«Химики в законе»: снова свидетель под давлением и попытки уменьшить масштаб украденного

«Химики в законе»: снова свидетель под давлением и попытки уменьшить масштаб украденного
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Судебный процесс, проходящий в Московском районном суде Казани, своими поворотами сюжета все больше напоминает захватывающий детективный сериал. В ходе рассмотрения дела о хищениях с «Казаньоргсинтеза» свидетель заявил, что на него при даче показаний оказывали психологическое давление сотрудники ФСБ, а подсудимые вместе с адвокатами всячески пытались приуменьшить объем похищенной продукции предприятия или свалить воровство на других.

«Неделю вывозили похищенное…»

Напомним, по версии следствия, Закария Закиров, Евгений Горячев и Рустам Гараев в 2006 году создали преступное сообщество для хищения продукции с территории «Казаньоргсинтеза». В ходе оперативно-розыскных мероприятий была установлена схема краж с завода. Проводившие оперативно-следственные мероприятия сотрудники УФСБ по РТ назвали ее «уникальной». Завербованные сотрудники КОС на заводах ПППНД, ПВД, поликарбонатов в течение рабочей смены похищали продукцию, а ночью с помощью задействованных лиц из службы безопасности и охраны вывозили продукцию на склады, принадлежащие Закирову. На всех ключевых точках были свои люди: сотрудники КПП и режима обеспечивали беспрепятственный въезд и выезд с территории предприятия. Сотрудники службы экономической и информационной безопасности уничтожали видеозаписи, на которых были зафиксированы эпизоды хищения. Существовала даже группа прикрытия, которая сопровождала грузовики с похищенным товаром на легковых автомобилях. Общая сумма ущерба КОСа только за период с 2011 года по март 2012 года составила 340 млн рублей.

Первый свидетель, бывший заместитель генерального директора по экономической безопасности и режиму Равиль Курбанов, узнал среди подсудимых Закарию Закирова как руководителя фирмы, который покупал отходы трубного производства. О его другой ипостаси в ходе следствия рассказал уже осужденный за хищения специалист отдела информационной безопасности «Казаньоргсинтез» Мугинов. По словам Курбанова, «схема хищений была простая»: к Мугинову подходил Закиров и просил о содействии. Тот соглашался и регулярно стирал видеозаписи, фиксирующие выезд грузовиков с украденной продукцией КОСа.

Экс-замгенерального директора «Казаньоргсинтеза» был среди тех, кто изымал похищенную продукцию предприятия на складе Закирова на ул. Гвардейской. Масштаб воровства его впечатлил: «В подземном картофелехранилище находились мешки с полиэтиленом. Что касается количества, мы их неделю вывозили».

Отвечая на вопросы прокурора и адвокатов, Курбанов признал, что о хищениях продукции он подозревал. Иногда даже ловили машины с похищенным, правда, к преступной группе Закирова они не относились.

Закиров попытался воспользоваться этим фактом и доказать, что та преступная группа, которая похищала моноэтиленгликоль, могла красть и бисфенол с завода поликарбоната. Но Равиль Курбанов признал, что «завод большой и, конечно, желающих украсть его продукцию было много, и действительно, была группа, которая похищала моноэтиленгликоль».

— Этой группе «привязывали» бисфенол… — Закиров пытался утвердить свою версию.

— Нет, их «привязывали» к моноэтиленгликолю, — в стиле Закирова ответил свидетель.

Далее подсудимый напомнил о подписанной Курбановым справке, в которой была указана сумма ущерба «Казаньорсинтеза» в размере 790 тыс. рублей. «А почему на 340 млн рублей у вас нет таких справок?» — задал он вопрос. Тут пришлось вмешаться представителю потерпевшей стороны. Начальник юридического управления ПАО «Казаньоргсинтез» Зульфия Галиаскарова объяснила, что сумма в 790 тыс. рублей учитывает только ту продукцию, которая находилась в задержанном в марте 2012 года сотрудниками правоохранительных органов «КАМАЗе».

Столкнувшись с тем, что все его версии не подтверждаются, Закиров сам, вместо свидетеля, стал отвечать на свои же вопросы. Когда речь зашла о масштабных проверках, которые сотрудники управления экономической безопасности проводили для выявления хищений, он сделал вывод: «То есть вашими сотрудниками ничего выявлено не было».

— Недостачи устанавливались, но хищений и задержаний, к чему вы ведете, установлено не было, — ответил свидетель.

Контролер без контроля

Следующий свидетель, Ольга Артемьева, в 2010—2012 годах работала контролером отдела режима на КПП. Она рассказала о своих служебных обязанностях, подчеркнула, что всегда действовала в соответствии с инструкциями. И припомнила, что в ходе следствия ей показали видеозаписи, демонстрирующие выполнение ею служебных обязанностей. Но забыла упомянуть, что эти обязанности она выполняла достаточно халатно.

Прокурор Ольга Зарипова зачитала ее показания, данные в ходе предварительного следствия. Тогда на основании видеозаписей выяснилось, что контролер не всегда проверяла документы заезжающих автомашин и не сличала загруженную в грузовик товарную продукцию с документацией на нее. В связи с пренебрежительным отношением к служебным обязанностям она была уволена.

Ни графиков. Ни денег

Самое интересное началось, когда начал давать показания бывший специалист отдела экономической безопасности Юрий Логинов. Сейчас он работает специалистом комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО г. Казань. В ответ на вопрос прокурора: «Не обращался ли подсудимый Закиров к вам с просьбами?», — Логинов без запинки ответил, что, наоборот, сам обращался с просьбами к Закирову. И с благодарностью вспомнил услуги Закирова, который помог ему найти врачей для жены. Именно в результате этого лечения у него недавно родилась дочка.

Сам Закиров напомнил, что показания свидетеля, данные в ходе предварительного следствия, очень противоречивы, и поинтересовался, не оказывалось ли на него давление со стороны органов предварительного следствия.

Логинов с готовностью подхватил, что было психологическое давление со стороны сотрудников ФСБ: «Схема такая — пиши так. Якобы я предоставлял график дежурств сотрудников отдела экономической безопасности Закирову, хотя он был в общем доступе», — заявил Логинов.

Тогда прокурор Ольга Зарипова зачитала показания свидетеля, данные в ходе предварительного следствия в марте 2012 года.

Логинов уверенно заявлял, что в 2008 году Закиров подошел к нему у магазина «Рамстор» и познакомился с ним. Свидетель понял, что Закиров хотел познакомиться целенаправленно, ему было известно, где и кем Логинов работает. В начале 2009 года опять состоялась их «случайная» встреча. В ходе разговора Закиров попросил Логинова достать ему график дежурств сотрудников отдела экономической безопасности. И вскоре получил его. А Логинов получил вознаграждение в размере 10 тыс. рублей. Эта схема с вознаграждением работала не один раз. На территории «Казаньоргсинтеза» они делали вид, что не знакомы. Логинов предполагал, что график нужен Закирову для того, чтобы вывозить отходы труб с перегрузом.

Общались они чаще всего по телефону. При этом Логинов использовал несколько сим-карт, которые были оформлены на разных людей. Менял он и телефоны.

В последний раз плату за услуги в размере 50 тыс. рублей Логинов получил в феврале 2012 года в «Корстоне». Тогда же Закиров заявил, что, возможно, его телефон прослушивают. Поэтому сотрудник отдела экономической безопасности вскоре выбросил свой сотовый и сим-карту.

«Хороший человек, помогал материально…»

— Ваша подпись стоит в показаниях? — спросил судья у свидетеля.

— Так как адвоката мне не предоставляли, я расписался в показаниях, — аргументировал свое поведение свидетель.

— А вас разве в качестве подозреваемого допрашивали? — уточнила прокурор.

— Мне права не зачитали, не объясняли.

— То есть вы ни график не давали, ни деньги не получали?

— Да.

Логинов продолжил утверждать, что в противоречивости его показаний виновны сотрудники ФСБ. Он повторил свое заявление, что именно они оказали давление на него.

— Кто оказывал на вас давление?

— Сначала на «Казаньоргсинтезе» при допросе присутствовал сотрудник ФСБ, потом в ходе следствия тоже сотрудник ФСБ в допросе участвовал.

— В чем выражалось давление?

— Мне говорили — вот так пиши…

Юрий Логинов сообщил, что он нанял адвоката, заявил о фактах давления на него и дал новые показания в мае 2012 года.

В них он указывает, что познакомился он с Закировым на «Казаньоргсинтезе». Никаких графиков дежурств он Закирову не предоставлял. Никакого вознаграждения от него не получал, а занимал для лечения жены по 15—20 тыс. рублей, в последний раз взял 50 тыс. рублей. И все якобы взятые взаймы деньги вовремя вернул. При этом расписки с него никто не брал. Удивительная бескорыстность Закирова!

Логинов признал, что для него было так важно общение с благодетелем Закировым, что он даже рисковал работой из-за этих отношений. «Руководство «Казаньоргсинтеза» было негативно настроено по отношению к Закирову. Если бы о фактах моего общения с ним стало известно, я бы мог лишиться работы», — рассказывал в своих новых показаниях Юрий Логинов. Поэтому он регулярно менял номера телефонов, по которым они общались. Сам Закиров также менял номера.

На вопрос, чем было так ценно общение с Закировым, Логинов ответил, что тот «хороший человек, помогал ему материально».

— А на очной ставке с Закировым на вас кто давление оказывал? — поинтересовалась Ольга Зарипова.

— Я уже изначально написал данные. А потом посоветовался с адвокатом и, чтобы не оговаривать человека, написал, как было на самом деле.

Cкладывалось впечатление, что то ли Логинов защищает Закирова, то ли наоборот.

Ольга Зарипова ходатайствовала об оглашении протокола очной ставки между Логиновым и Закировым. Но адвокат Закирова возразила, поскольку самого Закирова еще не допрашивали.

Напомним, это уже второй свидетель, который заявляет об оказании давления на него. Бывший работник службы режима «Казаньоргсинтеза» Алексей Харитонов в ходе предыдущего судебного заседания упоминал о «легком давлении» со стороны следователя. Тогда прокурор отдела уголовно-судебного управления Генпрокуратуры РФ Борис Непорожный предложил Алексею Харитонову самому убедиться, что в показаниях имеется его подпись, подтверждающая, что они были записаны с его слов.

Харитонов подтвердил, что подпись его, а, значит, такие показания он давал.

Следующее судебное заседание состоится 2 августа. Бывшие и нынешние сотрудники «Казаньоргсинтеза» продолжат рассказывать, как «хорошие» люди плели свои преступные сети для организации многомиллионных хищений продукции предприятия.

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров