Артем Здунов: «Мы говорим инвесторам: «Здесь будет точно дорога, вот строчка в бюджете»

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании «Иннокама» и дорожную карту Камского инновационного кластера. На состоявшейся сегодня пресс-конференции в «Татар-информ» власти РТ рассказали о первых приоритетных проектах, которыми Татарстан вместе с федералами займется в 2016-2017 годах. Ими станут проекты транспортной инфраструктуры. Всего же до 2020 года Татарстан при поддержке федерального центра намерен реализовать 79 проектов на общую сумму в 750 млрд рублей.

Госкорпорации и министерства РФ учтут «Иннокам»

Министр экономики РТ Артем Здунов заявил, что принятие федеральной дорожной карты Камского инновационного кластера «определило точку роста не только татарстанской, но и российской экономики». «Иннокам», по его словам, позволит провести интеграцию отраслей экономики РТ, основных предприятий, формирующих валовый региональный продукт РТ:

— Почему документ важен? Уже в самой его преамбуле говорится об утверждении плана мероприятий для последующего его исполнения органами федеральной власти и госкорпорациями, которые должны будут учитывать программы «Иннокама» при формировании бюджета и госпрограмм. Татарстан активно участвует в ФЦП, но приоритетное участие для нас важно в части инвестиций и инвестиционного цикла. «Иннокам» уже известен своими инвестпроектами в ОЭЗ «Алабуга»; в Нижнекамске — «ТАНЕКО», ТАИФ-НК; в Челнах — проектами «КАМАЗа», КИП «Мастер». Но их реализация сталкивается с инфраструктурными ограничениями по завозу сырья и вывозу готовой продукции. Это и послужило лейтмотивом создания документа, который призван развязать инфраструктурные ограничения. И обеспечить реализацию инвестпроектов в соответствии со Стратегией-2030. Документ уникален потому, что делаем мы его вместе с федеральными властями.

Как будут развивать камазовский проект эстафетных перевозок

Иными словами, Татарстан рассчитывает на приоритетное бюджетное финансирование программ «Иннокама», что в свете бюджетного секвестра и кризиса в российской экономике и позволит не снижать темпов развития татарстанской экономики. Так, проект «Иннокам», считает Здунов, не только «технологическая концепция», но в соответствии с ним будут готовить новых специалистов (а это касается в первую очередь и работы КФУ и КГТУ), будут развивать рынок арендного жилья (для проживания этих самых специалистов), инфраструктуру.

В части последней особый акцент, как известно, Татарстан намерен сделать на развитии эстафетных перевозок на базе универсального шасси «Каматейнер». Напомним, его продвигает сам «КАМАЗ». Проект существует с 1970-х годов, им в 2012 году заинтересовался гендиректор Сергей Когогин. В итоге в рамках реализации «Каматейнера» уже построены автоцентры в Челнах, Казани, Чебоксарах и Нижнем Новгороде. Артем Здунов признался, что такой проект не может функционировать в пределах одной республики. Хотя бы потому, что он предполагает «плечо перевозки в 200 км». Власти РТ рассчитывают не только на оптимизацию логистики, но и на развитие МСБ вокруг автоцентров — проектами площадок, где будет осуществляться перегрузка контейнеров в сфере сервиса, питания и т. д. Сейчас думают, в каких районах эти площадки располагать.

Интеграция, гармонизация и диверсификация за 750 млрд рублей

«Иннокам» предполагает и множество проектов для ГЧП: «Все наши инвесторы нашли там свое место», — признался Здунов. Он также интегрирует и синхронизирует в рамках одного документа работу всех татарстанских кластеров, не только крупнейших автомобильных и нефтехимических.

— На уровне Правительства РФ идут обсуждения, как синхронизировать работу ОЭЗ, ТОР, 25 приоритетных кластеров. Но у нас интеграция и гармонизация успешно реализованы в проекте «Иннокам». Кроме того, мы внимательно продумали, как развивать промышленные площадки с МСБ — это пояс вокруг крупных наших предприятий. Помимо крупных кластеров мы будем развивать наш IT-парк как якорь IT-отрасли. Будем развивать деревообрабатывающий кластер, кластер пищевых технологий. Зачем мы это делаем? Потому что эти отрасли позволят диверсифицировать наши моногорода (Челны, Нижнекамск, Менделеевск, Камские Поляны). И поддержка сельскохозяйственного, легкопромышленного и других кластеров в этом нам помогут, — выразил надежду министр экономики РТ.

Всего в настоящий момент в концепции «Иннокама» (заложенных в документ) 79 проектов на 750 млрд рублей. В дальнейшем в результате ежегодных отчетов Правительству РФ их число может либо увеличиться, либо уменьшиться. Задача — реализовать весь проект «Иннокам» уже к 2020 году (то есть остается всего 4 года!).

На дорожную инфраструктуру камского кластера до 2020 года потребуется порядка 20 млрд рублей

Первыми проектами, которые федеральный центр уже готов профинансировать, станут: автодорога, соединяющая Челны и Нижнекамск; дорога М-7, связывающая Камскую агломерацию с Казанской; строительство моста через Каму. На той же пресс-конференции замминистра транспорта РТ Артем Чукин рассказал, что в 2015 году на реконструкцию трассы М-7 «Волга» получено 6,5 млрд рублей, в 2016 году на реконструкцию «пока шести участков трассы» предусмотрено, правда, меньше — 2,6 млрд рублей. Протяженность дороги, реконструкцию которой необходимо профинансировать до 2019 года — 84 км. В результате трассу М-7 можно будет перевести в «первую техническую категорию», предполагающую «две полосы в каждом направлении, что позволит повысить отпускную способность трассы».

— Еще один проект — реконструкция аэропорта «Бегишево», — рассказал Артем Чукин, — для реализации которого было подписано трехстороннее соглашение, назначен генподрядчик — «Камдорстрой», с которым подписан контракт на 783 млн рублей. Планируем в 2017 году получить еще 132 млн рублей [из федерального центра]. В реализации находятся и железнодорожные проекты, в частности, работа по строительству пути в Заинск (объект на стадии завершения, будет запущен уже в ноябре).

Один из крупнейших инвестпроектов, о котором говорят последние годы, также включен в программу «Иннокама» — это строительство нового моста через Каму в районе села Соколки. Стоимость одного моста, не считая строительства подъездных путей к нему, — 15-16 млрд рублей. Срок реализации — 5 лет. Власти РТ уже проработали, по словам Чукина, ТЭО проекта и пытаются выбрать бизнес-модель (их несколько).

— Пока, увы, на федеральном уровне нет методики для выделения межбюджетных трансферов на проекты ГЧП, — выразил сожаление замминистра. — Как только методика появится, будем стадийно отрабатывать реализацию проекта. Отдельно строительство моста, затем строительство подъездных путей подходов, благодаря чему у перевозчиков появится возможность от Мамадыша через мост попасть сразу же к производствам Нижнекамска и выйти на Челны. На все инфраструктурные проекты «Иннокама», не считая моста, необходимо 3,5 млрд рублей.

«Мы говорим инвесторам: «Здесь будет точно дорога, вот строчка в бюджете»

Проект «Иннокам» (не считая, разумеется, резидентов ТОРа и ОЭЗ) не предполагает отдельных льгот для своих резидентов и инвесторов. Здунов отметил, что «льготой можно считать возможность доступа к создаваемой инфраструктуре».

— Так же, как мы работали по промышленных паркам! Инвесторы появляются сразу же, как только мы говорим, что все вопросы по техприсоединению, дорогам будут решены. Мы говорим инвесторам: «Здесь будет точно дорога, вот строчка в бюджете»… — объяснил Здунов.

На вопрос газеты «Реальное время», нет ли у Здунова и его коллег опасений, что в кризис будут проблемы с федеральным финансированием, министр экономики заявил:

— Нет опасений, мы всегда готовы! Вот по тому же малому бизнесу было огромное бюджетное секвестирование. Но при поддержке вице-премьера Игоря Шувалова была создана рабочая группа, в итоге финансирование программы поддержки МСБ увеличили и довели до объемов 2012-2013 гг.! То есть свыше 20 млрд рублей. Мы к любым решениям [федеральным] готовы. Если уж есть бюджетные ограничения, мы стараемся добиться приоритетного включения наших проектов в госпрограммы. Это касается и ТОРа, и «Иннокама». Чтобы Татарстан был в приоритете!

Отвечая на вопрос «Реального времени» о намерении привлекать зарубежных инвесторов, Здунов сослался на опыт СП «КАМАЗа», «Алабуги» и ТОРа:

— Например, после вхождения в ТОР китайской компании «Хайер» уже многие китайские компании начали приезжать и смотреть площадки КИП «Мастер» и других промпарков. Стоит войти одному — появляется доверие!

«Цена нефти сколько сегодня? 49? До референдума в Лондоне было 52! Не дай бог завтра что случится упадет до 30!»

Куратор проекта Рафинат Яруллин, председатель некоммерческого партнерства «Иннокама», попытался доказать преимущества «Иннокама», сославшись на возможную будущую независимость Татарстана и России от цены на нефть.

— Цена нефти сколько сегодня? 49 [долларов за баррель]? До референдума в Лондоне (о выходе из ЕС, — прим. ред.) было 52! Не дай бог завтра что случится — упадет до 30! Реально это? Реально! Но когда есть переработка, хорошие материалы, которые можно продать, цена нефти никого не интересует. Во всяком случае, на тех, у кого есть переработка нефти, особого влияния не имеет, — считает Яруллин.

Он также заметил, что реализация крупных нефтехимических проектов «Татнефтью» и «Нижнекамскнефтехимом» позволит создать огромное число малых предприятий. И привел в пример предприятие в ОЭЗ «Алабуга», когда обсуждали, что и как будет с продажей стекловолокна. И изначально построили производство на 21 тыс. тонн. Но прошло 1,5-2 года, и «весь продукт разошелся» — «теперь нужно производство на 50 тыс. тонн». В орбиту производства стекловолокна и его потребителей включился и МСБ.

«Единственный наш недостаток: правая рука рынка банки плохо работают!»

— Единственный наш недостаток: правая рука рынка — банки — плохо работают! — недовольно заметил Яруллин. — А людей, которые знают, как делать продукты, у нас много! По поликарбонату в «Оргсинтезе» тоже было сложно в первые годы, а сейчас мощностей не хватает!

Из ключевых проектов, имеющих важное значение для «Иннокама», Яруллин назвал проект ТАИФ-НК по глубокой переработке тяжелых остатков нефти (между прочим, среди 4 тыс. работников есть и турки) — концу года его намерены запустить — и проект «ТАНЕКО» по переработке кокса, который окончательно реализовать власти РТ намерены в 2017 году.

— То же и по этилену. Недавно мы были в Корее: маленькая страна, где ни грамма нефти. И они перерабатывают нефть 250-и сортов! У всех покупают: у Катара, Индонезии… Нам крайне необходим этиленовый комплекс, и в рамках кластера запланировано финансирование в 191 млрд рублей, — отметил Яруллин.

Основную задачу управляющей компании «Иннокам» Рафинат Яруллин видит в налаживании «горизонтальных связей» между существующими малыми и средними предприятиями, работающими вокруг гигантов. Так, его в последний майский приезд удивило число малых челнинских предприятий, о которых он сам и «понятия не имел». Всего в настоящий момент в «Иннокаме» порядка 300 резидентов.

Сергей Афанасьев, фото tatar-inform.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров