Дмитрий Потапенко: «Открыв ИП, человек платит псевдосоциальные налоги в бездонную бочку Пенсионного фонда»

Эксперты уверены, что очередное повышение МРОТ заставит индивидуальных предпринимателей уходить в тень

Дмитрий Потапенко: «Открыв ИП, человек платит псевдосоциальные налоги в бездонную бочку Пенсионного фонда»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» просит заморозить минимальный размер оплаты труда, который применяется при исчислении страховых взносов. Эти взносы — в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать.

Как отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо руководителя «Опоры России» главе министерства экономического развития РФ Алексею Улюкаеву, речь идет не о зарплатах, которые индивидуальные предприниматели платят своим сотрудникам, а о минимальной зарплате «себе», из которой начисляются взносы во внебюджетные фонды. МРОТ для индивидуальных предпринимателей был увеличен совсем недавно — в июле 2016 года с 6,2 тысячи рублей до 7,5 тысячи рублей. Как указывается в письме, в 2013 году страховые взносы для ИП были повышены в два раза. Как результат — число индивидуальных предпринимателей снизилось на 17%.

«Реальное время» опросило экспертов и самих предпринимателей и выяснило: ситуация с налогами для малого бизнеса не устраивает практически всех. Однако больше всего рост МРОТ для предпринимателей замечает «самозанятое» население, к примеру, учителя-репетиторы, которые решили легализовать свою деятельность. В их случае, когда обороты «бизнеса» совсем небольшие, отчисления во внебюджетные фонды могут составлять чуть ли не половину всего годового дохода.

  • Тимур Нагуманов

    Тимур Нагуманов уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей

    Этот вопрос не требует обсуждения, потому что у нашей страны уже был не самый правильный опыт. Несколько лет назад было принято решение двукратного увеличения минимального платежа по обязательному фонду – пенсионного и обязательного медицинского страхования. Этот опыт был, платеж кратно увеличили, и в итоге получили по стране десятки или даже сотни тысяч закрывшихся индивидуальных предпринимателей. По сути, они ушли в тень, и это ударило по тем, кто легализовался ради того, чтобы легально осуществлять свою небольшую деятельность – это репетиторы, надомные работники и все те, кто занимался приработком. Они легализовались в свое время.

    Когда люди живут и работают в Казани или Москве, для них кажется, что в год платить 40–50 тысяч в фонд – при том, что это твоя будущая пенсия – сумма не такая большая. Но когда люди занимаются именно «приработком», и их годовой доход составляет 150 тысяч, для них любой платеж, каждая тысяча весома, поэтому они скорее уходят в тень. Поэтому я поддерживаю полностью инициативу и считаю, что по индивидуальным предпринимателям поднимать минимальную оплату труда однозначно не стоит, потому что любые операции с увеличением обязательных платежей обязательно будут негативно сказываться на ИП.

    От того, что увеличиваются платежи, люди не станут платить и просто уйдут «в тень». Нужно вести активнее разъяснительную работу с самими предпринимателями, со стороны того же пенсионного надо объяснять, что это важно, ведь большинство предпринимателей не верят Пенсионному фонду, тому, что это будет хоть какой-то разумной прибавкой, или просто не информированы.

    Эта норма не распространена на наемных работников, по ним идет отдельная система оплаты труда. В Татарстане сейчас около 90 тысяч индивидуальных предпринимателей, и это в любом случае отразится на большинстве. Но сказать, насколько это станет весомой суммой, и для какой части микропредприятий, конечно, очень сложно. Тем более что мы многих уже потеряли, когда они снялись с регистрации. Сколько таких осталось и вернулось после того, как правила игры изменились с учетом их интересов, сказать сложно, потому что мы не видим напрямую из-за отчетности и статистических данных. Но я думаю, речь идет о десятках тысяч.

    На самом деле, увеличение минимального размера оплаты труда на всех отразится.

  • Дмитрий Потапенко

    Дмитрий Потапенко основатель и управляющей партнер Management Development Group Inc.

