«Открытые заявления со стороны «Диссернета» остановили многих, кто хотел проскользнуть»

В среду на базе КНИТУ-КХТИ при участии заместителя министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой прошло обсуждение актуальных вопросов государственной научной аттестации среди ректоров вузов Поволжья. Участники конференции констатировали ограничение присутствия чиновников в ВАК и сокращение защищаемых диссертаций. Кроме того, Огородова рассказала корреспонденту «Реального времени» о том, как ее ведомство оценивает работу «Диссернета», по инициативе которого накануне прошла проверка научной работы министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова.

«Расходы на научные изыскания в РТ увеличились на 11 млрд рублей»

Семинар, прошедший накануне в казанском вузе, стал первым в серии встреч, запланированных министерством образования и науки РФ в регионах России. Открывал мероприятие заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Алишев.

— Республика всегда занимала хорошее место на научной карте страны. Здесь берут свое начало всемирно известные химическая, физическая, математическая научные школы, — высказался замминистра. — За прошедшие годы совокупные расходы на научные изыскания в республике увеличились более чем на порядок — с 1,2 млрд рублей до 12,2 млрд рублей.

Также спикер отметил, что по общему количеству научных организаций Татарстан с большим отрывом лидирует в Приволжском федеральном округе, а в масштабах всей страны занимает почетное 5-е место. После приветствия представителя нашего министерства образования и науки место за кафедрой заняла замминистра федерального ведомства Людмила Огородова.

Давление на минобрнауки и рецепт получения финансирования

Потребность в проведении подобного семинара исходит из того, что министерство образования и науки перешло ко второму этапу совершенствования системы аттестации. Как пояснила Огородова, первый этап пришелся на 2012—2015 годы, и тогда была выпущена новая нормативная база, в соответствии с которой выстроилась работа Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Также эта база потребовала проведения анализа работы диссертационных советов и качества научных работ. По признанию Огородовой, на первом этапе ее ведомство сталкивалось и с давлением, и с противодействием.

— В течение 2,5 лет мы приводили эту систему в соответствие с нормативной базой. Она была очень трудозатратной для всех, — высказалась федеральный чиновник. — Проходило обсуждение пилотного проекта новой модели подготовки аттестации кадров. Речь идет о том, чтобы у нас появились университеты, которые относятся к группе лидирующих, и научные организации, и, может быть, научные центры, которым будет доверено самостоятельно открывать диссертационные советы, присваивать степени и выдавать документы. Президент подписал закон новый, эта пилотная модель создана, и мы можем приступить к следующему этапу, на котором поставлена задача в системе аттестации повысить качество работ.

В первую очередь ВАКом будут разработаны принципы формирования диссертационных советов. По мнению Людмилы Огородовой, данная система должна повысить доверие общества к степени кандидата или доктора наук.

— Также она позволит сформировать в лице руководителя страны такое отношение к нашей области, которое выразится в том числе и в повышении ресурсного обеспечения. И административная поддержка всегда очень важна. В Казани вы получаете административную поддержку, поэтому очень многие процессы у вас являются стабильными и качественными. И финансовую поддержку, конечно же, — отметила спикер. — Я хочу сказать, что для того чтобы увеличить финансирование науки, технологий и инноваций, нужна в первую очередь сформулированная наша позиция, и это позиция силы: мы должны сказать о том, что система готова к тому, чтобы идти на какие-то новые задачи.

В Татарстане стали реже защищать диссертации?

На сегодняшний день министерством образования была проведена реформа Высшей аттестационной комиссии: ее состав был изменен таким образом, чтобы максимально ограничить участие чиновников в составе ВАК. Отметим, что раньше президиум в большей степени состоял из чиновников — представителей Государственной Думы, Совета Федерации или Счетной палаты. Также сейчас действует система прозрачности и информационной открытости, которая делает невозможным решение проблем с диссертацией «по звонку».

— Мы не можем сегодня ни по какому звонку никакое дело пристроить к защите как-нибудь удобно. Потому что система открыта, база занесения документов открыта — изменить ее нельзя. Поэтому сейчас в системе отклоненных диссертаций с нарушением процесса рассмотрения находятся люди с высоким статусом. Так выстроена система, я думаю, что это правильно, — подчеркнула Людмила Огородова.

На семинаре также были озвучены количественные изменения, к которым привел первый этап работы над модернизацией научной аттестации. Как сообщила замминистра образования и науки РФ, количество диссоветов по всей стране сократилось на 34%. По словам Огородовой, это были исключительно те советы, которые допускали очень грубые нарушения. Если говорить о кандидатских диссертациях, то их защита сократилась на 41%, а защита докторских диссертаций — на 40%.


Людмила Огородова: «Мы с вами повысили требования нормативной базы не только в диссоветах, но и к самим диссертациям. Не представляются сейчас слабые работы». Фото ras.ru

— Бесполезно искать корреляцию между числом диссоветов, которые сократились, и числом диссертационных работ. Мы с вами повысили требования нормативной базы не только в диссоветах, но и к самим диссертациям. Не представляются сейчас слабые работы, — заключила Огородова.

По Татарстану ситуация следующая: число диссоветов уменьшилось только на 2,6%, количество кандидатских защит — на 28,7% и докторских — на 41,9%.

— В этом смысле Татарстан — регион-лидер, и поэтому мы рассматриваем этот регион как регион со стабильно сформированной, устойчивой, качественной системой. Кроме того, это, конечно, регион-лидер технологического развития РФ, особенно в области химии, поэтому мы сегодня очень много говорили с ректором о том, что РТ должна взять на себя задачи по развитию системы аттестации в области химии, — дала свою оценку замминистра.

«Диссернет» это не наш инструмент, мы не имеем права им пользоваться»

В последние годы в российском медийном пространстве все чаще «всплывает» информация о том, что тот или иной чиновник был пойман на «украденной» или некорректной диссертации. Однако Людмила Огородова не считает, что сложившуюся ситуацию можно назвать печальной.

— Я не могу сказать, что у нас печальная ситуация с чиновниками: она приблизительно одинакова для всех групп населения. Просто мы сейчас работаем открыто в цифровой системе, и поэтому информация о том, что люди с громкими, известными именами тоже подвергаются процедуре и могут получить отрицательное заключение по своей работе, становится всем известна, — рассказала «Реальному времени» Огородова.

Отметим, что зачастую «спасибо» за обнародование подобной информации стоит говорить «Диссернету», по инициативе которого вчера Диссертационный совет Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) провел разбирательство научной работы министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова.

Людмила Огородова: «Конечно, такие открытые заявления и публикации со стороны «Диссернета» остановили многих, кто хотел проскользнуть. Но когда люди видят, что за ними смотрят, это ответственность повышает». Фото newsvo.ru

— «Диссернет» — это новое общественное явление, которое повышает требования к прозрачности и информационной открытости. И когда «Диссернет» какие-то свои данные публикует, это все равно вкладывает пищу для анализа совету по науке, разным организациям общественным, которые на этой основе развивают такие элементы, как саморегулирование, — прокомментировала Огородова. — Для таких вещей, как профессиональная аттестация в области квалификации, саморегулирование и включение организаций, которые могут повышать все время уровень требований, является очень важным. «Диссернет» — это не наш инструмент, мы не имеем права им пользоваться, потому что для нас плагиат — это вопрос, который решается в суде или на уровне ВАКа. Конечно, такие открытые заявления и публикации со стороны «Диссернета» остановили многих, кто хотел проскользнуть. Но когда люди видят, что за ними смотрят, это ответственность повышает.

Лина Саримова

Новости партнеров