Юрий Герасимов, КАМАЗ: «С июня наши объемы продаж должны пойти вверх»

Проект совместного предприятия КАМАЗа и «Соллерса» во Вьетнаме, разогревший цену акций челнинского автогиганта, оказался журналистской уткой

КАМАЗ из собственного бюджета потратил на общественные работы 130 млн рублей, из которых 80 млн — в марте. При этом до настоящего момента выделенные федеральным бюджетом субсидии в размере 936 млн рублей на поддержку временной занятости работников КАМАЗа еще не получены. Корреспондент «Реального времени», побывав на встрече с исполнительным директором автогиганта Юрием Герасимовым, узнал, что несмотря на 50-процентное падение рынка продажи КАМАЗа упали на 40%.

Проект СП КАМАЗа и «Соллерса» во Вьетнаме придуман журналистами

Тема делового обеда в Набережных Челнах, на котором бизнесмены автограда традиционно встречаются по средам, была на этот раз заявлена невеселая — «Развитие производства ОАО «КАМАЗ» в условиях кризиса». Хотя топ-менеджеры, в числе которых был первый замгендиректора автогиганта Юрий Герасимов и директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев, старались дать понять бизнес-сообществу, что, во-первых, как такового сильного кризиса КАМАЗ не испытывает. А во-вторых, если и испытывает, то трудности преодолеет, и в-третьих, вообще видит в новом кризисе лишь очередные возможности для развития.

Перед началом обеда Олег Афанасьев прокомментировал корреспонденту «Реального времени» информацию о том, что КАМАЗ и «Соллерс» «могут начать совместную сборку автомобилей во Вьетнаме», назвав эти сообщения (на которых в том числе акции автогиганта взлетели более чем на 11%) «хитом дня», не совсем соответствующим действительности. Ни о какой совместной с «Соллерсом» сборки речи в рамках визита премьера РФ Дмитрия Медведева во Вьетнам не велось. Мало того, у автогиганта уже есть СП во Вьетнаме с 2003 года, всего с того момента было произведено путем крупноузловой сборки 1 800 грузовиков. Позднее на встрече он уточнил, что компания продает там в последние годы 200-300 грузовиков в год, а планирует продавать до 500. Целью договоренностей во Вьетнаме было снизить ввозные пошлины (они составляют сегодня 80% — «легче ввозить грузовики, нежели крупные узлы для сборки») на комплектующие.

130 млн рублей потрачено КАМАЗом на общественные работы

Кроме того, Олег Афанасьев озвучил «Реальному времени» цифры финансирования автогигантом общественных работ. Напомним, в конце марта было принято решение о выделении из федерального бюджета субсидий Татарстану, размер которых составит 936 млн рублей, а большая часть из них пойдет на поддержку временной занятости почти 16 тыс. работников предприятий группы «КАМАЗ» (об этом газета «Реальное время» уже писала).

Олег Афанасьев: «Всего за последние два месяца наша компания потратила на общественные работы 130 млн рублей. 50 млн рублей было выделено в феврале, 80 млн — в марте»

В настоящий момент деньги еще не выделены, сообщил директор департамента по связям с общественностью: помощь выделяется многоэтапно, необходимо соблюсти некоторые формальности, «и не все договоры еще подписаны». Однако, даже когда они будут выделены, сам автогигант «на руки» эти субсидии не получит — получит их Татарстан, который и будет оперировать финансовыми средствами, тогда как предприятие будет обязано организовать на эти средства общественные работы. «Всего за последние два месяца наша компания потратила на общественные работы 130 млн рублей. 50 млн рублей было выделено в феврале, 80 млн — в марте», — объяснил Афанасьев. Напомним, КАМАЗ, перейдя на трехдневку, резервировал освобожденные два дня на общественные работы. «Вроде пока не так уж много», — осторожно заметил корреспондент «Реального времени». Глаза Афанасьева округлились: «Ну, это еще как сказать!»

Рынок упал на 50%, КАМАЗ — на 40%

Несмотря на то, что планировалось некоторое опоздание Юрия Герасимова — сегодня на автогигант прибыла делегация «Северстали», которую он должен был встречать (а отношения с металлургами, в последние полгода резко повысившими цены на металл, как известно, российским автомобилестроителям следует поддерживать по меньшей мере на «дружеском уровне» — о повышении цен на металл «Реальное время» уже писало), — первый замглавы КАМАЗа прибыл вовремя. И почти сразу же оптимистично дал понять, что катастрофой нынешний кризис не считает. Да, рынок тяжелых грузовиков в России упал на 50%, и это падение уже близко к уровню 2008-2009 годов (тогда, напомним, в экстренном порядке поддержать автогигант в декабре 2008 года приезжал премьер Владимир Путин с проектами финансовой поддержки), «хотя тогда падение составляло местами до 80%». При этом, однако, по заверению Герасимова, положение КАМАЗа лучше, чем у других производителей на рынке: падение продаж челнинского автогиганта составило «всего» 40%, то есть даже ниже среднего уровня просадки.

Представители КАМАЗа также признались, что на фоне падения общих продаж рынок «Внешнеторговой компании «КАМАЗ» выглядит гораздо лучше. И «если бы не металлурги со своим резким повышением цен, мы вообще были бы очень привлекательными», отметил Герасимов:

— Нам выгодно продавать сегодня за рубеж. Вьетнамский рынок, например, был у нас. В какой-то момент вьетнамцам стало невыгодно, а сейчас ситуация складывается в более позитивном русле. Главное — не упустить момент. И чтобы наши металлурги понимали, что у них тоже паспорта РФ, и чтобы они нас поддерживали. Сегодня на заводе делегация китайцев — они тоже рассматривают возможность загрузки наших мощностей. Когда конкретные шаги и договоренности будут достигнуты, мы их озвучим, пока не станем, — осторожно заявил Герасимов.

При этом, бодро заметил он, инвестиционные программы автогигант свертывать не намерен (об этом же в конце февраля заявлял и гендиректор компании Сергей Когогин — прим. ред.). Оборудование будет обновляться, совместный проект с «Даймлером» по производству новых кабин не остановится, «новый двигатель будет продолжать создаваться».

— Скоро вы увидите наш новый 12-литровый двигатель на 450-550 лошадиных сил, а в специальной комплектации на 700 л. с., — заверил Юрий Герасимов. — Обновление прессово-рамного завода также продолжается. Нас ждут новые двигатели, новые кабины, новые мосты.

«Только 30% предприятий КИП «Мастер» работают на КАМАЗ»

Отвечая на просьбу корреспондента «Реального времени» как-то прокомментировать последние шаги города по диверсификации городской экономики и очередных попытках уйти от камазовской зависимости бюджета, Юрий Герасимов упомянул, конечно, в первую очередь КИП «Мастер», рассказав, что, по его информации, оборот парка достиг 33 млрд рублей. Это, по его словам, «серьезные цифры», к тому же, заметил он, в последнее посещение врио президента РТ Рустама Минниханова «были показаны предприятия, которые производят продукцию не только для КАМАЗа, но и для «нефтянки», и для других отраслей».

— Кроме того, в рамках реинжиниринга КАМАЗ будет оптимизировать большое количество площадей. Для развития таких площадок КАМАЗ будет предоставлять эти производственные площади. Да, для них нужно будет делать определенные вложения, санацию проводить, корпусы делать, но это будет также нашим вкладом в диверсификацию городской экономики, — объяснил Герасимов.

А Олег Афанасьев добавил, что, по его оценке, «только 30% предприятий КИП «Мастер» работают на КАМАЗ, остальные работают с другими поставщиками». Афанасьев также рассказал, что 9 апреля в рамках реинжиниринга «рядом с автомобильным заводом» будет открыто новое производство масляных насосов (им займется существующий с 2004 года «Лениногорский механический завод»).

— Это производство когда-то было на КАМАЗе, мы его отдаем на аутсорсинг, — заявил он.

Иностранцы из СП повели себя в отношениях с КАМАЗом «порядочно»

К слову, о ситуации с аутсорсингом. По словам Юрия Герасимова, развивать его планировалось «до событий на Украине». Теперь местами приходится переходить на «инсорсинг». Или работать с отечественными производителями.

— Могу сказать, что бизнесмены повели себя порядочно в период октября, когда были наиболее усиленные санкции и некоторые задергались, — заявил Герасимов, комментируя ситуацию с совместными предприятиями «ЦФ КАМА» (коробки передач), «КАММИНЗ КАМА» (двигатели), «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» (тормозные системы), «Федерал Могул Набережные Челны» (детали цилиндропоршневой группы). — Никто из них не ставил вопрос о том, что они будут уходить. В итоге не было каких-то сбоев. Поставки были в срок и вовремя.

При этом компания в условиях санкций все равно вынуждена делать шаги к импортозамещению и пытается перейти от поставок комплектующих из Западной Европы (прежде всего, конечно, из Германии, родины «Даймлера» — немецкого партнера автогиганта) и части Восточной Европы к Индии и Китаю. Впрочем, на уточняющие вопросы из зала, в чем этот переход будет заключаться и что именно могут предложить в плане импортозамещения Индия и Китай, Герасимов отвечать не стал. А Олег Афанасьев, тут же пришедший на помощь коллеге, заметил, что само по себе импортозамещение не может быть «одномоментным», поэтому о какой-то конкретике говорить пока рано. Впрочем, Герасимов даже назвал Индию и Китай «стратегическими партнерами КАМАЗа», хотя приоритет по поставкам комплектующих автогигант пообещал оставить за отечественными производителями (если, конечно, они будут соответствовать по качеству).

Возможные контракты с «Соллерсом» могут исчисляться «миллиардами»

Интересное сообщение прозвучало по поводу совместной работы с группой «Соллерс», которая все-таки предполагается, но совершенно не в том смысле, в каком ее поняли, сообщая «вьетнамскую новость об СП КАМАЗа и «Соллерса», федеральные СМИ. По словам Герасимова, топ-менеджеры автогиганта уже встречались с представителями компании «Соллерс» в Москве по вопросу «дозагрузки наших литейных мощностей».

— У нас на десятки позиций есть заказ от группы «Соллерс». Мы фактически можем быть их поставщиками. Сейчас наши заготовительные производства — кузнечный, литейный заводы — прорабатывают техническую возможность и экономическую составляющую. Я пока не буду озвучивать суммы, но суммы приличные. Если все срастется, можно привлечь миллиарды рублей, — объявил топ-менеджер КАМАЗа.

КАМАЗ рассчитывает на рост продаж уже в июне

Один из сидящих в кафе «Под абажуром» (где, собственно, и прошла встреча камазовцев с предпринимателями города) поставщиков автогиганта гендиректор ООО «Техпром Плюс» Рамиль Ситдиков, производство компании которого, по его же собственным словам, на 70% завязано на бизнес КАМАЗа, печально поинтересовался, когда же компания перейдет вновь «хотя бы на четырех-, а то и пятидневку»?

— Мы отдаем себе отчет в ответственности перед своими поставщиками, на которых негативно сказываются наши падения объемов, — посочувствовал ему Юрий Герасимов. — При этом мы надеемся, что с июня объемы продаж должны пойти вверх. Наши специалисты изучают рынок. Потребность в нашей технике есть. Последние шаги правительства РФ направлены на поддержку бизнеса, определенную роль они должны сыграть. Мы производим не автомобили для личного пользования, а коммерческие автомобили, которые используют для развития своих производств. Как Лавров сказал, за оптимизм мне не платят, — я также хочу с оптимизмом заявить, что с июня все должно пойти.

Фото и видео автора

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Кнорр-Бремзе КАМА

Новости партнеров