«При строительстве новой трамвайной ветки в Челнах были хищения на 100—200 миллионов»

Найденные допдоходы по НДФЛ власти Набережных Челнов предложили направить на реконструкцию парка Победы и ремонт трамвайных путей

Сегодня на внеочередном X заседании горсовета Набережных Челнов выяснилось, что команда начальника финблока мэрии Альфинур Галиакберовой в дополнении к майским 36,6 млн рублей («остатки» прошлогоднего бюджета) нашла еще почти 71 млн рублей. Найденные 70,8 млн рублей пойдут, во-первых, на второй этап ремонта парка Победы, а во-вторых, на содержание и ремонт 115 км трамвайных путей, переданных на баланс города. Последнее решение вызвало в горсовете протест. Владимир Васев, проголосовав против, объяснил свое решение в выступлении, в котором обвинил «Электротранспорт» (компания, на балансе которой находится как трамвайный парк, так и парк автобусов большой вместимости) в хищении в размере 100 млн рублей во время строительства новой ветки в 2014 году: рельсы небезопасны, шпалы скоро сгниют, через аффилированные компании выведены деньги…

Успеют ли провести работы в парке Победы до начала дождей?

Новые допдоходы команда финансиста автограда Галиакберовой отыскала в результате роста плановых показателей по сбору НДФЛ. По-видимому, принимая бюджет 2016 года, депутаты и власти города, перестраховавшись, эти планы занизили, не рассчитывая, в частности, на рост продаж автогиганта в первом полугодии.

Перед началом горсовета Владимир Васев попросил выступить в разделе «Разное» (там, где по вопросам прения не открываются и где выступают чаще всего оппозиционные депутаты). Как вскоре выяснилось, «Разное» оказалось не совсем «разным», а выступление Васева имело прямое отношение к распределению появившихся бюджетных допдоходов. Выступление, оказавшееся чрезвычайно неудобным и явно неприятным и для депутатов, и для самого Наиля Магдеева, непосредственно к которому, впрочем, у Васева претензий не было.

Альфинур Галиакберова, не догадываясь о грозившей буре, сухим тоном рассказала народным избранникам о необходимости внести изменения в документ от 17 декабря 2015 года (т.е. бюджет на нынешний год) — так как за семь месяцев этого года план по мобилизации НДФЛ был перевыполнен [см. наш прошлый текст, — прим. ред.]. Образовалась сумма в 70,8 млн рублей. Куда направить? Галиакберова предложила, во-первых, направить часть суммы на капремонт парка Победы — 46,9 млн рублей — показав для мотивации слайды: как выглядел парк до реконструкции и как после. И заметила, что, вообще говоря, сметная стоимость всего ремонта парка составляет 182,7 млн рублей. Первый транш в размере 100 млн рублей республика выделили в декабре 2014 года. Освоение 100 млн рублей вызвало в городе скандал, коммунисты (гораздо более «левые», нежели Васев) во главе с Татьяной Гурьевой на своих демонстрациях возмущались, что деньги в итоге пошли не на строительство меморильной зоны памятника Великой Победе — 100 млн рублей вместо этого «закатали в брусчатку», к качеству которой тоже есть претензии (автор этих строк, походивший недавно по парку, часть этих претензий вынужден подтвердить…). Теперь же, по словам Галиакберовой, в рамках второго этапа реконструкции парка необходимо еще 82,7 млн рублей (а между тем строительный сезон подходит к концу!). Допдоходы от НДФЛ позволили отыскать больше половины нужной суммы, а именно 46 млн рублей. Остается найти еще 36,7 млн рублей.

Из-за «низких тарифов» нормального ремонта трамвайных путей не было

Вторую часть допдоходов Галиакберова предложила направить на ремонт и содержание трамвайных путей. Устроить аукцион, конкурс и выдать победителю на обслуживание трамвайного хозяйства 24 млн рублей. Начальник финблока объяснила необходимость трамвайных трат слишком «низкими тарифами» (в автограде стоимость проезда в трамвае с февраля 2016 повысили: он стоит 20 рублей — аналогично билетам в маршрутках), из-за чего давно не было «ремонта путей в полном объеме», меж тем общая их протяженность составляет 116 км, и потребность в ремонте очевидна. Она отметила также, что расходы уже согласованы с минфином РТ и президентом. Также согласованы, по-видимому, и расходы — с учетом межбюджетных трансфертов — на организацию в мэрии нового отдела ТОСЭР в сумме 2,6 млн рублей. Деньги обещают изыскать «за счет резервного фонда кабмина РТ». Раскладку расходов на создание отдела Галиакберова не раскрыла, так что можно только предполагать, куда пойдут эти миллионы: на высокие зарплаты экономистам-специалистам или на качественный ремонт помещений мэрии? Зато рассказала, что еще 46 тыс. рублей бюджет РТ направил на расходы на помещение горсовета, где заседают челнинские депутаты.

В итоге прогноз доходов по бюджету 2016-го вырос до 8,126 млрд рублей, по расходам — до 8,29 млрд рублей. По-прежнему сохраняется дефицит. Теперь в размере 163,6 млн рублей. Напомним, изначально бюджет был сверстан бездефицитным. Но в то, что он таковым останется, разумеется, не верили даже сами верстальщики.

«При строительстве новой трамвайной ветки — это было до вас, Наиль Гамбарович, к вам никаких претензий — были хищения, с которыми надо разобраться»

Поправки в бюджет вынесли на голосование.

— Вопросы есть? — для формы поинтересовался перед голосованием Наиль Магдеев [обычно их не бывает, — прим. ред.].

— Есть, — послышалось из зала.

— Пожалуйста, — нарочито равнодушно предложил высказаться мэр.

— У меня много вопросов! — сразу заявил Владимир Васев и тут же принялся зачитывать длинный их перечень. — Во-первых, почему материалы по допдоходам нам были переданы лишь за сутки до рассмотрения? Во-вторых, почему вопрос распределения допдоходов ставится на голосование без обсуждения на комиссиях? В-третьих, почему докладчиком выступает начальник финуправления, тогда как допдоходы должны защищать профильные управления исполкома, доказывая их необходимость? В-четвертых, непонятно, как, не проведя конкурс, мы уже определяем суммы [на ремонт трамвайных путей, — прим. ред.]? Как только земельное управление хорошо отработало, так тут же деньги уходят на трамвайные линии! Почему появились эти допрасходы на трамвайные пути? Не потому ли, что при строительстве новой трамвайной ветки [в конце 2014 года по прямой линии соединила Старую часть города с Новой, — прим. ред.] — это было до вас, Наиль Гамбарович, к вам никаких претензий — были хищения, с которыми надо разобраться?! Вот у меня тут целый список доказательств….

— Может, вы в «Разном» обо всем расскажете? — прервал его мэр.

— Там хищений на 100—200 млн рублей! — воскликнул Васев, но с предложением мэра согласился.

Тариф в 20 рублей не позволял направлять ежегодно на ремонт путей 82 млн рублей

— Что касается повестки — мы же ее в самом начале утвердили голосованием. В том числе и рассмотрение первого вопроса. В вашем выступлении логики нету. С обсуждения во время утверждения повестки вопрос снят не был. Мы будем этот вопрос обсуждать, и вопрос принятия решений за нами, — отрезал Магдеев, — почему Галиакберова выступает? Потому что мы ведем речь об изменениях в бюджете, поэтому начальник финуправления перед нами, она отвечает за распределение доходов. Почему деньги идут на трамвайные дороги? Потому что, согласно ФЗ №220 от 3 июля 2015 «Об организации регулярных перевозок», начиная с 1 января 2016, мы должны провести конкурс на перевозки. Тому, кто выигрывает, мы передаем трамвайные пути [в настоящий момент они на балансе города, — прим. ред.]. Пути были у «Электротранспорта», были ограничения в части тарифа на перевозки, не позволяющие содержать и ремонтировать пути. Тарифы эти не соответствовали нормативам минтранса РФ — затраты [ежегодные, — прим. ред.] должны были составлять 82 млн рублей, а размер тарифа в 20 рублей не позволял этого делать. Поэтому до проведения конкурса пути будут находиться в казне, и мы будем приводить их в норму, для чего проведем конкурс.

В чем причина экстренности заседания горсовета?

Мэру показалось, что на все вопросы он ответил уже сам, но выступление Васева всколыхнуло депутатское сообщество. Первым поднялся явно обиженный инсинуациями директор «Электротранспорта» Рашид Шамсутдинов, заявивший, что речь ведется о ремонте путей, построенных еще в 1970—80-х годах, а вовсе не о новых ветках. Обвинения в возможных хищениях при строительстве новой ветки он комментировать, однако, не стал.

Председатель постоянной комиссии по бюджету Венера Туктарова, отвечая на обвинения коллеги в том, что вопрос не был рассмотрен, в т.ч. и на ее комиссии, заявила, что «вопрос рассматривался ускоренно, пришлось вчера плотно поработать с финблоком». Ответ довольно странный, скажем прямо. Конечно, возможно экстренное голосование было вызвано тем, что строительный сезон подходит к концу, а деньги на работы в парке Победы появились только сейчас [см. выше, — прим. ред.]: эти 47 млн рублей необходимо освоить до осенних дождей. Но ведь депутаты вполне могли обсудить вопрос на неделе и на постоянных комиссиях, а уже затем собраться в пятницу на горсовет. Кроме того, Туктарова заверила депутатов, что деньги на трамвайные пути пойдут лишь на их содержание, так как пути были «приняты на баланс города».

Наиль Магдеев заявил, что новая ветка, построенная в 2014 году, была принята на баланс города сразу, тогда как 103,6 км веток до 2016 года на балансе автограда не стояли. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Наиль Магдеев, поняв, что спустить на тормозах вопрос не получится, вынужден был подробнее объяснить необходимость трамвайных трат. Он заявил, что новая ветка, построенная в 2014 году, была принята на баланс города сразу, тогда как 103,6 км веток до 2016 года на балансе автограда не стояли. Власти провели работу по постановке путей на баланс муниципалитета, приняли их в казну. А «свое имущество необходимо содержать».

«Все же понимают, что одними 24 миллионами здесь не обойтись?»

— Ни о каких финансовых ресурсах на трамвайные пути изначально в проекте бюджета речи не было. Во-первых, потому что денег не было! Во-вторых, не было еще тогда на балансе путей. Сейчас их у нас 115 км! Представьте, какие ресурсы на их содержание нужны? Все же понимают, что одними 24 миллионами здесь не обойтись? Разве мы выделяем эти деньги не на нужды города? — обидевшись в косвенном обвинении властей города в нерациональности трат удивился Наиль Магдеев. — Думаю, на нужды! На трамвайные пути, которыми пользуются челнинцы. Разве можно мимо пройти, там гнилые шпалы сегодня! Это я обращаюсь к депутатам горсовета, к здравомыслящим депутатам горсовета…, — не отказав себе в удовольствии пустить шпильку в адрес Васева, заметил Магдеев, надеясь, что тему исчерпал.

Но горсовет еще бурлил. «Ветка в сторону Литейного завода — там много сходов в 2015 году было! Обязательно нужен текущий ремонт! Иначе придется больше средств тратить на капремонт!», — слышалось из зала. Сергей Кулиш пригласил Васева на предприятие [по-видимому, «Электротранспорт», — прим. ред.], не спросив разрешения Рашида Шамсутдинова, и заявил, что «самое страшное — сход вагонов, потом и денег не нужно будет…». И этих сходов нельзя допустить. Осталось непонятным, были сходы на ветке в сторону Литейного завода или не были? Но Кулиш не этом не остановился и заявил, что на функционирование путевого хозяйство ежемесячно нужно 4 млн рублей. То есть, получается, что 24 млн рублей хватит лишь на полгода…

«Это и прокуратура, и следствие могут доказать! Размер хищений — от 100 млн рублей и выше!»

Васева в итоге, судя по голосованию, не убедили — двое проголосовали против, и, очевидно, протест выразили Васев и Атласов.

Васев «отыгрался» за поражение в выступлении в «Разном», фактически обвинив в хищениях «Электротранспорт». Для начала он заявил, что «все знают — строительство путей велось без конкурса». А затем поделился собственными наблюдениями. Депутат «своими глазами наблюдал» и «может показать»: рельсы без клейма ГОСТа, без госмаркировки. С низкой надежностью, не обеспечивающей безопасность. Цены на негостовские рельсы, конечно, были ниже. На 1 км путей необходимо 130 тонн рельс. Стоимость одной тонны «гостовских» рельс — 33—40 тыс. рублей. А положили в итоги на пути рельсы стоимостью 15—18 тыс. рублей. Шпалы укладывались из дерева лиственных пород, осины и березы — они также дешевле шпал из хвойных пород, но и срок службы их меньше. Экономия на шпалах составила — 150 рублей за штуку. Шпалы, помимо прочего, не пропитаны толком креозотом:

— Можете нарочно поцарапать их гвоздем, и увидите: глубина пропитки не 5—10 мм, как полагается, а менее 1 мм. Эти шпалы сгниют в течение 3—5 лет! И каждый год мы будем закладывать деньги на ремонт! — ядовито заметил Васев. — Вот когда трамвай слетит с моста [а их там два по ветке! — прим. ред.], а не на пути в сторону Литейного завода, тогда будет интересно! Щебень и гранит уложены вместе с мягким известняком, что загрязняет балластный строй. При этом по сметам везде заложены и рельсы, и шпалы, и балласт — качественными, нормальными! Это может доказать экспертиза — слой балласта не соответствует смете. Гравия меньше положено, чем надо. При выполнении работ по укладке спецчастей по строительству контактной сети работали сотрудники «Электротранспорта», обычным хозспособом, а в смету вошли некие аффилированные предприятия. То есть деньги выводились…. Это и прокуратура, и следствие могут доказать! Размер хищений — от 100 млн рублей и выше! Вместо того чтобы направлять допдоходы на ремонт путей, надо проводить экспертизы, взыскивать со строителей и пускать их средства на ремонт, а не пытаться заткнуть чьи-то грехи бюджетными допденьгами!

Наиль Магдеев сухо поблагодарил коллегу за выступления, но тут же заметил, что по вопросу в «Разном» «прения не открываются…».

— Думаю, прокурор здесь присутствует, он обратит внимание на выступление Васева, — впрочем, заметил мэр. — Рекомендую, если есть материалы — в соответствующие правоохранительные органы передать. Вы имеете на это полное право.

Глава автограда, однако, напомнил, что строительство путей велось еще в 2014 году. И, мол, «у депутата, и у «недепутата» было много времени, если они видели нарушения, материалы эти в прокуратуру передать…

— Но думаю, что органы заинтересуются! — резюмировал Магдеев.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров