«Свияжская артель»: пока не Авиньон, но интересно

Вчера остров-град Свияжск напоминал гигантский театральный зал под открытым небом — здесь состоялись показы театральной лаборатории «Свияжская артель». На одном из трех показов побывала корреспондент «Реального времени».

Три команды на один остров

Когда подъехали к Свияжску, первое, что бросилось в глаза — до отказа забитая стоянка автомобилей. И дело не только в туристических автобусах, которые после реставрации объектов фондом «Возрождение» едут и едут сюда. Большое количество казанских театралов, не убоявшихся палящего зноя, решило провести субботу на острове, который в третий раз становится местом проведения театральной лаборатории «Свияжская артель», организатором ее выступает фонд поддержки современного искусства «Живой город».

На этот раз на Свияжске работало три команды. Это драматург, автор сценарии сериала «Школа» и фильма «Все умрут, а я останусь» Гай Валерии Германики Юрий Клавдиев. Он работал с обладателем «Золотой маски» режиссером Романом Феодори. Второй «масочный» режиссер — Дмитрий Волкострелов из Санкт-Петербурга, показавший спектакль-акцию, а посему работавший без драматурга. Впервые участницей театральной лаборатории стала представительница Казани Регина Саттарова, представшая свой проект в тандеме с Павлом Поляковым.

Напомним, что на этот раз от желающих участвовать в театральной лаборатории не было отбоя, организаторы получили около 200 заявок не только из России, но и из стран ближнего зарубежья, и актеры в эскизы режиссеров выбирались на основе кастинга.

Итак, тех кто осилил подъем в гору под яростным солнцем, встречали волонтеры, без них было бы трудно разобраться и найти нужную локацию. В принципе, весь остров был охвачен театральной лихорадкой, но, буквально пробиваясь через толпы утомленных туристов, театралы находили то, ради чего приехали на Свияжск.

Эскизов было три. В 13 и в 15 часов в здании бывшего пожарного обоза и низшей ремесленной школы Роман Феодори показывал «Единственный остров». Регина Саттарова в 15 и 17 часов облюбовала дебаркадер водного туризма, и по всему острову, меняя локацию за локацией, показывал свой спектакль-акцию «Места которые», шедший шесть часов, Дмитрий Волкострелов.

Все мы острова

«Единственный берег» Юрия Клавдиева и Романа Феодори шел на втором этаже неотреставрированного еще здания пожарного обоза и места с любопытным названием — низшей ремесленной школы. Очевидно, в ближайшем времени этот объект приобретет надлежащий вид, а пока в импровизированный зал надо буквально пробираться сначала по гравию, затем по деревянным доскам, чтобы в конце пути подняться по высоким бетонным ступеням на второй этаж. А там — длинное помещение, голые стены, строительные запахи, шаткие пластиковые стулья.

Пятеро актеров, все в черном, проводят читку трех текстов Юрия Клавдиева. Тексты созданы в Свияжске, куда драматург приехал несколько недель назад. Тексты переплетены между собой, они как будто представляют единое целое. В них — запахи Свияжска, яблоки и полынь, его раскаленный ветер, который здесь, кажется, не утихает, свияжское небо с низкими звездами, медовый колокольный звон с монастырской звонницы, стремнины Свияги и Волги. В них — человек-остров и человек-река.

…К столу подходит актриса, застилает его голубым покрывалом — это река. Затем актеры высыпают на середину песок, формируя из него руками возвышение. Это остров. На нем вырастают храмы из стекляшек с куполами. Все предельно просто, как в детской игре, и все метафорично.

Три текста — это два монолога и диалог. Один текст — про гражданскую войну на Свияжске, такой немного лубок, народное, фольклорное восприятие истории. Второй — монолог Свияги. Третий — притча о любви орла и лошади, когда любовь вопреки всему, и природа награждает за верность и смелость — рождается крылатый конь Пегас. Тексты Клавдиева емкие и метафоричные, наполненный ассоциациями и смыслами, в которые вникаешь иногда не сразу, но которые не отпускают.

Показ длится при абсолютной тишине сорок пять минут, в него погружаешься, не замечая ни духоту, не бетонную пыль, ни неудобные стулья. Песочный остров на голубом покрывале — макет человеческой жизни, наше затаенное «я», омываемое внешними событиями. После того, как показ закончился и началось обсуждение, не раз звучали мысли о том, что эскиз стоит доработать, превратив его в полноценный спектакль.

Третья «Свияжская артель», кажется, начала определять вектор театральной лаборатории, когда при минимуме средств, при царящей условности, возникает нечто, что дорого стоит. Это глубокое и, возможно, болезненное, но и одновременно нежное препарирование человека во вневременной среде.

Как сказали устроители театральной лаборатории, в будущем, возможно появление на острове гастролеров, возможно расширение программ. Не знаю, станем ли мы «вторым Авиньоном», да и надо ли стремиться стать чьим-то клоном. «Свияжская артель» уже сама по себе завоевала место под солнцем. И остров с его мистикой, с его тайнами, легендами и сегодняшним сумбурным днем принял ее.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров