Регина Саттарова: «В театр нельзя ходить, как на парад»

Регина Саттарова: «В театр нельзя ходить, как на парад»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Одним из знаковых моментов прошедших в Казани Дней уличных искусств стал показ проекта «В розовом» молодого режиссера Регины Саттаровой. В разговоре с корреспондентом «Реального времени» Регина рассказывает о пользе академического образования, не отрицает репертуарный театр и клянется в любви родному городу.

«Старославянский язык меня победил»

— Регина, читая вашу биографию, я запуталась во множестве…

— …образований, которые я получила?

— Да. Поэтому давайте начнем «от печки».

— Хорошо. Сначала была языковая школа. Потом полтора года филфака университета. Не хватило усидчивости. Старославянский, древнегреческий и историческая грамматика меня победили. Сейчас я об этом жалею, потому что это было потрясающее академическое образование, но в 17 лет усидчивости у меня не хватило. Потом я пошла в институт культуры на актерский факультет, на курс Рашида Загидуллина. Потом сразу поступила в ГИТИС, утром получила диплом в институте культуры, а вечером поехала поступать на театроведческий в ГИТИС, где проучилась полтора года, у меня был грант от республики, но потом финансирование прекратилось, и история закончилась. Я вернулась в Казань.

— И чем занялись?

— Я делала массовые праздники, в городском масштабе, и меня позвали работать в «Татфондбанк», делать массовые мероприятия. Это было не собеседование, меня сразу позвали на работу и предложили прекрасную зарплату. Я выхожу из банка, стою на крыльце и думаю, что все так здорово, и в этот момент мне звонят и предлагают поучаствовать в режиссерской лаборатории. И в тот день, когда я должна была выйти на работу в банк, я начала работу в лаборатории.

— Духовное перевесило материальное?

— Да. Я тогда поставила «Казань, я люблю тебя!». Художественным руководителем той лаборатории был Фарид Рафкатович Бикчантаев, это была прекрасная лаборатория! Мы месяц занимались этюдами, ходили, разговаривали, общались. О театре много говорили. На выходе я сделала эскиз «Казани», это была компиляция почти что сорока текстов, потом уже выпустили премьеру. Это было в Доме актера, где я потом сделала еще несколько постановок. Потом была моя вторая лаборатория по «Чайке», мы работали полгода. И тут я поняла, что мне нужно режиссерское образование, потому что я уже велосипед начала изобретать. Мне было к этому времени уже 27 лет, и я не знала, выдержу ли я еще 5 лет учебы. Поэтому решила, что получу кинообразование, мне было интересно кино, я поехала на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Меньшову, он взял меня после первого тура. Это великий мастер, но что-то у нас не случилось, и я ушла к Квирикадзе и Добровольскому. Их метод преподавания больше лежит в плоскости авторского кино, я там проучилась полтора года, диплом, правда, не защитила, сейчас вот надо его снять.

— Будете снимать в Казани?

— В Казани.

— А кто будет финансировать?

— Не знаю.

«Актер должен уметь делать все»

— Что такое ваш «ПакетТеатр»?

— Это независимое творческое объединение, то есть актер у нас и драматург, и грузчик, и кто угодно. И в этом наша концепция, мы хотим развиваться вместе и комплексно. Актер должен уметь делать все. Конечно, об идеальном мы не мечтаем, но развиваться надо многосторонне.

— Где вы находитесь территориально, и кто вас финансирует?

— У нас есть проекты. Большинство из них связано с фондом «Живой город» и с «Углом». Мы и возникли при участии Дома актера и «Живого города». Это два наших дома.

— То есть у актеров есть мирские профессии?

— Есть. У меня нет. У нас пятьдесят на пятьдесят, есть профессиональные актеры, есть журналисты, есть инженеры. Мы открыты, у нас были истории, когда мы брали людей, которые вообще к театру не имеют отношения.

— Ваш проект «В розовом», как он возник?

— Это специально написанные тексты, но они звучат, как повседневная речь. Тексты частично мои, частично Павла Полякова, он у нас инженер-драматург.

«В розовом» работает в четырех локациях, и это четыре разных спектакля, мне кажется, что в этом есть свое обаяние

— Откуда такие органичные ребята? Естественно, не все работы были равноценны, но тем не менее.

— Это была специфика места. Его атмосферы. Мы пошли по тому, что действительно может произойти в парке. Не конкретно в Лядском, а вообще в парке. Там ведь бывает такое, что к вам может подсесть человек и начать рассказывать о себе.

