В Казани экспонируют двести уникальных икон
Вчера залы музея изобразительных искусств были переполнены: здесь открылась уникальная выставка, посвященная прославлению Казанской иконы Божией Матери. В чем необычность этой экспозиции, кто тот таинственный коллекционер, показавший свое собрание икон, и от чего предостерегал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, узнавала корреспондент «Реального времени», побывавшая на открытии.
Спешите делать добро
Торжественную часть устроители решили провести возле входа в главное здание ГМИИ РТ. Хор под управлением регента Дениса Рогова исполнил церковное песнопение, и к микрофону подошла Розалия Нургалеева, директор музея изобразительных искусств.
«Сегодня состоится презентация выставки, которая готовилась музейщиками, хранителями православных святынь, эти материалы были долгие годы сокрыты от людей. Собрав весь этот замечательный материал, которым поделились не только музеи Татарстана, но и архивы и библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга, мы впервые в едином пространстве представляем вам совершенно замечательный проект», — прокомментировала открытие выставки Розалия Нургалеева.
Пожалуй, впервые и в истории митрополии, и в истории музея ИЗО открытие выставки посетил правящий митрополит. Это было неудивительно: идея проведения такой масштабной и содержательной выставки принадлежит митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану. Владыка — сопредседатель оргкомитета международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», в рамках которой был подготовлен проект в ГМИИ РТ.
Митрополит Феофан: «Именно в Казани Царица Небесная, пресвятая Богородица явила свой чудотворный образ. И сейчас наша главная задача — ее дом, место, где было явление, сделать таким, как он был, я верю, что мы сделаем даже лучше»
«Настало время собирать. Я только сейчас вернулся с места, где будет возрожден Казанский собор, и подумал, что целый век мы разбрасывали камни, рушили, не ценили свой народ, свою культуру, свою веру. Оглянулись, а дальше-то и разбрасывать нечего. Что дальше? Дальше по крохам собирать и созидать. И то, что мы восстанавливаем Казанский собор, это всероссийская задача. Потому что образ Казанской иконы Богоматери, он не один из, нет, это главный образ. С ним связана история нашего Отечества», — обратился к собравшимся митрополит Феофан.
По словам митрополита Феофана, посетив место строительства будущего собора в Богородицком монастыре, он обратил внимание на огромное количество людей, которые пришли поклониться Казанской иконе, люди эти прибыли из разных городов страны, иногда очень отдаленных от Казани.
«Именно в Казани Царица Небесная, пресвятая Богородица явила свой чудотворный образ. И сейчас наша главная задача — ее дом, место, где было явление, сделать таким, как он был, я верю, что мы сделаем даже лучше», — отметил владыка Феофан.
Он напомнил, что сейчас развернулся сбор пожертвований на возрождение Казанского собора и каждый может в нем поучаствовать, внеся приемлемую для него сумму. «Торопитесь сделать пожертвования на строительство собора, можете не успеть, пройдет время, собор стоит, а вы все собирались внести свою лепту. Запомните одну вещь: Бог в долгу никогда не бывает, а тем более Пресвятая Богородица. Богородица, она за всех нас ходатайствует», — напомнил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
«Здесь жила Матрона»
Новая выставка занимает весь второй этаж музея ИЗО. Первую половину экскурсии вел казанский архитектор, знаток казанской старины Сергей Саначин. Он начал знакомство первых посетителей выставки с большой фотографии разрушенного, а сейчас возрождающегося Казанского собора. Любопытная деталь: когда архитектор планировал собор, он сделал только три чертежа.
Рядом с изображением собора — план Казани конца шестнадцатого века. «Вот здесь, в этом месте был дом купца Онучина, здесь жила девочка Матрона, которой во сне явилась Богородица. А вот место, где икона была обретена и перенесена в церковь Николы Тульского», — пояснил Саначин, напомнив, что с июльского дня 1579 года берет начало история чудотворного Казанского образа, оказавшего такое влияние на судьбу России.
Экспозиция выставки выстроена так, что перед зрителями проходит и история самого образа, явленного в Казани, и история Богородицкого монастыря и его насельниц, трагически оборвавшаяся в первой трети прошлого века. На выставке, например, можно видеть стенд с материалами из архивов органов госбезопасности, которые, естественно, демонстрируются впервые. Перед нами фотографии и расстрельный список последних монахинь — насельниц Богородицкого монастыря.
А были они набожными и трудолюбивыми. Вышивали золотом ризы, писали иконы, шили приданное для казанских невест, вязали кружево, расшивали бисером митры. Совершали молитвы. Те, кому повезло, просто оказались на улице без угла и средств к существованию. Многие сгинули в лагерях или были расстреляны.
Двести уникальных икон
На выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» выставлено около двухсот икон, сто семьдесят — принадлежат частному коллекционеру.
Во время презентации инкогнито было разрушено: владельцем уникальной коллекции оказался генеральный директор ОАО «Связьнефтехиминвест» Валерий Сорокин, который в это время находился в музее, но скромно стоял в стороне. Присутствующие на презентации были единодушны: для такой коллекции нужен отдельный музей. Напомним, что коллекционер передал для экспонирования иконы без страхового взноса, но за сохранность отвечают министерство культуры РТ и музей ИЗО.
Экскурсию по залам, где размещены иконы, богослужебные книги, церковная утварь, провела хранитель отдела древнерусского искусства Вера Немтинова. Здесь можно было видеть списки с Казанского чудотворного образа разных лет и разных школ, а также списки со Смоленского, Федоровского образов Богородицы. Впервые представлены иконы, написанные иконописцами из мастерской Богородицкого монастыря.
Один из самых знаковых экспонатов — серебряная риза с явленного образа Богоматери, похищенного святотатцем Чайкиным в 1904 году. Образ утрачен, но чудесным образом риза уцелела, ее спасли музейщики. Иногда церковные ценности спасались с риском для жизни.
Большой раздел посвящен декоративно-прикладному искусству, здесь представлены наперстные кресты, облачения, покровы, утварь. Любопытный экспонат — архиерейская митра времен патриарха Никона, она несколько иной, чем сейчас принято, формы и отделана коричневой норковой опушкой.
В залах выставки история чудотворного Казанского образа словно ожила, открыв многие неизвестные до сих пор страницы. Возможно, что в ближайшее время мы узнаем о почитаемом образе и его истории еще много нового, на предстоящей 19-21 июля международной научно-практической конференции о нем также пойдет речь.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.