Исламские облигации вдохнут вторую жизнь в «Смарт Сити»?
Татарстанский бизнес «продегустировал» пока не пришедшие в Россию исламские банкинг и финансы
Соглашение между Татарстаном и Малайзией было подписано в четверг на казанской конференции Kazan Sukuk Conference 2015 в «Мираже». Документ поможет в будущем открыть дорогу для создания исламских банков и подразделений в России и республике, а также применить инструмент сукук для реализации крупных инфраструктурных проектов, предлагающих «долгие» инвестиции, необходимые России. На конференции, которая собрала руководителей банков и потенциальных заемщиков со всей страны и из-за рубежа, побывала и корреспондент «Реального времени».
Мы приближали день сукука как могли
Конференция Kazan Sukuk Conference 2015 стартовала с подписания необычного соглашения. Свои автографы под ним поставили первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин, президент IBFD Fund Линар Якупов и президент Unirazak доктор Забид Бин Хаджи Абдул Рашид. Согласно документу, до сентября 2015 года стороны планируют подготовить технико-экономическое обоснование по созданию исламского банка или исламского банковского окна на территории Татарстана, который станет пилотным регионом запуска исламского банкинга и финансов в России. Соглашение было принято на международном мероприятии Kazan Sukuk Conference 2015.
Также основной целью конференции стало рассмотрение применения в России и в Татарстане продукта исламской финансовой индустрии — ценных бумаг сукук, которые также принято называть исламскими облигациями.
Присутствовавший на мероприятии чрезвычайный и полномочный посол Малайзии в РФ Дато Зайнол Абидин Омар во вступительном слове заявил, что сейчас Татарстан — самый лучший регион для развития сукук. «Актуальность рынка сукук постоянно увеличивается, самые интересные проекты для сукук — инфраструктурные», — сказал он.
Пирог величиной почти триллион долларов
Тему продолжил Якупов, ознакомивший гостей форума с фактами успешности инструмента сукук по всему миру. «Появившись в 90-х годах, к 2014 году общий объем выпуска сукук превысил $118 млрд, и к 2020 году эксперты прогнозируют достижение этого показателя $900 млрд», — отметил он.
В подтверждение этому представитель малайзийской стороны отметил, что «в последние годы по сукук с нами сотрудничали 840 компаний из 19 стран мира».
— Интересно, что только половина инвесторов отдает предпочтение сукук по религиозным убеждениям — остальными движет привлекательная доходность, диверсификация портфеля и прочие экономические стимулы, — отметил Якупов.
Более того, сейчас на рынке сукук имеется тенденция повышения спроса, продолжил Якупов, приведя в пример правительство Гонконга, выпустившее суверенные исламские ценные бумаги сроком на 5 лет и объемом в $1 млрд. По его словам, этому предшествовало изменение законодательства в 2013 году (чтобы избежать двойного налогообложения). «Их доходность была минимальна за последние годы, но спрос превышал в пять раз», — подчеркнул спикер.
Также эксперт привел в пример Великобританию, где спрос на сукук, выпущенный в объеме 200 млн фунтов стерлингов сроком на пять лет и с доходностью равной той, что предлагает обычная облигация, увеличился в 10 раз.
Известно, что опыт сукук имеется в Европе, практически во всех мусульманских странах, Китае и Азии. По мнению Якупова, успешный опыт сукук реализован в Казахстане, где схожая с Россией законодательная система.
— В 2012 году был впервые в СНГ выпущен квазигосударственный сукук на $76 млн Банка Развития совместно с малазийцами. Сейчас Казахстан рассматривает вопрос по выпуску суверенных сукук, — рассказал корреспонденту «Реального времени» представитель казахстанской делегации.
Первый сукук должен быть самым «сочный» — на него будут равняться
Отвечая на вопросы «Реального времени», Якупов более подробно рассказал о ситуации по России и Татарстану в сфере исламского финансирования:
— По сукук мы рассматриваем татарстанские проекты, но сегодня работа идет больше на федеральном уровне с крупнейшими федеральными корпорациями, которые сейчас активно вникают в суть. Сегодня мы уже ведем эту работу с несколькими крупными корпорациями и банками (Внешэкономбанк, Сбербанк, «Внешпромбанк», «Регнум Банк»), и для нас важно, чтобы не было никаких регулятивных проблем и было четкое понимание.
По его словам, сейчас рассматриваются разные площадки — Малайзия (одна из самых привлекательных), Дубай, Лондон, Люксембург. При этом он подчеркнул, что «за последние 4 года мы сильно продвинулись — сейчас совершенно другое отношение бизнеса, банков и власти».
— Мы не торопимся, главное — чтобы все прошло правильным образом. Когда выпускается первый сукук, очень важно, чтобы все было правильно, и актив был самый привлекательный, и прибыли от этого предприятия должны быть самые лучшие — это должен быть самый «сочный» проект, потому что потом на него будут равняться.
Относительно направлений он отметил строительство морских портов, выпуск сукук для ведущих авиалиний РФ и другие инфраструктурные проекты регионов.
— Мы позиционируем Казань как центр развития исламских финансов, и думаю, роль, на которую претендует Татарстан, мы сможем «вытянуть». И по сегодняшнему соглашению в течение шести месяцев мы должны будем разработать технико-экономическое обоснование создания исламского банка или исламского банковского окна. Этот технический документ уже станет основой для необходимых изменений в законодательстве для того, чтобы исламские банковские структуры могли функционировать.
Контракт финансируется малазийским правительством, рассказал Якупов «Реальному времени», но называть сумму не стал, объяснив это тем, что это внутренний вопрос.
«Смарт Сити» создавали под сукук
По Татарстану уже намечены проекты, которые можно реализовать при помощи сукук. Они по большей части инфраструктурного плана.
— Мы сейчас рассматриваем энергетику и тот же самый «Смарт-Сити»: мы его изначально создавали так, чтобы на нем можно было выпустить сукук, — рассказал Якупов «Реальному времени».
Также своим мнением поделился Ринат Янтурин, помощник зампредседателя комитета по финансовому рынку Госдумы РФ.
— Очевидно, что реально все начнется с крупных окологосударственных проектов в области инфраструктуры. Я не уверен, что в ближайшие 2-4 года инструмент сукук будет использоваться как факт секьютеризации активов именно исламского розничного финансирования (применяя мураббах и другие инструменты). Это не вопрос ближайшего будущего, на повестке дня вопрос применения сукук при финансировании каких-то инфраструктурных проектов с государственным участием. Я вижу ближайшую перспективу в направлении проектного финансирования. Даже, может быть, удастся возобновить «замороженные» проекты, как, например, проекты к 2018 году (к чемпионату мира по футболу).
Поворот на Восток
Не остался в стороне вопрос санкций и геополитической ситуации, в которой исламские инвестиции оказываются как никогда кстати.
По мнению Якупова, сегодня в России сложились все предпосылки для развития рынка исламских финансов. В особенности для финансирования инфраструктурных проектов из-за осложнения взаимоотношений с Западом.
— Сейчас мы наблюдаем тот разворот на Восток, который является новым трендом экономической политики России. Сейчас он воспринимается как выход на рынки Кореи, Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Упомянув, что золотовалютные резервы стран ОИС составляют примерно $2 трлн, спикер отметил, что развитие сукук может сыграть огромную роль для России.
Фото: Мария Зверева, prav.tatarstan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.