— Степень органики у ваших артистов была высокой.

— Да, и в связи с этим у нас на репетиции были смешные случаи. Мы репетировали поздно вечером, часов в одиннадцать, и сидел на скамейке одинокий мужчина. Когда репетиция закончилась, я решила узнать его мнение и подошла к нему, а он от меня отодвигается! Я его спрашиваю, что случилось, это же был театр, а он испуганно говорит: «Слава Богу, я думал, что схожу с ума!». У нас такой случай был не один, люди уходили, кто-то приводил друзей, и мы тогда поняли, что эта система работает. «В розовом» работает в четырех локациях, и это четыре разных спектакля, мне кажется, что в этом есть свое обаяние.

«В Казани самая самая вкусная еда!»

— Вы планируете остаться в Казани надолго?

— Я очень люблю Казань, в Москве я пожила, пока училась. Меня занесло обратно в Казань, и мне здесь хорошо.

— Но в столицах больше возможности для реализации.

— Возможно, это так, но здесь мой родной город, который меняется, превращается во что-то новое, прекрасное. Возможностей что-то здесь сделать не меньше, чем в Москве и Питере. Надо только начать делать. Москва обязывает тебя действовать, потому что не действовать в ней невозможно. В Питере вроде бы все есть, но как говорят мои питерские друзья, это болото, которое всасывает, темпо-ритм города совсем другой. В Казани многие мои друзья чем только не занимаются, как только не реализовываются. А в Москве к тому же еще и неимоверная конкуренция. Каковы там шансы, что ты будешь заниматься тем, чем хочешь? Просто заниматься, я даже не говорю о результате. Это лотерея.

— Как вы относитесь к репертуарному театру?

— Прекрасно отношусь. Смотрю все, что только смогу. Я не сторонник категоричности, не сторонник одного направления, театр многообразен, он должен быть разный. В театре должно быть все, он должен быть для всех. Я против того, чтобы в театр ходили как на парад. В театр надо ходить, как к себе домой. Это естественно.

Я не сторонник категоричности, не сторонник одного направления, театр многообразен, он должен быть разный

— А нет желания поработать в репертуарном театре?

— Конечно, да. Это же новый опыт, иной уровень ответственности и масштаба, потому что площадка диктует эту новую ответственность. У меня мечта, я хочу поставить Чехова.

— Что именно?

— «Дядю Ваню», конечно. Моя любимая пьеса. Хотя иногда у меня планы меняются. Но в последние годы я хочу поставить именно «Дядю Ваню». Безумно люблю Чехова. Мне кажется, если я когда-нибудь буду ставить его пьесы, это не будет костюмный театр, это будет нечто иное.

— В стиле Туминаса?

— Туминаса? Это было бы здорово. Но мне хочется сделать что-то в стиле Някрошюса и Бутусова. Придумать какую-то свою историю. Дай Бог, когда-нибудь сбудется.

— Регина, помимо театра, чем вы занимаетесь в Казани? Чем греет город, какие есть любимые места?

— Последнее время моя тусовка — это «ПакетТеатр». Любимые места… Пошел — и увидел берег Волги. Пошел — и увидел другую реку. Люблю ходить по старому городу — Гоголя, Горького. И потом, мои московские и питерские друзья приезжают есть. Самая вкусная еда — это казанская, и это правда.

Мне хочется сделать что-то в стиле Някрошюса и Бутусова. Придумать какую-то свою историю. Дай Бог, когда-нибудь сбудется

— То есть «Казань, я тебя люблю!» родилась не случайно?

— Нет, не случайно. Юность моя прошла на Квартале, сейчас живу на Павлюхина, это уже центр сейчас.

— Вы должны снять фильм. Каким он будет?

— Мне трудно мыслить киноязыком, я все время склоняюсь в сторону театральности. Сложно сказать, какое это получится кино, но, думаю, оно будет авторским. Жанровое у меня вряд ли получится, потому что хорошее жанровое кино — оно сложнее, чем авторское. Мне же сначала надо сделать сценарий, посмотрим, что напишется.



Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова и Максима Платонова
Справка

Регина Саттарова родилась в Казани, училась на филфаке университета, на театроведческом факультете ГИТИСа, в мастерских Владимира Меньшова и Ираклия Квирикадзе, окончила актерский факультет института культуры. Участница нескольких театральных лабораторий. Стала известна широкому кругу зрителей после громкого проекта «Казань, я тебя люблю!».

Новости партнеров