Рифкат Минниханов: «Пока федерализация плюсов не дает. Преемнику будет сложнее»

После добровольной отставки главный госавтоинспектор РТ раскритиковал «централизацию» реформ в сфере безопасности дорожного движения

Последнее совещание и пресс-конференцию на посту главы республиканской ГАИ провел сегодня Рифкат Минниханов. После кратких данных об аварийности и ужесточении законодательства в части детских перевозок он подтвердил свое желание уйти в отставку, подвел главные итоги работы за 19 лет и констатировал — централизация власти отчасти свела на нет отдельные достижения ГАИ на республиканском уровне.

«Чтобы не мешать молодым работать»

О пресс-конференции с полковником Рифкатом Миннихановым и его намерении объявить о своей отставке репортер «Реального времени» узнала за пару часов до события из собственных источников. Пресс-служба ведомства приглашений не направляла, но препятствий прибывшим журналистам не чинила. Минниханов сходу намекнул, что собрались журналисты не зря, поинтересовавшись у представителей СМИ и подчиненных: «Начнем с начала или с конца?.. Утечка уже прошла...»

Дальше, сохраняя интригу, Минниханов посвятил 15 минут изменениям в системе обеспечения безопасности дорожного движения. А потом заявил, что, согласно федеральному закону о службе в органах внутренних дел РФ, предельный возраст для полицейского в звании полковника — 55 лет. Впрочем, тот же закон позволяет заключать новый контракт и с лицом старше указанного возраста с его согласия, но «не более, чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе». Именно этим пунктом и объяснил 61-летний Рифкат Минниханов свою отставку:

— Мне 55 лет исполнилось, ежегодное продление прошло, но по ходатайству руководства разрешили доработать до 80-летия ГИБДД (отмечалось в июле 2016 года), и я благодарен руководству, что мне дали провести это грандиозное мероприятие со своей командой. Рапорт [об отставке] подписан, пока еще не удовлетворен. Это моя просьба была, чтобы не мешать молодым работать. И я уже выведен за штаты…

«Мне 55 лет исполнилось, ежегодное продление прошло, но по ходатайству руководства разрешили доработать до 80-летия ГИБДД, и я благодарен руководству, что мне дали провести это грандиозное мероприятие со своей командой». Фото prav.tatarstan.ru

Централизация власти откинула на 15 лет и лишила квартир

Далее Рифкат Минниханов признался — оставляет ведомство в довольно сложной ситуации: «Моему преемнику будет тяжело». Трудностей несколько — технические, организационные и политические. Во-первых, с 1 августа, с началом внедрения в России федеральной информационной системы «ГИБДД-М» в Татарстане сразу же начались проблемы. Время оказания услуг по регистрации авто и выдаче водительских удостоверений увеличилось аж в два— три раза! Есть сложности со связью и получением данных с московского сервера и нет функции автоподбора имен и названий по первым буквам, который почти пять лет с успехом использовался в татарстанском аналоге программы. Но использовать свою пионерскую разработку татарстанские гаишники больше не могут. Надеются, что представленное федералами ПО будет совершенствоваться.

Во-вторых, Минниханов отметил, что взятый курс на федерализацию в системе ГАИ успехов пока не дал — новый документооборот не доработан, так что приходится стартовать с 2000-х годов. После жестких сокращений кадров и финансов, своих ресурсов у ведомства почти нет, констатировал он: «Из 180 положенных машин, 50 республика дала, пять — федералы… Так как нам республика помогает, держимся на плаву… Надеюсь, что те позиции, которые у нас есть, мы не отдадим».

В-третьих, отставной глава республиканского ведомства констатировал — прогресс и активное развитие службы продолжались лишь до 2012 года. Позже региональному управлению пришлось даже отказаться от части благ — квартир по республиканской программе соципотеки и республиканских премий. Поскольку с централизацией власти было сконцентрировано и все финансирование силовиков. Как вернуть дополнительные возможности получения квартир и премии, не нарушив законов, в Татарстане пока так и не придумали. «Проблема была решена, а сегодня я ее не могу решить и придумать схему… Сегодня я ее оставляю, к сожалению, преемнику», — отметил Рифкат Минниханов.

Операция «Преемник»

Исполняющим обязанности начальника управления ГАИ республики назначен 36-летний Ленар Габдурахманов, ранее занимавший в управлении пост начальника отдела ДПС. На предложение охарактеризовать нового руководителя его экс-шеф вдруг стал отрицать, что Габдурахманов является его преемником. И объяснил, что формально кандидатура будущего главного госавтоинспектора РТ еще не утверждена, его должны одобрить и глава регионального МВД, и президент Татарстана.


Поделился Рифкат Минниханов и своей нереализованной мечтой — о создании в Татарстане и РФ структуры по интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Речь о регулировании транспортных потоков, повышении информативности и безопасности движения посредством новых технологий. Этой темой в Казани давно занимается предприятие АСУДД, ГАИ, Минсвязи, однако, по мнению Минниханова, отдача слишком мала: «Структура ИТС, которая существует в Европе, она дает результат, а мы прозябаем на задворках… Мне буквально года не хватило, чтобы все реализовать. Вот это была мечта. ИТС — это будущее. Этим занимаются все, кроме нас»…

Вопрос, как выяснилось, вновь упирается в деньги. Проект «европейской» ИТС на федеральном уровне поддержки пока не получил. Надежды Минниханов-старший связывает с заявкой на проведение в Казани Европейской конференции по ИТС. В 2016 году получить право проведения этого мероприятия Татарстану не удалось.

Гаишник станет журналистом?

Далее Рифкат Минниханов сказал «спасибо» своей команде, руководству республики и даже журналистам за то, что хорошо и плохо освещали проблемы безопасности дорожного движения. Отвечая на вопрос журналиста «Реального времени» о своих дальнейших планах, отставник заявил, что до 8 ноября будет в отпуске — не успел отгулять часть и за 2015 год. «Но если я востребован, если я республике нужен, если республика попросит… Если «Реальное время» попросит работать — я буду», — уклонился от прямого ответа Рифкат Минниханов, добавив, что «предложения уже были», и он готов их принимать и рассматривать.

— Когда мне предлагали другие должности, всегда вспоминал отца — он был директором лесхоза, и думал так: лучше след оставить там, где работаешь, чем размазываться по разным должностям. Везде хорошо работать невозможно. Результат можно получить в течение 15—20 лет.

Следующий вопрос задавала журналист «Вечерки» и полковник продолжил шутить, что готов на пенсии писать статьи в газету и получать процент. Заданный на двух языках вопрос о будущей работе остался открытым. На последний Минниханов со смехом ответил по-татарски: «Я же сказал, кто больше предложит денег, туда и пойду».

***

По завершении пресс-конференции и ухода молодой и.о. начальника Ленар Габдурахманов занял место шефа на трибуне и продолжил совещание с руководителями подразделений ГАИ. Обстановка на дорогах остается сложной. За семь месяцев 2016 года в дорожных авариях на территории Татарстана погибли 227 человек — население целого многоквартирного дома. Правда, за тот же период прошлого года республика потеряла на 32 человека больше.

В числе погибших в этом году — восемь детей. И с 15 августа по 15 сентября в России в целях профилактики детского травматизма на дорогах проводится операция «Внимание, дети!». Особое внимание сотрудники ГАИ намерены обратить на массовые перевозки детей из летних лагерей отдыха. Законодательство ужесточилось, теперь за такие поездки на автобусах без программы маршрута и без договора фрахтования автобуса водителя могут оштрафовать на три тысячи, руководителя — на 25 тысяч, а компанию — на 100 тысяч рублей. За нарушение запрета о ночных перевозках детей санкции еще жестче: штраф — пять тысяч рублей или лишение прав на полгода для водителя, штрафы в 25 тысяч и 200 тысяч рублей для должностных и юридических лиц, соответственно.

Ирина Плотникова, видео автора

Новости партнеров