Ирина Хакамада: «Регионы страдают от того, что центр у них забирает все, а возвращает с трудом»
Пока в России не появятся четкие правила игры для бизнеса, сами предприниматели не начнут отстаивать свои права, а государство не снизит налоговое бремя и не перестанет тянуть деньги из регионов, прогнозировать развитие экономики нельзя. При этом необходимо формирование среднего класса, основой которого в России должны стать не чиновники, оказавшиеся одними из самых высокооплачиваемых работников, а предприниматели и «белые воротнички». Об этом и многом другом шла речь в ходе онлайн-конференции «Реального времени» с главной женщиной-либералом России, политиком и общественным деятелем Ириной Хакамадой.
Налоги нужно не повышать, а снижать
В студию «Реального времени» Ирина Хакамада приехала после встреч с казанскими бизнесменами.
— Было около 300 человек, где-то 70% — молодежь, 30% — солидные люди, возглавляющие серьезные компании. Много стартаперов <...>. Больше всего, конечно, волновало распределение денег между центром и регионами. Потому что регионы страдают от того, что центр у них забирает все, а возвращается все с трудом, а обязательств при этом спускают много, — начала разговор Ирина Хакамада.
Если для кого-то этот вопрос показался более административным, спикер заметила, что связь между бизнесом и ресурсами субъекта федерации прямая. Если налоги снизятся, нужно где-то искать деньги, чтобы компенсировать эти «потери».
— В экономике вообще ничего не бывает отдельно. Все взаимосвязано. Ну и второе [второй волнующий предпринимателей вопрос, — прим.ред.] — это отсутствие правил четких, при которых было бы меньше проверок, меньше наездов и равное участие в конкурсах на получение различных ресурсов, в том числе госзаказа.
Все-таки Татарстан — это сырьевой регион. Нефть! И правильно делает регион, что не останавливается на одном потреблении сырья и экспорте сырья, а пытается создать экономику будущего
А также жаловались, тоже, как и в Москве, есть нерегулируемый снос малого бизнеса без защиты прав собственности <...> Все из Москвы идет, Москва начала эту кампанию, — говорит Хакамада.
В целом же, по ее словам, бизнесмены в Казани задавали классические вопросы, которые можно услышать и в других регионах. Отличия же нужно искать в позитивных моментах.
— В Казани идет с помощью бюджета развитие инновационных площадок, как частных, так и бюджетных, идет очень интенсивное стимулирование государственных инвестиций в переработку сырья. Все-таки Татарстан — это сырьевой регион. Нефть! И правильно делает регион, что не останавливается на одном потреблении сырья и экспорте сырья, а пытается создать экономику будущего. Потому что переработка будет востребована всегда, даже если цены на нефть упадут, — говорит Хакамада.
Малый и пассивный бизнес
Но и здесь, в развитии инвестиционного бизнеса, снова встает необходимость изменить налоговую политику.
— Нельзя травить вновь становящиеся компании. Я знаю, что некоторые имеют по 400 проверок в году, — об этом, по словам Хакамады, ей рассказали казанские предприниматели в частной беседе. — Это передел собственности. Если что-то успешное пошло, надо все забрать и затравить с помощью проверок.
— Если вы самостоятельный и креативный — вы никому не нужны. И не хотите давать взяток. Поэтому, вопрос, наверное, в правилах игры, а не в том, какой у нас менталитет, генетический код и уровень цивилизованности, — добавила гость редакции.
Вообще, говорит Хакамада, «в России система такая, мощная»: «А вот все, что хорошее, оно несистемно идет, снизу, поэтому идет-идет и захлебывается».
Способ бороться с системой один — уметь защищать свои интересы, в том числе и с помощью выборов, и голосования: «В конце концов, меню есть и достаточно разнообразное».
Это не ментальное. Просто с кровью и плотью принимают эти правила игры. И страх поселился, что потеряют последнее. И не понимают, что точно все потеряют, если не будут защищать свои интересы
В целом же бизнес-структуру в России Хакамада считает разрозненной. Если на федеральном уровне интересы пытаются лоббировать институт бизнес-омбудсмена, «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП, то в регионах предприниматели брошены. Было сделано все, чтобы предприниматели «жили сами по себе и умирали чаще всего сами по себе». Защищать же свои интересы у предпринимателей не хватает «гражданской воли»: «Бизнес очень пассивен и за это получает по голове».
— Меня достали уже одним и тем же вопросом: «Когда будет лучше? Мы отсидимся, мы даже на выборы ходить не будем, а пусть оно будет лучше. Пусть другие за нас голосами рискуют, деньгами, карьерами, а мы будем сидеть, тихо приспосабливаться и ждать, когда будет лучше». Это бизнесмены говорят. Это не ментальное. Просто с кровью и плотью принимают эти правила игры. И страх поселился, что потеряют последнее. И не понимают, что точно все потеряют, если не будут защищать свои интересы, — уверена Хакамада.
Российский чиновник как основа среднего класса
От этого вопроса разговор плавно перешел к теме среднего класса. Расставляя точки над «и», Хакамада начала рассказывать, что частные собственники, в том числе и малый бизнес — это часть среднего класса.
— В средний класс вообще входят все высокооплачиваемые работники в любой сфере. На западе в средний класс входят ученые, преподаватели, учителя школ, доктора, врачи, бизнесмены, менеджеры. Меньшую часть, самую маленькую, составляют чиновники.
— В России чиновники оказались самыми богатыми. Они составляют 70% нашего среднего класса. Учителя — выпали. Ученые — выпали. Врачи, почти все, — выпали, кроме частных докторов со своими клиниками. Остались олигархи и крупный бизнес. Малый бизнес разоряется и тоже выпадает, — объясняла политик, попивая чай.
Наращивать же средний класс нужно за счет «широкой прослойки самостоятельных людей». К ним Хакамада отнесла «белых воротничков» (менеджеров) и собственников небольших предприятий. «Когда они будут создавать около половины валового национального продукта, в России возникнет экономическая, политическая и социальная стабильность», — уверена политик.
— Когда средний бизнес и крупный бизнес окружены кучей самозанятых и мелочью, которые все время обновляются: одни разоряются, другие тут же появляются — то у вас непрерывно растут рабочие места <...> Ну что еще будет создавать рабочие места? Чиновник будет плодиться? — задала риторический вопрос Хакамада.
— Нету этих условий, на федеральном уровне ничего нету. Прогрессивный налог увеличен. Налог на прибыль. Я провела «упрощенку» и «вмененку». Я! После меня никто ничего не продвинул. Собираются налоги все увеличить: и налог на прибыль, и подоходный налог. Мы провели 13% шкалу, сейчас хотят провести от 14 до 25! — постепенно повышая голос, говорила Хакамада.
Почему e-commerce в России может «грохнуться»
Следующая часть беседы касалась стартапов. По мнению Ирины Хакамады, сейчас самые перспективные отрасли для создания новых проектов — это сельское хозяйство и фармацевтика. Причина — в необходимости заместить импортные товары. Эти сферы развиваются силами сверху.
— Если брать снизу, то это IT-высокие технологии и IT в области медицинского сервиса. Например, в области интернет-медицины. Расходы меньше на такие айтишные вещи. Там главное мозг. Но сейчас нововведение нам грозит: хотят ввести налог, НДС, на торговлю в Интернете (налог на прибыль). Так что там все может грохнуться, — добавила Хакамада ложку дегтя в кажущуюся медом бочку.
По словам гостьи редакции, стартапы выгодны тем, что они не арендуют дорогостоящую недвижимость. Команды работают дома. Рекламируются и продают себя или покупают себе оборудование через Интернет. «Если Интернет обложить налогами, которые у нас есть в реальной экономике, там тоже все грохнется. Тогда нигде ничего не будет», — добавила Хакамада.
При этом сейчас люди готовы брать на себя ответственность, возглавлять мелкие бизнесы. Нужно только дать им правила игры:
— Людям есть нечего. Потому все возьмут на себя — дайте правила игры. Освободите от налогов стартап. Не облагайте Интернет, дайте возможность взять кредит под 4% — и люди пойдут. Кто-то разорится, но он будет винить только себя, это были его риски. А сейчас разоряются, потому что отнимают, потому что не дают.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.