обвинен по 129-й статье, лишавшей его избирательных прав. Всю предвыборную кампанию он просидел в чистопольской тюрьме, а затем в административном порядке был выслан в Вологду. Фуад Туктаров также был отстранен накануне второго круга выборов по формальному признаку: как не проживавший длительное время в родной деревне, он не считался домохозяином и владельцем крестьянского надела и не мог, таким образом, быть причислен к крестьянской курии.

Одновременно повторно был арестован и в превентивном порядке лишен возможности баллотироваться «мусульманский кандидат номер один» Юсуф Акчура. Привлечение депутатов-перводумцев, подписавших «Выборгское воззвание» (в том числе казанских депутатов С.-Г. Алкина, К. В. Лаврского, И. Е. Лаврентьева, Г. Ф. Шершеневича), к судебной ответственности по статье 129-й преследовало ту же цель — устранить наиболее влиятельных оппозиционных кандидатов.

Как магометане продавили перенос дня выборов

Во время организации самой процедуры выборов местные власти не всегда учитывали интересы мусульманского населения края. В частности, выборы по губернии на волостном уровне были назначены на 12 января 1907 года, что не устраивало татар. Приходившаяся на этот день еженедельная пятничная молитва совпадала с одним из наиболее почитаемых мусульманским праздником — Курбан-байрамом, который традиционно сопровождался более длительными празднествами и ритуальным жертвоприношением. Поэтому сельское население ряда уездов обратилось к губернатору с просьбой учесть интересы мусульманских выборщиков и перенести выборы на другой день. В качестве аргументов ходатаи отмечали такие обстоятельства, как длительность совмещенной пятничной и праздничной молитв, необходимость вовремя совершить ритуал жертвоприношения, значительную удаленность волостных центров от сел с мусульманским населением (как правило, избирательные центры находились в русских селах, а татарские деревни располагались в радиусе 10–15 километров) и пр.

В этих условиях бедные татарские крестьяне, часто вынужденные преодолевать эти расстояния пешком, могли не успеть засветло дойти до волостного центра без риска замерзнуть или встретить сумерки в пути. Поэтому ходатаи опасались, что многие выборщики из числа мусульман просто не пойдут на выборы, что фактически лишало их возможности воспользоваться своим избирательным правом. Проблема была решена только после того, как собрание мусульманских выборщиков-мулл отправило телеграмму протеста на имя главы правительства. Тогда из столицы поступило указание учесть пожелания мусульман и местные власти пошли на некоторые уступки. В итоге, в уездах с преобладающим мусульманским населением выборы были перенесены на следующий день — 13 января.

Несмотря на суровую зиму 1906-1907 года, выборы в Думу второго созыва проходили в довольно оживленной обстановке. Предвыборные собрания становились местом словесной пикировки и нешуточных сражений представителей различных партий, боровшихся за голоса избирателей. Поскольку мусульманское население составляло в Казанской губернии значительную долю (около трети населения), а «Мусульманский союз» все еще не был легализован, общероссийские партии боролись между собой и за голоса мусульманских выборщиков. Эти столкновения происходили на собраниях выборщиков.

В Казанской губернии вновь был создан блок мусульман с кадетами. Казанское отделение партии «Иттифак аль-муслимин» призывало мусульманских выборщиков отдавать свои голоса прежде всего за мусульман, а в случае их численного меньшинства за русских кандидатов тех политических партий, которые одним из своих лозунгов выдвигали принцип равенства всех граждан страны вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности.

Мусульманское население города провело несколько предвыборных собраний — 6 января во второй и пятой частях города под руководством Юсуфа Акчуры и Габдуллы Апанаева соответственно, 9 января — общегородское мусульманское собрание в здании «Нового клуба». Последнее собрание было особенно многолюдным и оживленным. Председательствовал Юсуф Акчура, подготовивший доклад о значении парламента и о положении депутатов-перводумцев. На собрание были приглашены те мусульманские выборщики, чьи имена были включены в списки лиц, обладающих избирательным правом, а также представители различных политических партий. Специально для гостей Саид-Гирей Алкин переводил речь Юсуфа Акчуры на русский язык.

Среди присутствовавших на собрании гостей от имени кадетов выступали университетские профессора А. В. Васильев и М. М. Хвостов, юристы М. Л. Мандельштам, И. И. Бабушкин, А. Г. Бать. В защиту программы Союза 17 октября говорили профессор богословия А. В. Смирнов, Серебрянников, Ф. В. Бытенин и др. Пытаясь завоевать симпатии и голоса мусульманских выборщиков, представители двух либеральных партий не жалели сил, чтобы очернить друг друга. И октябристские, и кадетские ораторы доказывали, что именно их и только их партии отвечают интересам мусульман. Судя по тону татарских газет, симпатии мусульман на тот момент все же склонялись к кадетам и отчасти мирнообновленцам. Правые партии были представлены на мусульманских собраниях очень слабо, что не удивительно.

В преддверии создания мусульманской фракции

Интересные результаты дали промежуточные выборы по волостям и уездам. В частности, волостные выборы по Казанскому и Мамадышскому уездам дали абсолютное превосходство мусульманам — все выборщики были избраны из числа мусульман. Если для Мамадышского уезда, где мусульманское население преобладало значительно, это было воспринято спокойно, то результаты по Казанскому уезду вызвали иной резонанс. Безусловно, численный перевес татарские уполномоченные смогли получить из-за некоторой инертности русского крестьянства, проигнорировавшего выборы (на выборы, состоявшиеся 19 января, явилось 18 русских уполномоченных и 21 татарин). Поскольку очевидных нарушений при выборах не было (председательствовал на собрании уездный предводитель дворянства А. Н. Боратынский), то протесты русских выборщиков, как и предложение отменить результаты выборов и произвести перебаллотировку, были отвергнуты. Среди 11 мусульманских выборщиков, избранных по Казанскому уезду, был и будущий депутат Садри Максуди.

В Казани явное преимущество было на стороне умеренных либералов, т. е. октябристов: они получили, как минимум, 30 голосов выборщиков, тогда как у кадетов было около 10 голосов и у мусульман — 24 голоса. В конечном счете, по г. Казани 43 голосами выборщиков был избран октябрист, почтенный университетский профессор М. Я. Капустин.

Во время утверждения его депутатских полномочий думская комиссия признала некоторые нарушения, допущенные в производстве выборов по городу Казани. В частности, было доказано, что чины полиции, вопреки инструкции министерства внутренних дел, агитировали в пользу партии «Союз 17 октября», на улицах города допускалась свободная раздача газет «Казанский телеграф» и «Газета правых», в которых были напечатаны списки выборщиков октябристской и царско-народнической партий. В то же время полиция запрещала распространять газету «Казанский вечер» со списками выборщиков от прогрессивных избирателей. Наконец, некоторые нарушения были отмечены и во время проведения выборов, когда в ряде участков несколько избирателей с законными правами не были допущены к подаче бюллетеней, а в то же время получили право голоса те лица, которые не обладали таким правом. Однако, несмотря на выявленные нарушения, члены комиссии посчитали, что при существовавшем раскладе политических сил эти нарушения не могли иметь решающего влияния на изменение итогов голосования. Поэтому думское большинство посчитало возможным утвердить итоги выборов по г. Казани и признало депутатские полномочия М. Я. Капустина.

Группа депутатов Второй Государственной думы: стоят слева направо: Махмудов Мустафа-Гаджи-Муса-Оглы, Тевкелев Кутлу-Мухамед, Зейналов Зейнал-Эйнал-Оглы, Бадамшин Гариф (Казанская губерния), сидят Кощегулов Шаймардан, Хасанов Мухамед-Сабир, Усманов Хайрулла, Атласов Гадый, Мусин Гумер (Казанская губерния). Фото rbvekpros.livejournal.com

В целом, выборы в Думу второго созыва по Казанской губернии завершились с результатом, характерным для большинства регионов европейской части страны — подавляющее большинство голосов было отдано трудовикам и отчасти кадетам, к которым были близки и мусульманские депутаты. За исключением левого октябриста, профессора Михаила Яковлевича Капустина, большинство депутатов занимали левый спектр депутатского корпуса. В ходе общегубернских выборов, состоявшихся 6 февраля, 44 мусульманских выборщика смогли провести четырех своих кандидатов (на 10 мест, отведенных Казанской губернии), что было максимально возможно по условиям избирательного закона 1905 года.

7 февраля 1907 года в здании гостиницы «Булгар» казанское отделение «Мусульманского союза» организовало вечер в честь мусульманских депутатов и мусульманских выборщиков. На вечере, проходившем с пяти до восьми вечера, от ЦК Союза, от татарской общественности города выступали Юсуф Акчура, Хади Максуди, перводумец Саид-Гирей Алкин, торговцы Ахметзян Сайдашев и Исхак Казаков, а также представитель прессы журналист Бурхан Шараф. От имени вновь избранных депутатов выступили все мусульманские кандидаты — Садри Максуди, мулла Сафиулла Максютов, Гариф Бадамшин и Гумер Мусин.

Мусульманские депутаты дали обещание создать в Думе мусульманскую фракцию и содействовать принятию мусульманских законопроектов, отвечающих нормам шариата и интересам мусульманского населения страны. Торжественные проводы избранных депутатов в столицу прошли уже 14 и 16 февраля. Среди наиболее часто встречавшихся в выступлениях слов были такие, как «земля», «свобода», «амнистия», «народ». Эти же слова станут основными в выступлениях втородумцев с думской трибуны, что предопределит недолгую жизнь Думы второго созыва и изменение избирательного права (3 июля 1907 года).

Диляра Усманова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Усманова Диляра Миркасымовна — историк, д. и. н., профессор КФУ.

  • Образование: Казанский государственный университет (1988). Квалификация: преподаватель истории и обществоведения.
  • В 2005 году защитила докторскую диссертацию по специальности «Отечественная история».
  • Заместитель декана исторического факультета по науке (с 2005 по 2009 годы).
  • Член двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций (с 2005 по 2009 годы).
  • Член Ученого совета Национального музея РТ (с 2012 года).
  • Владеет английским, немецким и татарским языками.
  • Автор 13 монографий, 65 статей в научных журналах и шести энциклопедиях. Более 20 статей изданы в Германии, Англии, Франции, Турции и Литве.
  • Изучала историю мусульманских народов Российской империи, впервые ввела в научный оборот неизвестные архивные документы и уникальные фотографии.

Новости партнеров