«Автоюристы» vs страховщики: на арбитражи обрушились тысячи исков по ОСАГО

Однако страховые компании уверены, что скоро этому придет конец

Десятки компаний по всей стране ежедневно пачками подают иски в отношении страховщиков. За некоторыми из них количество дел исчисляется даже не сотнями, а тысячами. Страховщики уверяют, что число автоюристов растет, так как людей в этот бизнес привлекают «легкие деньги». Вторая сторона доказывает, что, напротив, защищает автомобилистов от страховых компаний, которые откровенно не доплачивают. На стороне автоюристов железный аргумент: пока суды принимают в делах их сторону, вся их работа законна. Впрочем, по мнению страховщиков, этому бизнесу может прийти конец.

Более 2 тысяч исков к страховым только от одного ИП

Арбитражные суды заваливают иски автоюристов из страховых компаний. Их число у отдельных юркомпаний в этом году увеличилось в разы, а некоторые вообще не работали через суды. При этом компании, зарегистрированные в одном регионе, нередко судятся сразу в нескольких других.

Один из крупнейших истцов против страховых компаний — ООО «Коллекторсервис», которое нередко участвует в делах с ООО «Юрнадзор». ООО «Коллекторсервис», согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», менее чем за 8 месяцев 2016 года подало около 400 исков на общую сумму 12,4 млн рублей. Абсолютное большинство — по автострахованию. При этом за весь 2015 год — в 2 раза меньше (в 191 деле на 4,2 млн рублей), в 2014 году — только в 41 деле на 1,2 млн рублей.

Другой крупный истец, «Центр автоуслуг», имеет разные ООО сразу в пяти регионах. Казанское ООО начало свою судебную практику только в этом году и успело подать к страховым компаниям 106 исков на на 3,7 млн рублей. Одно из немногих, кто несколько ослабил свою судебную хватку — ООО «Законоведъ». В 2016 году компания подала 29 исков на 3 млн рублей, в 2015 году — 108 исков на 7,4 млн рублей. В 2014 и 2013 году компания подала 58 и 59 исков на 5,4 и 4,9 млн рублей соответственно.

Некоторые автоюристы являются даже не ООО, а ИП. При этом в Татарстане работают сразу несколько предпринимателей, зарегистрированных в Челябинской области. Так, Николай Юрьевич Кузнецов, уроженец казахского Кустаная, зарегистрировавший ИП именно в Челябинске, в 2016 году подал 163 иска на 5,4 млн рублей. ИП Боровлев Сергей Гаврилович, также из в Челябинской области, судится сразу в нескольких регионах, в том числе и в РТ. В общей сложности, в 2016 году он подал меньше исков — 125, но суммы выше — на 7,3 млн рублей.

Однако рекордсменом среди работающих на территории РТ является Роман Стоян все из той же Челябинской области. Он также активизировался только в 2016 году. Юрист является участником 2264 арбитражных дел на общую сумму 74,1 млн рублей. До этого за 8 лет Стоян подал всего шесть исков.

«Легкие деньги привлекают»

Страховщики в один голос твердят, что автоюристы разоряют страховые компании, завышая суммы и заставляя нести судебные издержки. По их мнению, «автоюризм» как легкий способ заработка денег притягивает к себе все больше и больше людей

— Легкие деньги привлекают, в эту нишу тянутся люди, идет процесс деления этих агентств и в геометрической прогрессии растет количество желающих заработать эти легкие деньги, — рассуждает Рустэм Сабиров, президент Союза страховщиков Татарстана. — В то же время наше законодательство является одним из самых либеральных в мире по отношению к таким действиям. Сегодня многие специалисты называют это правовым экстремизмом: используется мягкость нашего законодательства, лояльность к автолюбителям и в то же время традиционное презрение к банкирам, страховщикам, которых всегда считалось нормальным тоном обмануть, кинуть, что-то отнять. Страдают сами люди, которые не могут купить полис ОСАГО, потому что это стало бременем для страховых компаний, которые просто обязаны выплачивать по этим полисам, а еще оплачивать гигантскую армию автоюристов, которые на этом паразитируют.

По мнению Сабирова, ежегодно условия для деятельности автоюристов только улучшаются. Например, к таким нормам он относит повышение лимитов по европротоколу, который участники ДТП имеют право заполнить самостоятельно без приезда сотрудников ГАИ.

«На грани законности находятся сами страховые компании, которые систематически недоплачивают людям»

Чтобы выяснить позицию самих автоюристов, мы обратились к одному из крупнейших татарстанских истцов — ООО «Коллекторсервис» — по телефону, указанному на сайте компании. Ответившая сотрудница назвала другую компанию. Чуть позже в редакцию, чтобы дать комментарий, перезвонил некто Сергей, представившийся помощником руководителя компании «Гудэксперт». При этом на сайте компании «Гудэксперт» указанное юрлицо — ООО «Юрнадзор», то самое, которое часто фигурирует в делах «Коллекторсервиса». Сергей подтвердил, что работают преимущественно с автовладельцами, но судятся не только со страховщиками, но и с ТСЖ, «если зимой сосульки падают на машины». По словам представителя компании, она выигрывает в 90% случаев, если клиент предоставляет адекватную первоначальную информацию. Однако, по его словам, в случае с ОСАГО не все так просто, как кажется.

— Есть различные страховые компании на рынке Казани: некоторые из них добросовестные, которые все выплачивают — и с ними мы не судимся, — поясняет автоюрист. — А есть компании, которые стараются сэкономить, в том числе благодаря единой методике: если дверь на иномарку стоит 30 тысяч рублей, то по единой методике она стоит 20 тысяч рублей. И непонятно, где ее купить по этой цене. Мы судимся с теми компаниями, которые зажимают даже и эти 20 тысяч рублей.

Логику автоюристов понять легко. Во-первых, они отстаивают права автомобилистов, которые на практике сталкиваются с тем, что отремонтировать автомобиль на деньги, полученные по ОСАГО, зачастую нереально. А в отношении справочников запчастей, которыми оперируют страховщики, в апреле этого года разгорелся скандал. Тогда татарстанское УФАС, проверяя жалобу одного из автомобилистов, выяснило, что справочники, составленные и рекомендованные Российским союзом автостраховщиков еще в 2014 году, содержат некорректные данные по стоимости автозапчастей. Во-вторых, если автоюристы неправы, то почему суды встают на их сторону?

— Я не понимаю, что значат обвинения в работе «на грани законности», — рассуждает представитель «Коллекторсервиса» и «Гудэксперта». — Эти мнения придумывают сами страховщики и лоббируют их. Потому что мы-то дела выигрываем в суде. Если мы его выигрываем в суде, значит, оно априори законное. К тому же, это не единичные случаи: страховые компании на протяжении 7 лет недоплачивают автомобилистам. И все это время мы выигрываем дела. То есть на грани законности находятся сами страховые компании, которые систематически недоплачивают людям, а те вынуждены обращаться к автоюристам.

Страховщики положили конец «автоюризму»?

Впрочем, страховщики уверены, что скоро «автоюризму» придет конец.

— Если взять вторую половину года, начиная с июля условно, то будет заметен спад подобных дел — есть у меня такое стойкое убеждение, — рассказывает Игорь Волчков, директор СПАО «Ингосстрах» в РТ. — Я могу обосновать его следующим образом: если не ошибаюсь, в первых числах июля вышел документ ЦБ, который более четко прописывает все действия, которые должны выполнять страховая компания и страхователь при возникновении страхового события. Это «плюс» и клиенту, и страховой компании, потому что была полная вакханалия со стороны автоюристов. Физически я вижу, что у нас несколько снизилось число обращений через суды. Надеюсь, что и в дальнейшем будет так же.

Речь идет о поправках к закону об ОСАГО, принятых Госдумой под давлением Российского союза автостраховщиков еще в июне этого года и вступивших в силу в июле. По словам Волчкова, теперь процедура более жестко регламентирована. Во-первых, страхователь при возникновении страхового случая обязан предоставить машину на осмотр, обязан принести заявление, а страховая компания в течение 5 дней обязана организовать осмотр. И только при невыполнении страховой компанией этих условий клиент имеет право действовать через суд. Если клиент недоволен размером выплаты страховой компании, сначала он обязан в досудебном порядке обратиться в страховую компанию, выставить свои претензии, вместе с тем страховой компании дается определенный срок на досудебное урегулирование убытка.

Игорь Волчков рассчитывает что во второй половине года будет заметен спад подобных дел. realnoevremya.ru/романа Хасаева

Однако пока на сайте арбитража ежедневно можно наблюдать десятки новых исков от автоюристов.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев, Лина Саримова
Справка

ООО «Коллекторсервис» зарегистрировано еще в 2012 году. За 4 года оно поменяло три юрадреса. Директором и владельцем его является Максим Шуралев, которые ведет активную предпринимательскую и общественную деятельность. Он же — бывший директор и владелец «Коллекторсервиса» из Перми. Также Максим Шуралев является директором и владельцем ООО «Юрнадзор» (которое часто фигурирует в судебных делах «Коллекторсервиса»), ООО «Единая служба аварийных комиссаров», бывшим директором РОО РТ «По защите прав потребителей «Юрнадзор», бывшим владельцем РОО РТ «Молодежный бизнес клуб «Навигатор», соучредителем татарстанского регионального отделения «Народной партии «За женщин России». Активы «Коллекторсервиса» на 2014 год составляют 2,9 млн рублей, выручка — 5,3 млн рублей.

Новости партнеров