Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 1

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Дина Гатина-Шафикова, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Новости партнеров