Салман Булгарский: вербовщик боевиков или перевозчик гуманитарной помощи?

В организации взрывов в Турции подозревают бывшего узника Гуантанамо родом из Набережных Челнов

По прошлому Айрата Вахитова, известного в сети под именем Салмана Булгарского, можно снимать боевики: работа имамом, поддержка боевиков в Чечне и якобы участие в войне на Северном Кавказе и организации терактов, участие в войне в Афганистане, плен и пытки в Гуантанамо, заключение в России, вербовка боевиков для войны в Сирии. Даже половину из этих эпизодов не удается подтвердить документально, однако слава за Салманом Булгарским идет по всему миру. Силовики официально молчат, а эксперты расходятся во мнениях.

«Организатор взрывов» или «поставщик гуманитарной помощи»?

В Турции по подозрению в связях с организаторами теракта в аэропорту Ататюрка накануне задержали татарстанца Айрата Вахитова, которого в Сети называют чуть ли не главным вербовщиком ИГИЛ (организация запрещена в России — прим. ред.) в Поволжье. Источник издания Hurriyet в Северокавказском мусульманском сообществе Турции рассказал, что Вахитова задержали 5 июля.

Как сообщают турецкие СМИ со ссылкой на «Голос Америки», пресс-секретарь «Союза чести» (организации российских мусульман-переселенцев, в которую входит Вахитов — прим. ред.) Салман Север выразил надежду, что в ближайшее время Вахитова отпустят. Он также отрицает какое-либо отношение Вахитова к ИГИЛ и сообщает, что тот лишь оказывал сирийскому народу гуманитарную помощь. Добавим, что в своем Instagram после теракта в Стамбуле Салман Булгарский призывал молиться за погибших и осуждал террористов.

Сам Вахитов в соцсетях и в комментариях СМИ до этого сообщал, что находится в Сирии. Однако ЖЖ-блогер el-murid отмечал, что Салман Булгарский заходит в Интернет не с сирийских, а с турецких IP-адресов.

Российские силовики пока никак не комментируют задержание Айрата Вахитова и его причастность к деятельности «Исламского государства». В прокуратуре РТ «Реальному времени» посоветовали обратиться в УФСБ по РТ. В ФСБ сообщили, что пока воздерживаются от комментариев, отказавшись сообщить также и информацию об имеющихся в отработке делах по нему, однако дали понять, что этот человек им хорошо известен.

«Проповедник ваххабизма» и «соратник чеченских боевиков»

Айрат Вахитов (Салман Булгарский) родился 4 января 1980 года. И в поле зрения силовиков впервые попал еще в достаточно молодом возрасте. Вахитов учился в челнинском медресе «Йолдыз». Учебное заведение на всю страну прославилось тем, что ряд его учеников во времена первой Чеченской войны пополнили ряды боевиков. Учился в ней и челнинец Денис Сайтаков, обвиненный во взрывах жилых домов в Москве. В 2000 году прокуратора требовала закрыть учебное заведение. Духовное управление мусульман расформировало «Йолдыз», поменяло преподавателей, сделало женским и переименовало.

После окончания медресе Вахитов некоторое время был имамом в набережночелнинской мечети «Тауба». Мечеть и ее служителей подозревали в насаждении салафитских взглядов. В СМИ сообщали, что мечеть стала базой подготовки боевиков для участия в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. Газета «Челны ЛТД» сообщала, что в ваххабитские спецлагеря ее служители якобы отправили около полусотни челнинцев. Ее прихожан подозревали во взрывах в Бугульме и Кукморе, а также в похищении сына Геллера.

Сам Айрат Вахитов был арестован в 1999 году. Однако через три месяца его отпустили. После этого, считается, Вахитов принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе и уже в том же 99-м вывез группу из 13 челнинцев в Таджикистан, а затем в составе этой группы отправился в Афганистан и из поля зрения СМИ пропал. Полагают, что он воевал в рядах так называемого «Булгарского джамаата» (объединение ваххабитов из Поволжья) в составе войск Талибана. Именно тогда за ним и закрепился псевдоним Салман Булгарский.

Узник Гуантанамо и PR-боец салафитского интернационала

Вновь Айрат Вахитов неожиданно появился в информационном поле как узник Гуантанамо — американской базы на Кубе, прославившейся пытками ваххабитов. Там он пробыл с 2002 по 2003 год. После возвращения стал звездой СМИ и неоднократно становился героем материалов об американских пытках. В 2004 году он был передан российским властям. Однако, как и в 1999 году, его быстро отпустили на свободу за недостатком улик. Примерно в эти годы Салман Булгарский, не имея возможности проповедовать в мечети, начинает выкладывать проповеди и видеообращения в Интернете. По данным Voice of America, Вахитов в 2000-х годах отказался от российского гражданства, получив убежище в одной из стран Ближнего Востока. Затем он вновь был замечен в Афганистане, а с 2011 года — в Сирии в рядах «татарской бригады» («Катаиб Мухаджирин»), воюющей против правительства Башара Асада.

При этом проповеди и видеообращения не прекращались, а в его «сирийский» период даже усилились. В соцсетях он не раз рассказывал журналистам о войне в Сирии, о гражданах России, задействованных как на той, так и на другой стороне. Раис Сулейманов, известный своими высказываниями о ваххабитском подполье, называл Салмана Булгарского главным вербовщиком добровольцев через Интернет из Татарстана для «джихада» в Сирии. Официально Вахитов поставляет гуманитарную помощь в Сирию. В то же время видео, записанные Вахитовым, и его комментарии СМИ до сих пор легко можно найти в Сети. Аккаунты Вахитова в соцсетях также доступны, и по записям в них легко понять, каких взглядов придерживается владелец.

С января 2015 года Салман Булгарский официально присоединился к «Союзу чести», который базируется в Турции и объединяет представителей всех «мусульманских школ и толков» салафитского ислама. В «Союз чести» входят преимущественно «политэмигранты» — мусульмане, уехавшие из России. Как сообщает «Ислам News» со ссылкой на свои источники в татарской диаспоре, Айрат Вахитов «выступал против террористической группировки «Исламское государство» и занимался переводом классического четырехтомного тафсира (комментарии) Корана Ибн Касир».

  • Анхар Кочнева

    Анхар Кочнева журналист, блогер, колумнист «Реального времени», освещающая жизнь в Сирии

    Еще в 2013 году блогер и общественный деятель из Пскова Дмитрий Ершов (некоторое время проработавший в Сирии) писал в своем блоге об угрозах, которые поступали ему от Айрата Вахитова в связи с его позицией в отношении происходящего в Сирии. О том, что данный персонаж воюет в Сирии в составе татарского отряда «Катаеб мухааджерин» и является активным вербовщиком новых боевиков в интернете, не писал разве что ленивый.

    Однако, создается впечатление, что ни он, ни масса других открыто проповедующих радикализм и призывающих влиться в отряды боевиков в Сирии и Ираке российские спецслужбы абсолютно не интересовали. В Фейсбуке, в блогах на Мейл.ру и т.п. открыто публиковались не только различные призывы, противоречащие российскому законодательству, но и публиковались фотографии, подтверждающие участие русскоговорящих боевиков в незаконных вооруженных формированиях. Жалобы на подобные страницы их администраторами игнорировались. Удалить страницу сторонников экстремистов в Фейсбуке также не представляется осуществимой задачей.

    На мой взгляд, именно это попустительство российских спецслужб привело к нынешней ситуации: по данным сирийских официальных лиц, на территории Сирии воюет до 10 000 выходцев из России и стран СНГ. Большинство из них попадает на войну именно через Турцию. Мои знакомые и коллеги из Стамбула уже несколько лет говорят о том, что страна превратилась в проходной двор для боевиков, и турецкие власти этому так же долгое время не пытались противостоять. Трудно себе представить, что проснувшиеся от «летаргического сна» российские спецслужбы не передавали турецким коллегам списки тех, кто в России подозревается в противоправной деятельности, связанной с терроризмом. Однако о задержании и передаче спецслужбам РФ персоналий из этого списка мы практически никогда не слышим. Года два назад в Фейсбуке печально известный людоед Абу Саккар выкладывал фото отпустивших его на все четыре стороны турецких пограничников. Это яркий пример того, насколько вольготно чувствуют себя боевики в Турции.

    Задержание Айрата Вахитова в связи с подозрениями о причастности его к взрывам в аэропорту Ататюрк может быть связано с одним из двух. Либо в Турции наконец поняли, к чему ведут заигрывания с боевиками. Либо кто-то пытается найти «русский след» в этой трагедии на фоне попыток улучшить испортившиеся прошлой осенью российско-турецкие отношения.

  • Максим Шевченко

    Максим Шевченко журналист, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Айрат не мог участвовать в этом теракте. Это полный наговор на него. Айрат не связан с террористическими организациями, тем более с ИГИЛ. Я могу поручиться за него.

    Айрат Вахитов много раз в Интернете критиковал террористов, выступал против них, в частности против ИГИЛ выступал крайне жестко. Подчеркну, что он был ИГИЛовцами приговорен к смерти. Он враг ИГИЛ.

    Уверен, что задержание – это какая-то ошибка. В вербовках он тоже не участвовал.

    Я не считаю, что Айрат Вахитов опасен для России. Он прекрасно жил в Турции, совершенно в Россию не рвался. На территории России никак не работал, он вообще активный противник терроризма. Он активно пропагандировал против терроризма, выступал в сетях против «Исламского государства», идеологии ИГИЛ.

    В начале сирийской войны он, как и многие мусульмане, поддержал войну. Но потом, поняв, к чему это все приводит, занялся просто гуманитарной помощью. Поэтому арест его – это очень тревожный симптом. Я обращаюсь через вас к турецким властям с просьбой разобраться очень основательно в этом деле. Не хотелось бы, чтобы Айрата выдали России, потому что здесь никто никого слушать не будет. Но я точно знаю, что Айрат никогда не участвовал ни в каких контактах с ИГИЛ.

    Я был с ним прекрасно знаком. Когда он из Гуантанамо прибыл в Москву, Казань, Набережные Челны, я как журналист познакомился с ним. Считаю, что это образованный умный человек, с непростой судьбой. Это человек, далекий от терроризма и его поддержки. Он занимает активную правозащитную позицию, в том числе в социальных сетях. Я считаю, что задержание Айрата Вахитова – это месть за его правозащитную деятельность и за его принципиальную позицию.

    Он последние пару-тройку лет занимался гуманитарной помощью сирийским беженцам, измученной, истекающей кровью Сирии. Он полностью отошел от всех контактов с Сирийской свободной армией. Он, кстати, никогда не поддерживал контактов с «Джебхат ан-Нусрой». Если с кем он контактировал, то с сирийской оппозицией, которая является стороной международного переговорного процесса по Сирии, которая признается и западными партнерами. Никогда Айрат не был на стороне террористов. И всякие обвинения его в этом – голословные и чудовищные.

  • Фарид хазрат Салман

    Фарид хазрат Салман мусульманский богослов

    Я не могу говорить о том, участвовал он или не участвовал, задействован или не задействован, но если говорить о его воззрениях, они не относятся к воззрениям традиционного ислама. Мы знаем, что традиционный ислам – это понятие о гармоничном сосуществовании представителей всех религиозных традиций. А то, что касается нетрадиционного ислама – это как раз выискивание врагов, людей неверных, нехороших, не совсем праведных. Поэтому когда человек, независимо от того, Вахитов это или нет, является приверженцем нетрадиционных идеологий под личиной ислама, то конечно же можно говорить о том, что люди вольно или невольно могут быть строителями всего того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке: произошло недавно в Стамбуле, в Багдаде и в ночь, когда начался святой для нас праздник у места упокоения нашего досточтимого Пророка, мир ему. Поэтому реально это идеология, и о тех, кто является ее приверженцами, можно говорить о косвенном и непрямом участии.

Дмитрий Семягин, Тимур Рахматуллин, Ирина Плотникова

Новости партнеров