Фаяз Хузин: «Это кощунственно, что останки ханов пыль собирают в хранилище»

Бульдозер на мавзолее, споры с антропологами и схожесть внука и деда царских кровей

Фаяз Хузин: «Это кощунственно, что останки ханов пыль собирают в хранилище»
Фото: realnoevremya.ru/Тимур Рахматуллин

Публикации в «Реальном времени» о судьбе останков двух казанских ханов не оставляют равнодушными наших читателей. К дискуссии подключились и историки. Так, помимо историка Булата Хамидуллина к мнению, что кости Махмуда и Мухаммед-Амина должны быть преданы покою, но без лишнего пафоса присоединился замдиректора по развитию Института археологии АН РТ, доктор исторических наук Фаяз Хузин. При научной необходимости останки могут быть извлечены обратно. О том, как впервые нашли мощи казанских правителей, опознали их и кем они были при жизни, ученый-археолог рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту нашего издания.

Два этапа исследований

— Фаяз Шарипович, когда и при каких обстоятельствах впервые обнаружили останки ханов Махмуда и Мухаммед-Амина?

— Остатки мавзолея казанских ханов впервые нашел профессор Альфред Хасанович Халиков в 1977 году. Нашел случайно, во время строительных работ. Он копал в Кремле, но в другом месте. Около башни Сююмбике работал бульдозер или экскаватор, наткнулся на камни какого-то здания. Альфред Хасанович подошел и там начал копать. Полностью не дали возможность раскопать это место. Он открыл несколько погребений, в том числе поздние. Два из них — остатки могил казанских ханов.

— Как он определил, что это ханские могилы?

— Эти могилы располагались внутри здания-мавзолея, которое служило местом захоронения. Кости были в деревянных гробах. От дерева сохранился только тлен. Гробы были обтянуты кожей, сафьяном или шелком, который был прикреплен к доскам при помощи серебряных гвоздей. Богатое было погребение. По мусульманском обряду они были похоронены головой на юго-запад, на киблу, руки вытянуты вдоль тела. На могиле были надгробные камни, но только мелкие обломки, не читаемые даже. После исследования могил можно было полагать, что перед ним — остатки мавзолея. Предварительно он определил возраст этих мавзолеев-тюрбе. Одна могила относилась к середине XV века. Второе тюрбе — к первой половине XVI века. Предварительно Альфред Хасанович предположил, что в первой могиле похоронен или Улуг-Мухаммед или Махмуд-хан, его сын. Во второй — Сафа-Гирей. Данных еще недостаточно было, чтобы идентифицировать их. Это был только первый этап исследований — в 1977 году.

«Остатки мавзолея казанских ханов впервые нашел профессор Альфред Хасанович Халиков в 1977 году. Нашел случайно, во время строительных работ». Фото kazan-kremlin.ru

Второй этап: в 2004-м и 2005 годах копали мы. Экспедиция проходила под моим руководством. Мы практически полностью открыли это здание. Изучив, мы выяснили, где эти погребения лежат. Открыли еще четыре погребения, то есть всего шесть. Там были еще какие-то разрушенные погребения, может быть, поздние. По письменным источникам, в основном это русские летописи, мы знаем, что в Казани похоронено шесть казанских ханов: Махмуд, Халиль, Ибрагим, Мухаммед-Амин, Джан-Гали (первый муж Сююмбике) и Сафа-Гирей. Но еще до наших раскопок мавзолея, когда мы начали работать в кремле в 94-м году, мы обратились к материалам раскопок Альфреда Хасановича. Это очень интересная тема, материалы не были опубликованы. Народ не знал их практически, потому что в советский период о казанских ханах писать фактически запрещалось. Поэтому мы создали комиссию, в которую вошли археологи, историки, антропологи из Москвы, Самары, наш антрополог. Антропологи в первую очередь начали изучать черепа двух казанских ханов. И мы пришли к предварительному выводу о том, что в первой могиле погребен не Улуг-Мухаммед, потому что он в Казани не был, а Махмуд, его сын. Он правил в 1445—1460-е годы. Точная дата смерти неизвестна. А во второй могиле — не Сафа-Гирей, как предполагал Халиков, а Мухаммед-Амин, потому что возраст погребенного — около 50 лет, а Сафа-Гирею было около 40. На костях сохранились следы болезни — туберкулез костей. А по данным источников, Мухаммед-Амин действительно болел, лежал, не мог ходить.

Получилось, что из шести могил мы определили два погребения. Это предположительно Махмутек и Мухаммед-Амин. В будущем хотелось бы, чтобы полностью раскопали эти могилы — если не мы, то наши последователи.

— Остальные могилы, получается, остались нетронутыми?

— Да, мы нашли эти могилы, но до костей не дошли.

Потом, надо изучать новыми методами, надо изучать их генетику. А самое главное, надо их перезахоронить — вернуть туда, где они лежали. Сейчас они находятся в фондохранилище Музея археологии Татарстана в Кремле. Было бы гуманным, чтобы святые кости казанских ханов были похоронены обратно. Хотя есть и противники. Все наши антропологи говорят, что надо еще изучать, из костей брать анализы на генетические исследования. Я говорю: все равно надо хоронить. Когда будут исследования, можно обратно откопать. Можно так похоронить, чтобы можно было легко их достать обратно.

«В 2004-м и 2005 годах копали мы. Экспедиция проходила под моим руководством. Мы практически полностью открыли это здание. Изучив, мы выяснили, где эти погребения лежат». Фото kazan.aif.ru

— Кстати, заведующий археобиологической лабораторией Института археологии АН РТ Ильгизар Газимзянов как раз против захоронения, считая, что еще не доказана принадлежность останков именно этим ханам.

— Когда будут эти исследования — мы не знаем. Для этого нужны деньги. А народ, общественность уже знает. С 2005 года обращаются в государственные органы, к нам с просьбой побыстрей завершить перезахоронения. Они правы. Это кощунственно, что останки до сих пор валяются, пыль собирают в хранилище. Сейчас можно их доставать, это делается теперь быстро.

«Всеми руками за перезахоронение»

— Как производилось установление внешнего облика этих ханов?

— У нас есть очень четкая методика реставрации, реконструкции, разработанная еще профессором Михаилом Михайловичем Герасимовым в 60—70-х годах. Он восстанавливал облики, получая почти 100-процентную схожесть. Так и называется — методика Герасимова. Создание портретов давно умерших людей — Тимур, Иван Грозный, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо — все его. Сейчас московские антропологи работают по его методике. Татьяна Балуева была в составе рабочей группы в 1990-х годах. По этим черепам она практически легко воссоздала портрет этих ханов. Они очень похожи друг на друга. Это Махмуд и его внук Мухаммед-Амин. Обычно внуки похожи на своих дедов.

— Вы сказали, что их хоронили по мусульманскому обряду. Тем не менее у мусульман не принято хоронить в гробах, а заворачивают в саван и так опускают в землю…

— Так было принято. Знаете, когда мы в Биляре копали мусульманские могилы X—XIII веков, они практически все были в гробах. Таков был обряд. Могли хоронить и без гробов, могли и в гробах, это не очень строго соблюдалось. Самое главное требование — направление головы или лица в сторону Мекки и без вещей. Эти требования соблюдены, значит, похоронены строго по-мусульмански.

«Кости под контролем наших антропологов, археологов хранятся в картонных коробках… Мы их очень хорошо бережем, относимся как к святым мощам». Фото tatar-inform.ru

— Все-таки, есть ли информация, когда именно будут похоронены останки?

— Этот вопрос еще не решен, его должны решать не мы. Мы готовы принять участие, если будет необходима наша помощь. Этот вопрос должны решать на высшем уровне. Все нужно еще обговорить. Это зависит не от нас. Вопрос еще только на уровне разработки, изучения. Перезахоронение надо совершить, не обязательно в такой торжественной обстановке, просто очень спокойно можно это сделать, без шоу.

— Кости выкопали в 1977 году и почти 40 лет не возвращают обратно. Их все это время исследовали?

— Нет, не исследовали. Слава Богу, они не исчезли. Они действительно под контролем наших антропологов, археологов хранятся в картонных коробках. Я образно говорю, что они пылятся. Мы их очень хорошо бережем, относимся как к святым мощам. Но сам факт, что почти 40 лет они лежат, — это не дело. Действительно, за это время можно было взять генетические образцы. Это недолго — взять анализы. Пусть до захоронения возьмут. Это не повод, чтоб дальше оставлять в таком положении. Я всеми руками за перезахоронение.

Положительные герои

— Расскажите вкратце об этих двух ханах.

— Данных очень мало. Мы точно не знаем, когда именно правил Махмутек — с начала 60-х годов XV века. В исторической литературе о нем сказаны только хорошие слова. Начало, конечно, связано с трагедией. По письменным источникам, в 1445 году он пришел в Казань, убил местного князя Алибея и захватил трон. Потом в течение 20 лет его правления не было никаких войн, царила спокойная обстановка. Он был занят обустройством нового ханства, создал хорошо работающий государственный аппарат, заботился о населении. Везде шло развитие: экономика, в том числе торговля, налаживались связи с Русью и Западом, развивалась культура. Никаких нападений со стороны казанцев и москвичей друг на друга не было. Создается такая идиллическая ситуация.

«В течение 20 лет правления Махмутека не было никаких войн, царила спокойная обстановка. Он был занят обустройством нового ханства, создал хорошо работающий государственный аппарат, заботился о населении». Фото Тимура Рахматуллина

Мухаммед-Амин правил два раза. Первый раз — с 1487 года по 1496 год. Он был воспитан при дворе Ивана III в Москве. И воспитали его, соответственно, в духе любви к русским. Когда он начал править, выполнял лишь то, что приказывали ему из Москвы. Потом до него дошло, что Казанское ханство — самостоятельное государство, хотя с его правления стало находиться практически под протекторатом Москвы; у него свои задачи, особенности, невозможно постоянно править под палкой Москвы. И начал самостоятельно действовать. Это князю Московскому не понравилось — и сняли с трона. Второй раз он правил 16 лет с 1502 года до 1518 года. Это уже был совершенно другой человек. У него пробуждается национальное чувство: не слушается Москвы, правит самостоятельно. Случались, конечно, столкновения с Московией, были военные походы. Тем не менее государство шло по восходящей, происходил расцвет при Мухаммеде-Амине. Он был не только хорошим дипломатом и правителем, но и поэтом. Об этом писали в летописи. Сохранились несколько его куплетов, стихов. Он был достаточно близок к народу, заботился о своих поданных, подчиненных. Поэтому не так тревожно было. Потом уже начинается подготовка к трагедии 1552 года. И Махмутек, и Мухаммед-Амин вошли в нашу историю как положительные герои.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров