Навигация-2015: четыре теплохода вместо одного и выход на объемы «как до Булгарии»
Навигацию в Татарстане откроет 27 апреля теплоход «Русь Великая». Как выяснила газета «Реальное время», в этом году от Казани будут работать целых четыре судна вместо одного, как в прошлом году (в их числе и бывший скандальный «Кабаргин», ставший в Казани «Дмитрием Донским»). Проблемы отрасли речного туризма пока, впрочем, все те же: изношенность судов (два теплохода не выйдут в навигацию — они ремонтируются аж с 2012 года) и финансовые конфликты арендаторов с судовладельцами. Участники рынка говорят о повышении спроса на речные круизы в сравнении с прошлым сезоном и жалуются на дороговизну обслуживания судов.
Навигация-2015: в четыре раза больше теплоходов
27 апреля через Казань в Самару проследует теплоход «Русь Великая», который откроет пассажирскую навигацию рейсом из Самары в Крым (город Керчь). В Казани первый рейс до Чебоксар совершит теплоход «Александр Невский», это событие произойдет 1 мая. Об этом сообщил в своем блоге фотограф и «фанат речного туризма» Валерий Шмелев. Всего в этом году от Казани будут ходить четыре теплохода: это «Борис Полевой», «Князь Донской», «Георгий Жуков» и «Ф. И. Панферов».
«К сожалению, не будет «Цезаря», хозяева теплохода и арендатор не смогли согласовать условия аренды. Похоже, не будет и «Павла Миронова», здесь все по-прежнему на уровне слухов», — замечает Шмелев. «Борис Полевой» — двухпалубный теплоход оператора «Волжские путешествия». Трехпалубный теплоход «Князь Донской», оператор — компания «Эверест». Четырехпалубный теплоход «Ф. И. Панферов», оператор — «Спутник-Гермес». Четырехпалубный теплоход «Георгий Жуков», оператор — «Водоход».
Кроме них, в казанский речной порт будут заходить и другие теплоходы, на которых для наших туристов зарезервированы блоки мест (среди них «Салават Юлаев», «Александр Свешников», «Александр Невский», «Дмитрий Пожарский», «А. И. Герцен», «Алексей Толстой» и другие), расписание которых можно узнать на сайте « Инфофлота». Отметим, что в 2014 году от столицы Татарстана работал только один «Борис Полевой».
Скандальный «Кабаргин» в Казани стал «Князем Донским»
Любопытно, что теплоход «Князь Донской» — это бывший «Кабаргин», оскандалившийся летом 2013 года. Тогда компания «Самарские путешествия-С» организовала тур «Казань — Ростов — Казань», но судно «Кабаргин» было задержано работниками инспекции государственного портового контроля, которые выявили ряд нарушений на теплоходе. Выяснилось, что турфирма не имела лицензии на перевозку пассажиров, на борту судна была неисправная радиолокационная система, а в судовой команде не хватало двух мотористов, трех матросов и двух проводников. В результате «Кабаргин» был задержан, и более 80 человек вернулись в Казань на автобусах (при этом количество пострадавших туристов ими не ограничилось, поскольку задержанный теплоход не смог сделать еще несколько рейсов, туры на которые были проданы).
В июне 2014 года «Кабаргин» по решению суда перешел под крыло Казанской судоходной компании, которая и поменяла название судна.
Как конфликты арендаторов с судовладельцами портят туристам отдых
Между прочим, теплоход «Цезарь», которого не будет в эту навигацию, тогда перевез часть пассажиров «Кабаргина». Однако позднее и сам «Цезарь» оказался в центре скандала, когда судно вместе с пассажирами-казанцами оставили на рейде в нижегородском порту осенью 2013 года. Не выпускать судно из порта распорядился владелец теплохода (его имя не называлось), отчаявшийся взыскать с арендаторов платеж.
Лето 2013 года вообще было богатым на подобные неприятные события. Чехарда скандалов, связанных со срывами турпоездок татарстанцев толком так и не решилась — не в последнюю очередь из-за финансовых разногласий между арендаторами и судовладельцами — помимо «Цезаря» отдых любителям речных турне испортили и судовладельцы «Капитана Пушкарева», забравшие теплоход в разгар навигации из-за неспособности арендаторов договориться о графике платежей. По-видимому, под фразой «К сожалению, не будет «Цезаря», хозяева теплохода и арендатор не смогли согласовать условия аренды» скрывается раздражение судовладельца, которому надоело взыскивать арендную плату радикальными способами, ставя себя под удар.
«Павел Миронов» и «Арабелла» заремонтировались с 2012 года
Что же касается слухов по поводу «Павла Миронова», то о его ремонте компанией «Татфлот» было объявлено еще в апреле 2012 года — ремонт должен был обойтись в 8-10 млн рублей. Однако «Павел Миронов» не участвовал в навигации ни 2012-го, ни 2013-го, ни 2014 года. Ничего не слышно о нем и в этом году. Как неизвестна пока судьба и теплохода «Арабелла» (того самого, что пришел на помощь «Булгарии»). С 2012 года выкупленная холдингом «Ак Барс», она начала проходить модернизацию на Зеленодольском судоремонтном заводе.
50 миллионов на туризм — сколько из них на водный?
Напомним, в начале февраля президент РТ Рустам Минниханов сообщил, что объем финансирования по программе развития туризма в республике в 2015 году составит 50 млн рублей. Как будут потрачены средства и пойдет ли хотя бы часть из них на развитие водного туризма, неизвестно. Зато известно, что после гибели «Булгарии» летом 2011 года республиканские речники констатировали обвал пассажирских перевозок — перевозки упали с 800 тыс. в год до 500 тысяч (речь идет о перевозках в пределах бассейна, который обслуживает казанский речной порт). К 2012 году спрос был в основном по местно-пригородным линиям Казань — Верхний Услон — Печищи, Казань — Камское устье за счет местных жителей и дачников. При этом летом 2013 года на конференции судовладельцев в Казани отмечалось, что износ речного флота уже достиг 70-80% (полностью погиб такой класс речных судов, как «Метеор» и «Ракета», — из 700 единиц на тот момент ходило не более 50). По сравнению со строительством 300 единиц флота ежегодно в СССР в России за 2011-2013 годы было построено всего 70 единиц, да и то большая часть для грузового флота. Речники просили помощи у правительства, говоря, что стоимость строительства корабля на 450 пассажиров неподъемная для любой компании — 1 млрд рублей, а отечественное судостроение «без помощи иностранцев не сможет обеспечить высокий уровень внутренней «начинки» судна». Сегодня говорить о помощи иностранцев в условиях санкционной «зимы» уже вряд ли имеет смысл.
Интересно, что в апреле прошлого года австрийская консалтинговая компания Kohl&Partner подготовила мастер-план развития туристической отрасли в РТ, который включал и предложения по развитию речного туризма: для этого австрийцы предлагали организовать поездки по Волге, для чего рекомендовали купить четыре экскурсионных судна. Помимо затрат на закупку самих теплоходов инвестиции предполагались в районе 300-450 млн рублей. Впрочем, при той неразберихе, которая то и дело случается в последние навигации в Татарстане и портит отдых жителям республики, — это и ужасающее состояние самих судов, и финансовые сложности как туроператоров, так и арендаторов теплоходов — уже любая помощь отрасли была бы кстати. В настоящий момент говорить о каком-либо речном туризме в республике — состоявшемся, полноценном и успешно развивающемся — пока не приходится.
Средний турпоток за сезон — 3 000 человек
Участники рынка рассказали «Реальному времени» о положении дел в отрасли и прогнозах на предстоящий сезон.
Евгения Казакова — заместитель генерального директора по туризму ООО «Адмирал»:
— За предстоящую навигацию планируется осуществить 25 рейсов, при полной загрузке это 150 человек на каждый. Но в среднем за круизный сезон турпоток составляет 3 000 человек. Устойчивый спрос на круизы наблюдается с октября прошлого года. Крушение «Булгарии» безусловно повлияло на спрос, но на сегодняшний день уверенно можно сказать, что мы выходим на «добулгарские» объемы. Традиционно интересны круизы по Оке и по Каме. Клиенты, как правило, — люди пожилого возраста. Это и те, кто отдыхают с нами из года в год, есть также и новые клиенты. Если говорить о стоимости, то в среднем это от 2 500 тысяч рублей на человека в сутки. Первый круиз в Волгоград на теплоходе «Борис Полевой» запланирован на 6 мая и практически весь продан. Обычно весной загрузка была слабоватой, а сейчас загрузка хорошая.
Гульназ Шарафиева — директор турагентства «Ниагара-тур»:
— Прогнозы на предстоящую навигацию самые положительные. Наблюдается повышение спроса на речные круизы по сравнению с прошлым сезоном. Причем спрос наблюдается еще с осени прошлого года. На мой взгляд, это связано с непростой экономической ситуацией и тем, что забылась история с «Булгарией».
Что касается популярности туров, то востребованным был и остается круиз в Санкт-Петербург, а также южные направления — Астрахань. Что касается стоимости, взять, к примеру, ту же Астрахань: круиз на 10 дней с трехразовым питанием на одного человека будет стоить 22 000 тысячи рублей.
Теплоходными круизами чаще всего интересуются люди пожилого возраста. Молодежь, как правило, интересуется трехдневными турами на уикенд.
Туроператоры жалуются на стоимость обслуживания судов
Вячеслав Самолин — генеральный директор ТК «Волжские путешествия»:
— Ситуация на рынке речных круизов, мягко говоря, сложная. Причина в том, что государство не регулирует ценообразование на обслуживание судов. Стоимость комплексного обслуживания флота в 2014 году выросла на 40% по сравнению с 2013 годом. То же касается и топлива: есть информация, что оно будет стоить 40 тысяч рублей за тонну, хотя ценообразование мы делали из расчета 30 тысяч рублей за тонну.
Говоря о расходах, то согласно новым расценкам содержание двухпалубного теплохода стоит 22-25 млн рублей за навигацию, трехпалубного — до 35 млн рублей, четырехпалубного — до 60 млн рублей. Это только для того, чтобы теплоход работал.
Что касается востребованности речных круизов, то сейчас невыгодно делать долгосрочные круизы, они не продаются. Поэтому мы стараемся делать в пределах 7-8 суток. А спрос есть, потому что он образован по старым расценкам. В мае, когда придут новые цены на портовое обслуживание и комплексное обслуживание флота, будем пересматривать цены.
Фото: valera-1458.livejournal.com, locman.net, riverforum.livejournal.com, cruiseinform.ru, азимут-тур рф, trip-guide.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.