Обрезание образования

Падут ли педагоги первой жертвой бюджетной экономии в Татарстане?

Волна критики вылилась с высоких трибун совета безопасности РТ на низкое качество образования в республике. По результатам ЕГЭ слишком велик разрыв между лучшими и худшими школами, да и сами результаты оказываются положительными, как выяснилось, далеко не всегда. Тем временем, как выяснило «Реальное время», только на повышение зарплат педагогам Татарстан ежегодно тратит свыше 16 млрд рублей, из которых федеральный центр компенсирует лишь около 20%.

За все время существования современной России слово «учитель» обычно ассоциировалось с понятием «нищ как церковная мышь». До тучных путинских времен доходы работников образования значительно отставали от средних зарплат по стране. Так, 23 февраля 2015 года исполнилось 24 года со дня беспрецедентного события — забастовки московских учителей. 23 февраля 1991 года около 350 столичных школ на один день прекратили свою работу. Если учитель нищенствует, то стимулы к качественному обучению подопечных у него просто отсутствуют. Но знаменитые «майские указы» Путина стали потихоньку залечивать эту рану.

Согласно документам, уже с 2012 года зарплата учителей должна была сравняться со средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году того же уровня должна достичь зарплата работников культуры и преподавателей колледжей, а у врачей, вузовских преподавателей и научных сотрудников — превысить среднюю по региону вдвое, то есть составить 56,7 тыс. рублей (в сегодняшних ценах). Владимир Путин неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит «публичная политическая персональная ответственность», с июня 2012 г. администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов главами регионов.

Но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»! «Майские указы» президента оказались де-факто нефинансируемыми мандатами. Простой пример: в 2013 году в Татарстане на это повышение потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный минфин из 16,2 млрд компенсировал лишь 3,7 млрд. Разницу республиканскому бюджету пришлось закрывать самостоятельно. В 2014 году — такая же картина.

Необходимость реализации майских указов превратила бюджеты регионов в самые настоящие «собесы». По словам министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина, в расходах бюджета ускоренными темпами растет доля первоочередных и социально значимых расходов — с 69% в 2014 году до 80% в 2016-м. Из бюджета стала вымываться инвестиционная составляющая, без которой нет развития. Сам же бюджет начал превращаться в «собес» или «огромную зарплатную ведомость».

Но экономический кризис конца 2014-начала 2015 года вообще поставил жирный крест на реализации данных указов. И не только на повышении зарплат учителей: в итоговой версии антикризисного плана правительство спокойно отказывается от индексации зарплат в школах до уровня фактической инфляции (и даже индексация на уровень расчетной инфляции в 6,5% под вопросом).

Причина — якобы сверхвысокая в результате реализации «социальных» путинских указов заработная плата наших педагогов. На самом деле, если верить данным Татарстанстата ( данные годовых комплексных докладов об социально-экономическом развитии РТ), то вырисовывается такая картина повышения зарплат:

С начала реализации «майских указов» средняя зарплата в сфере образования Татарстана росла от 14% до 20% ежегодно. Вывести зарплату учителей на среднюю зарплату по региону пока не удалось, но прогресс все же есть.

Если до начала реализации «майских указов» (2011 год) средняя зарплата учителей составляла 69% от средней по экономике РТ в целом, то в 2014 году — уже 78%. Тем не менее, сравняться пока не получилось. Так что срезать или не индексировать зарплаты учителей — политика более чем сомнительная. Ведь если говорить честно, вместе с зарплатами учителей здорово поднапрягли возросшими требованиями к результатам работы педагога для получения «стимулирующих» надбавок. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», так и вся работа преподавателей сейчас — сплошные перемены. Резко возросшая отчетность, вхождение в Болонский процесс, ЕГЭ и так далее...

При этом обязанности учителя в связи с принятием новых федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов педагога и прочих нормативных документов постоянно растут. Огромное количество бумаг просто угнетает (рабочие программы на 100 листов, которые никому не нужны, журнал выхода в Интернет и тому подобное). При таком количестве бумаг что-то проводить с детьми сил у многих просто не хватает.

Более того, кризис жестко поставил вопрос о бюджетном секвестре. Судите сами, в январе 2015 года поступление доходов в консолидированный бюджет Татарстана, включая неналоговые поступления, упало по сравнению с таким же периодом прошлого года на 15%. Это называется «катастрофа», ведь если иметь ввиду фактический уровень инфляции, то можно говорить о реальном падении доходов нашего бюджета на треть! В этой ситуации бюджетные урезания просто вынужденно необходимы.

И похоже, решили начать со сферы образования. Тревожный звонок уже прозвенел.

На последнем заседании совета безопасности РТ президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что по количеству потраченных средств сфера образования — «номер один». К слову, в 2015 году консолидированный бюджет на образование в республике должен составить 58,1 млрд рублей. Из них 31,3 млрд будет выделено из республиканского бюджета. В последние годы расходы были увеличены. За счет этого улучшилась материально-техническая база, часть средств была вложена в развитие стратегии образования и в фонд оплаты труда.

Расходы на образование в бюджете РТ в млрд руб. (по данным законов о бюджете РТ)

2011

2012

2012

2014

Образование в целом

23,9

271,0

31,9

49,5

Дошкольное образование

1,6

1,1

2,4

12,6

Общее образование

6,6

7,3

7,0

7,3

Начальное профессиональное образование

0,6

0,7

0,3

0,0

Среднее профессиональное образование

2,0

2,9

3,9

4,9

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

0,2

0,2

0,3

0,4

Высшее вузовское и послевузовское профессиональное образование

0,1

0,2

0,2

0,2

Молодежная политика и оздоровление детей

1,1

1,3

1,6

1,9

Другие вопросы в области образования

11,7

13,5

16,3

22,3

Президент особо критически подчеркнул:

«Но значительного улучшения качества образования мы не видим. Здесь вопрос не в инфраструктуре, которую мы создаем, а в людях, которые в этой структуре работают. У нас есть примеры, когда между 10 школами-лидерами и школами-аутсайдерами разница в показателях ЕГЭ составляет почти 32 балла. А ведь мы используем нормативное финансирование, разницы нет. Мы даже в сельской местности, на малокомплектные школы тратим больше денег, чем в городах. А результат какой? Поэтому сегодня будет разговор серьезный — профпригодность, квалификационные требования. Резко мы что-то изменить не можем, но нужно задать стандарты, которые мы должны соблюсти. Необходимо очень серьезно пересмотреть работу методических кабинетов, изучить профессиональный уровень районных отделов образования, и многим разговор об этих проблемах может показаться неприятным».

Видео c prav.tatarstan.ru

Вектор секвестрования расходов на образование уже обозначился — это ликвидация избыточного количества сельских школ. В Татарстане не должно остаться средних школ с численностью учеников менее 80 человек, резюмировал министр образования Татарстана Энгель Фаттахов:

«В Татарстане 1403 школы, из которых 244 — малокомплектные. В ряде районов малокомплектных школ больше половины. При этом выпускники малокомплектных средних школ показывают более низкие результаты ЕГЭ — разница составляет около 5 баллов. В малокомплектные школы невозможно привлечь молодого перспективного учителя, здесь невысока конкуренция учеников, отсутствует доступ к профориентации. При этом из-за малокомплектных школ наиболее высокие финансовые затраты в расчете на одного ученика несут наиболее отстающие районы».

Так-то оно так, но, если по-честному, то оптимизация сельских школ означает гибель деревень, где будут закрыты школы. Это психологические стрессы для детей, переведенных в «чужую» школу, и еще более низкие оценки…

Безусловно, малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода. Имеет ли право работать школа, где учится 10 учеников, вопрос дискуссионный и, наверное, вечный. Тут единого мнения не будет никогда. Можно понять и тех, кто за ее закрытие. Нецелесообразно содержать целое здание и штат из-за 10 учащихся… Но такие школы работают по всей стране. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет более 65%. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где у ребят нет возможности учиться. Что будет с теми населенными пунктами, где исчезнет школа?

Фото: 86.r.photoshare.ru, nr-citynews.ru

Альберт Бикбов

Новости партнеров