    Предложение «Опоры России» — это полумера. Принципиально она ничего не изменит. Ключевым фактором для ИП является наличие псевдосоциальных налогов, потому что, просто открыв ИП, человек начинает платить эти псевдосоциальные налоги в бездонную бочку Пенсионного фонда. И я не оговариваюсь, а говорю осознанно, ведь когда мы говорим о, например, триллионе рублей в Пенсионном фонде, но при этом у нас по Интернету гуляют фотографии 50 самых красивых зданий пенсионных фондов, у меня возникает когнитивный диссонанс.

    Поэтому замораживание минимальной оплаты труда не спасет ИП. Спасет ИП с порогом до 120 млн отсутствие каких-либо налогов и госпошлин вообще, потому что это — самозанятость. Администрирование этих выплат стоит государству кратно дороже, чем взимаемые налоги.

    Для многих ИП эти налоги критичны. Я лично знаю женщину-инвалида второй группы, она получает пенсию, и ее оборот настолько мал, что она ее тут же отчисляет в фонд. Это сложно придумать даже исходя из банальной логики.

    Я не знаю, какая у них там есть информация о следующем повышении МРОТ, но я могу предположить, что, поскольку Медведев решил после своей фразы: «Денег нет, держитесь там, всего доброго» — ограничить индексацию пенсий единовременной выплатой в 5 тысяч, возможно, эта «тень на плетень» отсюда и пошла.

    МРОТ — вещь искусственная и существует только для исчисления налогов и тому подобного. Проще заменить словосочетание «минимальный размер оплаты труда» на «коэффициент чего-либо». Другое дело, что нашим чиновникам не хватает смелости признать, что МРОТ — на самом деле не размер зарплаты, а единица измерения налогов.

  • Александр Зайцев

    Александр Зайцев руководитель компании «Таежник»

    Налоги сейчас действительно большие. Лучше показывать нормальные зарплаты, но снижать с них налог. Что касается минимального размера оплаты труда для индивидуальных предпринимателей, то здесь тоже идут значительные для ИП суммы. Эти суммы высокие. Вообще, для индивидуальных предпринимателей существует очень много разных видов налогов, и эта ситуация очень неприятна. Не успеваешь закрыть один из видов налогов, долги уже набегают по другим видам. Конечно, есть риск, что индивидуальные предприниматели из-за повышения минимального размера оплаты труда будут уходить «в тень».

  • Ирек Галиев

    Ирек Галиев владелец сети пекарен «Жар Свежар»

    Зарплата, конечно, всегда большая статья расходов. Для малых предприятий это еще более важно, потому что малый бизнес очень трудозатратный. Конечно, зарплата – значительная часть расходов для малого бизнеса. Наверное, заморозить было бы лучше, но для нас это не так принципиально, у нас и так зарплата выше. Для малого бизнеса же это очень важно.

  • Тимур Шайхутдинов

    Тимур Шайхутдинов директор цветочной мастерской «Дари»

    Хочется, чтобы минимальный размер оплаты труда для индивидуального предпринимателя не менялся, потому что он влияет на налоги. А мы, конечно, налоги считаем. В зависимости от них строится наша работа. В то же время, индивидуальные предприниматели – представители малого бизнеса, который сам по себе не предполагает, что человек будет зарабатывать огромные суммы. Поэтому налог, мне кажется, сейчас приемлемый.

  • Расул Садриев

    Расул Садриев гендиректор сети магазинов ХороShow

    Государство, на мой взгляд, однозначно не заморозит размер МРОТ для индивидуальных предпринимателей. Любая налоговая нагрузка негативно сказывается на бизнесе. Для нас, как для стабильно работающей компании, размер МРОТ для индивидуальных предпринимателей несущественен. Свою копейку это, конечно, отменяет, но для нас это некритично.

    Для индивидуальных предпринимателей без наемных сотрудников это, конечно, гораздо критичнее. Деятельности у компании может и не быть, или она идет «ни шатко ни валко», а выплаты в фонды должны идти, это существенно. В нашей же компании работает около 50 человек – для нас это некритично.

    Вы же понимаете, сейчас дефицит бюджета, и ни на какие налоговые послабления государство не пойдет. Поэтому мы можем сколько угодно говорить и размышлять об инициативах «Опоры России», но государство на это не пойдет, нужно с этим смириться и просто работать.

Максим Матвеев, Камилла Закирова

Новости партнеров