Премьера «Отряда самоубийц»: комикс про злодеев на стороне добра, поссоривший фанатов с критиками

В прокат вышел «Отряд самоубийц» — фильм-попытка DC Comics отвязаться от имиджа авторов самых зверино-серьезных кинокомиксов. В нем отряд злодеев вынужден сражаться на стороне добра. Фильм в первые же дни вызвал необыкновенную вражду, переросшую в настоящую классовую интернет-войну: фанбои, стража DC Comics, призывают покончить с кинокритиками как с классом раз и навсегда; кинокритика, и в ус не дуя, продолжает размазывать самое ожидаемое кино лета по стенкам. Тем временем, обозреватель газеты «Реального времени», недавно облученный арт-хаусным парфюмерным хоррором и получивший по неосторожности дозу в 100 «неоновых демонов», решил обеззараживания ради сходить на самый обыкновенный Веселый Тупой Летний Блокбастер. И, попытавшись разобраться в причинах мировой войны фанатов, этой самой «войне» как сетевому феномену, пародирующему войны реальные, даже умилился.

«Отряд самоубийц» (Suicide Squad, 2016) Дэвида Эйера

Супермен сыграл в ящик. Голактеко опасносте. Готэм пучит от злобно-психопатических испарений. Официальный вариант Зла, американская разведка, в лице бессердечной темнокожей толстушки Аманды Уоллер на всякий пожарный собирает спецотряд. Собирает его в спецкамерах спецколонии особого назначения — из отбросов мегаполисного социума, «худших из худших», тех, кого когда-то отправил чалиться на нары Бэтмен со товарищи (зная его слабенький КПД, сразу понимаешь, что чалятся там, в принципе, симпатичные молодые люди со сверхспособностями, просто пошедшие по кривой дорожке — настоящие злодеи, конечно, гуляют на свободе). Аманда подозревает и заражает своими подозрениями генералитет: следующий Супермен может оказаться террористом. Нам нужны в ответ подонки!

Подонки отвечать за правительство особенно не желают, но после традиционных для трэшевых бэшек подкожных инъекций нанобомбочек (шаг в сторону — и голова долой) вынуждены подчиниться. Команда нелепая и бестолковая — самое оно для противостояния будущим психопатам (и тем более самое оно — для современных кинокомиксов). Дэдшот, не умеющий мазать мимо цели лучший киллер Готэма. Уилл Смит, давно ставший идеальным маркером «кошмарное кино, избегайте его по возможности!», внезапно дал хорошего маху и здорово Дэдшота сыграл. Эль Дьябло, человек-блуждающий огонек, человек-напалм, человек-жидкость для розжига, способный ошашлычить любое существо на расстоянии сотен метров, но в последнее время ударившийся в буддийское самосозерцание. А также человек-рептилия, человек-бумеранг, человек-прыжок — you name it — с кличками, мало что говорящими стороннему человеку (то есть не гику). И, наконец, девушка-секс «Отряда самоубийц», фокусная точка блокбастера, мисс Дисфункциональное Обаяние киногода, леди Джокер и так далее — Харли Квинн (Марго Робби, под которую Голливуд обязан выделить минимум одну франшизу), бывший психиатр, когда-то пытавшаяся вылечить главного психопата DC Comics, но нечаянно в него втюрившаяся.

Девочка с косичками, с виду сама невинность — панкушка с размазанной помадой на губах, психоделической прической и таким же психоделическим остроумием, в идеальном комиксе была бы здешней заправилой, но в силу ряда причин главным заправилой становится солдафон Рик Флаг, поставленный капитаном психопатов. Рик Флаг, уныло изображенный Джоэлом Киннеманом (а ведь судя по сериалу «Убийство», отличный актер), помешан на еще одной злодейке, которую было прочили в мефистофелевский спецназ («они — часть силы той, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»), да обломали зубки. Злодейку кличут Чародейкой, это мифическое существо, волшебница, ведьма, жившая на Земле задолго до человекообразных и собирающаяся жить и впредь. Пока Апокалипсис не показался на горизонте, она скучала в теле археолога Джун Мун, которая эту пери на свою голову в нашу реальность и притащила.

Впрочем, большую часть кинематографического времени Чародейка щеголяет в русском кокошнике цвета чистый изумруд и особо не отсвечивает на экране, собираясь, как оно обычно и случается с настоящими злодеями, приблизить Апокалипсис собственными руками. А еще тут есть Бэтмен (Бен Аффлек), но лучше бы его не было: кажется, вся сверхспособность, которая досталась ему в кинонаследство –— это быть человеком-тоской и отравлять своим онегино-печоринским «сплином» жизнь персонажам и зрителям. Лучше бы именно он сыграл в ящик!

Никому нельзя верить — одна из идей фильма. Реальности это касается тем более. Никому нельзя верить! У ленты даже для комиксовых блокбастеров нетрадиционно шумный «сарафан» — фанбои успели, еще и не посмотрев фильм, расстрелять страницу фильма на imdb девятью и десятью баллами, теперь стоит ждать волны хейтеров, которые, не посмотрев фильм, будут яростно топить его.

Американская критика, судя по сайтам Metacritic и Rotten Tomatoes, занимается своим любимым и бесполезным в случае летних блокбастеров занятием — поливает кино помоями (критики и вообще зачастую своего рода «бэтмены», их крест — отравлять унынием все на свете). Очевидно, что гики и фанбои всерьез их воспринимать не будут — и правильно сделают. «Марвелловские» фанбои как обычно вопят, что DC Comics не умеет снимать комиксы и вообще не смешной. Но на фильм идут толпами (заранее зная, что будут его ругать).

«Готэмовские» фанбои кричат «марвелловским»: «будьте вы прокляты, комиксы не обязаны быть смешными, школота!», и, косплея персонажей, табунами идут в кино, стоя с хейтерами в одних очередях в кассы. Что им фильм понравится с гораздо большей вероятностью — тоже очевидно: у входа в киношку со мной стояли три студента, один разрядился в Харли Квинн, заплел себе косички, сделал хулиганский макияж и, предвкушая встречу с комикс-обсессией, с наслаждением докуривал сигарету. Я ведь никого не удивлю, если скажу, что все трое от фильма были в восторге?

Не очевидно, кто из них прав. Но очевидно, что безумие шагает по планете! Режиссер фильма, второсортный ваятель майкло-бэевщины, включившись во всеобщее взаимное кидание какашек, традиционно для нашего времени отвечает на нападки в «Твиттере» (и судя по сюрреалистическим твитам — он или хорошенько так накурен или давно в запое). Один DC-фанат на самом бесполезном портале сети change.org, взбешенный отзывами критиков, уже создал интернет-петицию с требованием закрыть Rotten Tomatoes за то, что там не оценили шедевры всех времен и народов «Отряд самоубийц» и «Бэтмен против Супермена». Забавно, что в ответ на 29% «гнилых помидоров» (отрицательных отзывов критики — на уровне 4,8 балла из 10) пользователи Rotten Tomatoes ответили рейтингом «желающих посмотреть» в 98%! На 133 рецензии «поганых критиков» своим «пфе» кинули на момент написания этого отзыва уже 58 тысяч пользователей «томатов», навостривших лыжи в мультиплексы, и более 18 тысяч человек подписались под заведомо бесплодной петицией.

Откровенно говоря, в условиях такой фанатской бури и хейтерского феномена, скорее, имеет смысл писать текст о буре, нежели о самом фильме. Который не то чтобы «стакан воды». Просто это и не шедевр, и не худший фильм года, разумеется. Он не хуже и не лучше остальных комиксов, вышедших в этом году, как от «Марвеллов», так и от DC Comics. Это факт. Остальное — субъективное. Когда критик пишет «это скучное кино», «это не смешное кино», «это не страшное кино» и т.д., следует иметь в виду, что это критику было скучно и невесело. Скажем банальность: скука, веселье, страх — эмоции, а они у всех всегда разные. «Отряд самоубийц» — фильм, который может вам как понравиться, так и не понравиться. Если вы ненавидите комиксы и считаете его тупой голливудской жвачкой, идти, разумеется, не стоит. Если вы к комиксам супертолерантны, вы все равно «Отряд» посмотрите, no matter what (но, конечно, при этом вы обязательно можете сообщать всем и каждому, что «низафто» и «никада» вас на это кино не затащат!).

Говоря субъективно, к счастью, это не «Дэдпул» (хотя фанаты последнего нас за такое «к счастью» закидают теми же томатами): «Отряд» псевдоциничен и до странности избегает вульгарных взрослых шуток, памятуя, видимо, о возрастном рейтинге «PG 13». Говоря субъективно, к несчастью, это и не «Стражи галактики», «Отряду» до отчаяния не хватает безбашенности и веселого безумия. И — кинематографической свободы. Он зажат, как восьмиклассница на первом свидании. И это производит особенно шизофренический эффект, когда у тебя в кадре очаровательная стервочка, которая на том же первом свидании может устроить кислотное стрип-шоу «Американская психопатка», после которого любой Казанова почувствует себя восьмиклассником.

Душа фильма — Харли Квинн, своим хрупким телом и ярким образом «клоунессы-акробатки на кровавой ярмарке Готэма» убирает, как это ни печально (на самом деле очень даже весело), самого Джокера. Джаред Лето, слов нет, проделал большую работу: его Джокер интересен, по-своему уникален, похож (как и многие в фильме) на наших воров в законе из российских девяностых, тех самых, которые были готовы после двух бутылок водки положить из «калашникова» всю публику провинциального кафе. Но ни его салатового цвета прическа à la punk, ни старательные ужимки обезумевшего шимпанзе, ни даже пугающая привязанность к Харли не делают из него злобного киношного альфа-самца, а тем более патологического инфернального демона. В присутствии девочки с косичками Джокер становится тем же восьмиклассником, строящим из себя крутого уличного мальчишку.

Харли Квинн никого из себя строить не надо, она всамделишная помешанная. Отчасти она — часть проблемы самого кино: ее образ выламывается из настроения и атмосферы компьютерного «шутера» с примесью как-бы-суровых-мужских-шуток. Харли Квинн напоминает ту самую картонную девочку с учебником по квантовой физике из «Людей в черном» (забавно, что именно в них Уилл Смит сыграл одну из немногих своих не стыдных ролей). В идеальном «Отряде самоубийц» все должны были бы быть такими Квинн и фланировать по Готэму в кромешной тьме среди металлических годзилл, как бесстрашные кокетки по парижскому Латинскому кварталу.

В реальном «Отряде самоубийц» ее исключительность слишком бьет в глаза. Так и хочется в духе «Людей в черном» спросить себя (и режиссера): «Что делает маленькая девочка в толпе монстров и зачем ей учебник по квантовой физике?» Вместо учебника у нашей маленькой девочки в толпе монстров, впрочем, хорошенькая такая тарантиновская бита. Но Харли Квинн все равно остается героиней другого, еще не снятого грандиозного трагикомичного комиксоидного триллера, в котором, заранее понятно, Джокер опять потеряется. Она — его лучшая ученица.

И в Голливуде, по-видимому, на волне нарочитой феминизации киноповестки дня наконец начали появляться заведомо полу-случайно и не очень-то намеренно прекрасные главные героини, уделывающие всех мужиков на экране и заставляющие мужиков-зрителей досматривать до конца даже не лучшие фильмы на свете. С пафосными готэмовскими рапидными финалами, к сожалению, предупреждаю сразу.

К слову, глядя на Харли, сложно избавиться от чувства, что ее весело-печальные глаза с искорками подлинного безумия ядовито смотрят не только на своих соратников по гангста-отряду, на унылого режиссера-сценариста фильма, но и на весь этот хайп в скучной действительности вокруг ленты, точно недоумевая: «Ребята, ну, чё так серьезно-то? Чё так серьезно, гайз энд гёрлз, ну? Why so serious?!» И своим острым обезоруживающим взглядом она, кажется, способна любого буйнопомешанного критика/фанбоя/хейтера превратить в тихопомешанного — то есть в обыкновенного гико-подобного зрителя обыкновенного летнего блокбастера. Чем «Отряд самоубийц» на самом деле, к счастью или к несчастью (в зависимости от ваших вкусов), и является.

Хотя, положа руку на сердце, пусть уж люди воюют до последней крови за комиксы понарошку, чем стреляют друг в друга на самом деле. Даже если, как и в обычных войнах, причины развязывания кровавой бойни зачастую не стоят выеденного яйца. Why so serious, действительно?

Make love, not war. А если есть желание набить кому-то морду, досчитайте про себя до десяти — и идите ловить покемонов. Может быть, именно на этой «рыбалке» вы и встретите свою Харли Квинн! Но, впрочем, будьте осторожны, очень даже может быть, не ровен час, и своего Джокера…

Сергей Афанасьев, фото и видео с официального сайта фильма suicidesquad.com​

Новости партнеров