«Химики в законе»: как работников «Казаньоргсинтеза» вербовали в члены преступного сообщества

«Химики в законе»: как работников «Казаньоргсинтеза» вербовали в члены преступного сообщества
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В ходе очередного заседания в Московском районном суде Казани стало известно, каким образом члены преступного сообщества пытались завербовать работников КОСа в свои воровские сети, как бывший директор предприятия Леонид Алехин призывал сообщать о фактах хищений и почему работники завода боялись даже по сторонам смотреть. Напомним, там продолжается процесс о хищениях продукции «Казаньоргсинтеза». В преступное сообщество было вовлечено более 20 человек, в том числе работники предприятия. С мая 2011-го по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей.


«До дому живой не дойдешь…»

Первой давала показания оператор Диспетчерско-пультового управления (ДПУ) Завода по производству и переработке полиэтилена низкого давления (ПППНД) Людмила Тухватуллина. Именно в ее зоне ответственности находилась подача сырья-полиэтилена на экструзионные линии для последующей переработки в трубы и соединительные детали. Она опознала троих подсудимых, которые работали на заводе: грузчика завода ПППНД Константина Тиханова, литейщика пластмасс Андрея Зуева и мастера смены по отгрузке полиэтиленовых труб Раушана Гумерова.

Свидетель рассказала, что в 2010 году запретили подачу сырья-полиэтилена по пневматическому трубопроводу в отделение литья. На трубе была установлена специальная заглушка. Как стало известно в ходе предыдущих заседаний, руководство завода уже тогда обнаружило дисбаланс между объемом полиэтилена, который отправлялся в цех пластмассовых изделий, и количеством выработанной этим цехом товарной продукции. Для предотвращения возможных хищений был заблокирован трубопровод, а сырье для литьевых машин поставлялось в расфасованных мешках определенного веса. Но в начале 2011 года уже осужденный в прошлом году за хищения продукции «Казаньоргсинтеза» сварщик пластмасс цеха пластмассовых изделий Исламов подошел к Людмиле Тухватуллиной и сказал, что руководство завода разрешило вновь поставлять сырье на литьевые линии. Мол, поступил внутризаводской заказ и начальник цеха Сафиуллин дал на это разрешение. Кстати, это тот самый Сафиуллин, которого не раз видели дружески беседующим с одним из организаторов преступной группы Закарией Закировым.

Когда оператор ДПУ заподозрила недоброе и попыталась отказаться от настойчивых «указаний», Исламов посоветовал ей не упрямиться и никому не рассказывать об этом заказе. Мужественная женщина неоднократно отказывалась включать подачу полиэтилена по трубопроводу, но была вынуждена пойти на уступки, когда получила прямые угрозы жизни себе и своей семье.

Из ее показаний, данных в ходе предварительного следствия, стало известно, что Исламов угрожал, что если она не обеспечит подачу полиэтилена, то «до дома с завода она может и не дойти». И предупредил, что один из работников, который не хотел им помогать, уже стал инвалидом.

Людмила Тухватуллина была настолько испугана за свою жизнь и безопасность своей семьи, что не только не рискнула обратиться в службу безопасности своего предприятия, но и, по ее определению, «по сторонам боялась смотреть».

Незаконная подача сырья на литьевые машины производилась до марта 2012 года в вечерние и ночные смены. По оценке Тухватуллиной, за одну смену по пневматическому трубопроводу для «нужд» Исламова перекачивалось 1-1,5 т полиэтилена.

Окончательно Людмила Тухватуллина убедилась, что полиэтилен, подаваемый по трубе, в дальнейшем похищался, только после 15 марта 2012 года, когда сотрудники правоохранительных органов задержали всю ночную смену цеха.

Каким образом члены преступного сообщества пытались сформировать цепочку из «своих» людей на «Казаньоргсинтезе», стало понятно из показаний начальника смены завода ПППНД Алексея Глухова. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

«Полиэтилен тырят, а ты не знаешь…»

Каким образом члены преступного сообщества пытались сформировать цепочку из «своих» людей на «Казаньоргсинтезе», стало понятно из показаний начальника смены завода ПППНД Алексея Глухова.

Глухов уверенно опознал как знакомого одного из организаторов преступного сообщества — Евгения Горячева. Познакомился он с ним в 2003 или 2004 году на рыбалке. Горячев представился ему как постоянный покупатель продукции КОСа. Через несколько лет, в 2009 году, знакомый спросил у Алексея Глухова: «Ты знаешь, что у вас на заводе полиэтилен тырят? К тебе никто не подходил?». Удивился, что Глухов не знает об этом, и поинтересовался, нельзя ли для него организовать такую возможность. «Видимо, он думал, что я работаю на складе готовой продукции», — пояснил свидетель.

Начальник смены сообщил, что о фактах хищения продукции с «Казаньоргсинтеза» ему стало известно после марта 2012 года, когда ему позвонили коллеги с завода. Интересно, что выяснять подробности происходящего он бросился к Горячеву, но его телефон не отвечал.

— Почему вы решили позвонить именно Горячеву? — спросила прокурор Ольга Зарипова.

— У меня сложилось впечатление, что он знает обстановку, в моем понимании он имел отношение к предприятию, — ответил свидетель.

«Разница была»

Следующий свидетель, Константин Брянский, в 2010—2012 гг. работал начальником смены цеха пластмассовых изделий завода ПППНД. Константин Брянский признал, что о воровстве продукции на «Казаньоргсинтезе» ему было известно. Бывший генеральный директор предприятия Леонид Алехин примерно за год до задержания преступной группы провел общее собрание на заводе ПППНД. В связи с дисбалансом в объемах подаваемого сырья и объемах готовой продукции он предполагал возможность хищений и просил заводчан найти источники пропаж и сообщать о подобных фактах.

Сам Константин Брянский замечал странные случаи, происходившие на заводе. Так, он однажды видел в цеху Тиханова и Гумерова, которые не в свою смену производили отгрузку полиэтилена. Хотя электронный пропуск не позволяет работникам завода появляться на производстве в чужую смену.

Руководство цеха отмечало, что на пути до переработки в трубы и фитинги часть полиэтилена куда-то исчезает. Много раз перепроверяли приборы учета, проводили несколько видов взвешиваний сырья на разных этапах, установили электронные весы «Поток». Но недостачи все равно происходили. «Разница в объемах полиэтилена была. В отдельных случаях недостача сырья могла доходить до 100 тонн», — говорил свидетель в своих предварительных показаниях. И подчеркнул, что сейчас подобной нехватки сырья не возникает. Все стало нормально.

Судебный процесс продолжится в понедельник, 4 июля. Постепенно оглашаются все новые подробности гигантской изощренной схемы, которая применялась для хищения продукции «Казаньоргсинтеза» и вовлечения работников компании в сложные преступные цепочки.

Римма Куликова

Новости партнеров