Казус закона «Об оружии»: «Мы рассмотрели 6600 проектов, приняли 2200 законов. Мог произойти сбой»
В последние дни работы Госдумы шестого созыва разгорелся скандал вокруг поправок к закону «Об оружии». В сети оказались опубликованы два разных варианта документа, один из которых подписал президент РФ Владимир Путин. Причем глава страны подписал не тот закон, который приняла Госдума. Пресс-секретарь главы президента уже заявил, что подписанный вариант необходимо считать правильным. Эксперты уверяют, что закон, скорее всего, придется пересмотреть или уточнить. Впрочем, этим займется уже следующий парламент.
5 или 10 лет?
Казус произошел еще 3 июля. В этот день, согласно официальному интернет-порталу правовой информации, президент РФ Владимир Путин подписал 153 законодательных акта. Среди них был и Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Документ вносит поправки сразу в несколько федеральных законов.
Ошибка закралась в одну из самых пространных статей: статью 14, которая посвящена правкам в закон «Об оружии». На первый взгляд ошибка незначительна: одно слово. Однако это слово вносит серьезные изменения: если раньше срок лицензии на гражданское оружие выдавался на 5 лет, то поправки, принятые депутатами Госдумы РФ, удлиняли этот срок ровно в 2 раза — до 10 лет.
Поправки были внесены после первого чтения. Их авторами являются депутаты Эрнест Валеев и знаменитая Ирина Яровая, прославившаяся «антитеррористическим пакетом законов». Ошибку заметили, когда в сети были опубликованы 2 разных документа. На официальном интернет-портале правовой информации 4 июля опубликовали ФЗ, подписанный Владимиром Путиным и содержащий срок лицензии на оружие 5 лет. А в системах правовой информации, например, в «Гаранте», содержится текст, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации.
«Везде люди работают»
На вопрос, как такое могло произойти в администрации президента, пока ответов не дают. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что сейчас «разбираются с ситуацией». Однако позже он заявил, что правильным вариантом является тот документ, который подписал президент России Владимир Путин, а поправки, в которых говорилось о выдаче лицензии на оружие на 10 лет, фигурировали в старых версиях законопроекта.
Депутаты Госдумы видят в произошедшем техническую ошибку.
— Везде люди работают — не машины, не роботы, поэтому возможен был сбой, — считает Александр Сидякин, депутат Госдумы от РТ. — В Думе принималось очень много законов именно во втором и третьем чтении в последние дни. Процедура второго и третьего чтения технически загромождена деталями: правки отклоненные, принятые, потом все это сопоставляется с изначальным текстом — первой редакцией. Мог произойти сбой, я этого не исключаю. Мы рассмотрели 6600 проектов, приняли 2200 законов. Это большой массив, который касается разных сфер жизни. И человеческая ошибка допустима везде.
При этом, по его словам, ошибка могла быть допущена на практически где угодно: «Я не исключаю, что просто при введении в базу автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности произошел сбой, и через эту базу Совет Федерации взял другой законопроект. Возможно, сбой произошел на стадии администрации президента, возможно, на стадии публикования (может, президент подписал правильную редакцию). Я не знаю, где ошибка была».
«Если Дума проголосовала за законопроект, то президент может его только отклонить в целом»
Впрочем, подобный случай не первый. «Такой случай уже был. Когда Гражданский кодекс публиковали в первый раз, была разница в публикациях, правда, она носила не столь существенный характер», — рассказывает юрист Эмиль Гатауллин.
Такие случаи вспоминает и Александр Сидякин: «За этот созыв Думы принимались законопроекты, которые содержали технические неточности: запятых не хватало, наклонения неправильные были. Потом исправляли «техническими» законопроектами».
Однако сейчас речь идет не о запятой, а о фактической ошибке. В этой ситуации проблема гораздо серьезнее. «Если Дума проголосовала за законопроект, то президент может его только отклонить в целом. Вносить туда поправки, согласно Конституции РФ, он не может, — поясняет Сидякин. — Я не буду давать юридическую оценку: есть Конституционный суд, государственно-правовое управление президента к этой ситуации подключено. Какой-то выход из этой ситуации будет найден».
В этой ситуации, по мнению Гатауллина, «президент должен переподписать документ или вернуть на доработку; его, наверное, уже будет принимать новый состав Думы».
Учитывая последние заявления Дмитрий Пескова, необходимо еще понять, какой все-таки документ одобрили депутаты. А пока, по словам юристов, «нужно пользоваться тем вариантом закона, который предоставляет меньший объем прав, чтобы не ошибиться».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.