Чьи интересы представлял «Всеправославный» собор на Крите?

Протоиерей Всеволод Чаплин об околорелигиозных интригах на критском съезде патриархов

На минувшей неделе на острове Крит проходил Всеправославный собор. Этого события христиане ждали тысячу лет, а подготовка к нему шла полвека. Однако прибывшие на съезд патриархи и архиепископы представляли лишь небольшую часть православного мира. РПЦ, крупнейшая по своей пастве и влиянию, и некоторые другие церкви этот съезд проигнорировали, не согласившись с повесткой. О причинах такого бойкота, попытках константинопольского патриарха навязать собственную игру и украинском шантаже поведал в авторской колонке «Реального времени» известный православный священник протоиерей Всеволод Чаплин.

Всеправославный ли собор?

«Всеправославный» собор, завершившийся в воскресенье на Крите под председательством патриарха Константинопольского Варфоломея I, не произвел сенсаций. Как и ожидалось в последние дни перед открытием, на него не поехали четыре Церкви, представляющие большинство православного населения планеты, а также большинство епископов — то есть тех лиц, которые полномочны принимать решения на подобных собраниях. Правда, в последний момент все-таки решила ехать долго колебавшаяся Сербская Церковь.

Документы, проекты которых долго критиковали иерархи, богословы, монахи и миряне по всему православному миру, были приняты почти в неизменном виде. Так, в них позитивно упоминается «экуменическое движение», где давно утрачены поиски вероучительной истины, ради которых — и ради единения именно вокруг истины, если бы она была совместно обретена — оно вроде как создавалось.

«Документы, проекты которых долго критиковали иерархи, богословы, монахи и миряне по всему православному миру, были приняты почти в неизменном виде». Фото foma.ru

Особое внимание уделяется деятельности «Всемирного совета церквей» (ВСЦ). Эта организация тоже была сформирована ради поисков единства всех, кто именует себя христианами. Она громко заявляла о себе в 50-е и 60-е годы, была ареной идейного противостояния советского и западного «лагерей» в 70-е и 80-е, а потом явно «протухла». Сегодня новостей о ВСЦ и о занятых им позициях вы практически нигде не найдете — совет превратился главным образом в площадку для рассмотрения внутренних бюрократических проблем и освоения грантов, получаемых от структур ООН и западных фондов. В «профильном» же документе собора — форума не «экуменического», а внутриправославного — этой полумертвой конторе посвящено аж 4 пункта из 24.

Без вызовов мировому истеблишменту

Критику будто не услышали. Да, в одном из документов говорится: «Православная Церковь <…> является подлинным продолжением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви». К тому же на Крите признали вселенский авторитет ряда соборов IX-XVII веков, где, в частности, были осуждены католицизм и протестантизм. В принципе, все это может считаться претензией на уникальное обладание истиной — но данная декларация тонет в чрезвычайно политкорректном языке документов завершившегося собрания. Люди, настаивающие на строгом исповедании православной веры, не могли не заметить и того, что среди наблюдателей был представитель «Евангелической Церкви в Германии», где на региональном уровне одобряется «благословение» однополых браков, и Церкви Англии, где подобное также активно обсуждается. Был представлен наблюдателем и ВСЦ, в руководстве которого присутствуют общины, активно «венчающие» гомосексуалистов и допускающие их служение в качестве «пасторов» и «епископов».

Тональность общественной позиции «варфоломеевского собора» очень напоминает риторику 70-х годов. Квазипацифистское осуждение войны, вялая критика глобальной экономической несправедливости, «борьба за мир», мягкие экологические призывы… И ничего, что реально бросило бы вызов мировым элитам или побудило бы христиан преодолеть угрозу терроризма или агрессии так, как только и можно ее преодолеть — военной силой. В общем, на сложные и острые проблемы ответили общими словами.

«Настоящая цель организаторов форума, а это прежде всего «фантомный» Константинопольский патриархат <> — это создание механизма для управления гораздо более многочисленными Православными Церквами, в частности, Русской». Фото SEAN HAWKEY (orthodoxcouncil.org) — патриарх Константинопольский Варфоломей I

Однако настоящая цель организаторов форума, а это прежде всего «фантомный» Константинопольский патриархат, расположенный в Стамбуле, но известный хитросплетенными играми с мировой политико-финансовой элитой, — это создание механизма для управления гораздо более многочисленными Православными Церквами, в частности, Русской. Для этого пытаются сделать подобные собрания регулярными и объявить их решения общеобязательными — по аналогии с международным правом. Между прочим, на Крите раздавались голоса о желательности созыва аналогичного собрания через несколько лет или даже в нынешнем году.

Украинская разменная монета

Для понуждения всех Церквей к отказу от своего «суверенитета» в пользу вязкой «константинопольской» могут использовать спекуляции на их внутренних проблемах. Для Русской Церкви такая проблема — Украина. Недавно Верховная Рада обратилась к патриарху Варфоломею с предложением отменить акт 1686 года, которым в состав Русской Церкви передавалась Киевская митрополия (куда, между прочим, входили и Литва с Белоруссией). «Константинополю» также предложили возглавить на Украине некий «объединительный собор». На Крите решений по этому поводу не принималось. Однако Константинопольский патриархат уже заявил, что будет рассматривать вопрос самостоятельно. И он наверняка уже сейчас пытается шантажировать церковную Москву: не признаете итогов критского собрания и не включитесь в дальнейшую «общую работу» — начнем отрывать от вас Украину. Поддаться на этот шантаж — значит не только «потерять лицо», но и позволить новосозданному международному механизму, финансово зависимому от Евросоюза и греческой диаспоры в Европе и США, управлять Русской Церковью.

Впрочем, и украинцы вряд ли должны питать большие надежды. Сами по себе «Константинополю» они не нужны — их, как водится, хотят сделать разменной монетой в чужой игре. Даже если иерархи, живущие в стамбульском квартале Рум-Фенер, проведут в Киеве некое собрание или назначат на Украину своего представителя (слухи об этом активно ходили во время критского форума), они постараются как можно дольше «подвешивать» ситуацию, управлять ею и использовать ее в своих целях. Им не нужна церковно независимая Украина –— они хотели бы иметь ее под своим контролем.

«Константинополю» также предложили возглавить на Украине некий «объединительный собор». На Крите решений по этому поводу не принималось». Фото GOA/DIMITRIOS PANAGOS (orthodoxcouncil.org)

Однако либерально-«экуменические» тенденции в деятельности «Константинополя» не позволяют ему стать настоящим лидером консервативного православного мира. Даже на Афоне, канонически подчиняющемся Рум-Фенеру, высказали несогласие с «экуменическими» проектами критских документов. Духовного же авторитета у «Константинополя» нет никакого. Именно поэтому на шантаж и интриги Москве — как церковной, так и политической — надо отвечать солидарностью с теми иерархами, пастырями, монашествующими и мирянами, которые сегодня стоят за чистоту Православия, в том числе и в греческой среде, и в румынской, и в украинской, и в западной. Работать нужно с активным большинством, а не с кучкой бюрократов, даже влиятельных. Именно это позволит положить конец манипуляциям, вредным для русского мира и для мирового Православия.

Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров