«Звездный путь Антона Ельчина»: как рожденный лениградскими фигуристами погиб русской звездой Голливуда

Игра в Чехова, любовь к Тарковскому и трагическая нелепая гибель в 27 лет

Накануне погиб 27-летний актер российского происхождения Антон Ельчин, редкий «наш», который не только смог добиться успеха в Голливуде, но и успел стать знаменитым актером в статусе «восходящей звезды». Нелепая трагедия случилась в его калифорнийском доме: актер оказался задавлен собственным автомобилем, который он, по-видимому, забыл поставить на ручной тормоз. Обозреватель «Реального времени» рассказывает, какой была короткая, но яркая, карьера актера, за что его любили коллеги и зрители.

Смерть молодых известных актеров поражает не менее, а даже и более, нежели кончина знаменитостей, убеленных сединами, с огромной фильмографией за плечами, из которой всегда есть, что выбрать, близкое и интересное именно тебе. Хотя бы потому, что у молодых актеров вся эта впечатляющая фильмография оказывается в будущем, которое уже никогда не наступит. И это «никогда» вызывает жалость не только у фанатов или любителей кино. Особенно, если актер был талантливый. Еще более ужасает, когда актер гибнет внезапно, случайно, нелепо, в разгар съемок очередного фильма, после съемок в другом, перед выходом третьего фильма с его участием буквально в следующем месяце.

В нашем случае это еще печальнее потому, что на актере нет какой-то своей вины в случившемся, если только не считать виной глупую забывчивость, которая, в принципе, свойственна всем нам. Антон Ельчин не употреблял наркотиков, не накачивал себя болеутоляющим, как Хит Леджер (тоже, как и Ельчин, эмигрант), чья неожиданная смерть потрясла общественность перед выходом одного из самых известных фильмов с его участием «Темный рыцарь», где тот сыграл Джокера. Ельчин погиб примерно в том же возрасте, что и Леджер — ему было всего 27 лет, и от параллелей между карьерами двух молодых актеров, конечно, удержаться тяжело.

Антон Ельчин — сын эмигрантов, повторивших судьбу многих советских евреев. Его родители Виктор Ельчин и Ирина Корина, профессиональные фигуристы в парном катании, были звездами ленинградского балета на льду почти 15 лет. Пара даже получила квалификацию на Зимние Олимпийские игры в 1972 году, однако, вероятно, из-за еврейской фамилии отца («или потому что КГБ просто не хотел, чтобы они покидали СССР», замечал Антон Ельчин позднее) их в итоге на эти игры советские власти не пустили.

Буквально через полгода после рождения сына семья фигуристов переехала в США и получила статус беженцев. Мать работала хореографом фигурного катания, а отец — тренером фигуристов. Так, например, он был первым тренером Саши Коэн, молодой американской фигуристки, серебряного призера Зимних Олимпийских игр 2006 года и трехкратного призера чемпионатов мира. Ельчин рассказывал, что его мать, оценив красоту сына, сказала еще в декабре 1989 года: «Он прекрасен. Он будет актером». В фигурном катании, по признанию Антона, он, увы, не был так хорош, как родители. В молодости Ельчин успел даже поиграть в своей панк-группе The Hammerheads, и с тех пор отдыхал, играя на гитаре для себя, был фанатом акустического блюза.

Сниматься он начал в 9 лет и в 2016 году был уже в статусе «восходящей звезды», чья карьера стремилась вверх. Он был нарасхват у режиссеров, примелькался на экранах, его имя еще не делало кассы, но уже запоминалось зрителями. При этом Ельчин не относился к тем актерам, даже звездам первой величины, которые делят зрителей на армию фанатов и армию «хейтеров», у которых появление актера на экране вызывает в лучшем случае раздражение, в худшем — отказ смотреть фильмы с его участием.

Антон Ельчин, скорее, относился к тем актерам, чью игру зрители и критики выделяют, оправдывают, даже если фильм в итоге получился так себе и/или провалился в прокате (а последнее случается со многими): «Антон Ельчин — был идеален в роли, но фильм оставляет желать лучшего…», «Фильм совершенно тупой и пластиковый, но к Ельчину претензий нет», «Отличная игра Ельчина не спасла это чудовищное кино…».

Парень был безусловно талантлив, но главное, что отмечают сегодня его коллеги и друзья, актеры от Оливии Уайльд до Тома Хиддлстона, режиссеры от Гильермо дель Торо до Джей Джей Абрамса — он был очень добрым и светлым человеком, что нечасто встретишь и в обычных городах, не говоря уже про Голливуд с его завистью и взаимным недоверием (о чем можно прочитать в мемуарах многих актеров). Зрители любили «открытость и очарование» Ельчина, «ребячливость», «харизматичность» и почти детскую наивность.

Возможно, благодаря такому редкому сплаву доброты, харизмы и таланта он в результате получил возможность сниматься в громких проектах — франшизе «Звездный путь» Абрамса и четвертом «Терминаторе», но почти 10 лет ему пришлось для этого еще трудиться в поте лица, снимаясь в отдельных эпизодах на ТВ и мало известных ныне фильмах. Впрочем, одним из самых первых проектов, где Ельчин засветился, стал легендарный сериал «Скорая помощь», где он снялся, когда ему всего 11 лет — в 2000 году.

Однако первым его настоящим прорывом стала роль в «Альфа Доге» (2006), которая вполне могла стать его визитной карточкой. В криминальной драме, основанной на реальных событиях (в результате суда над преступником фильм, снятый еще в 2005 году, был на год положен на полку), 16-летний Ельчин сыграл юного веселого парня, похищенного бандой наркоторговцев, который привязывается к своим похитителям, становится их другом. В финале фильма он, радостно болтая, обещает «друзьям», что не выдаст их полиции, пока они везут его убивать. Фильм получил смешанные отзывы и провалился в прокате, но к игре Ельчина претензий ни у кого не было.

Фильмом, катапультировавшим его из малоизвестных актеров в узнаваемых на экране, стал перезапуск франшизы «Звездный путь», где Ельчин, неплохо знающий русский язык, сыграл одного из главных героев культового сериала — 17-летнего Павла Чехова, математика-вундеркинда, чьи способности спасают космический корабль «Энтерпрайз». Несмотря на то, что сам фильм вызвал ярость у части «трекеров» (фанатов сериала), игра самого Ельчина даже у них вызвала симпатию. С экрана на зрителя смотрел юноша с действительно открытым светлым лицом, который вряд ли на кого-нибудь мог разозлиться, не говоря уже о том, чтобы позавидовать.

Любопытно, что по сюжету Ельчин должен изображать русский акцент (в итоге его не всегда понимает космический корабль), и, в отличие от прежнего «Чехова» (а первые сезоны оригинального сериала были показаны в конце 1960-х), сыгранного американским актером, он делает это блестяще. Особенно впечатляет еще и то, что и с родителями дома, по его словам, он всегда говорил по-русски. Мало того, в ряде интервью он признавался в любви к русской классике, хотя добавлял, что читает пока очень медленно, «зато недавно прочел Леонида Андреева». При этом Ельчин был, по его словам, хорошо знаком со старым русским кино. И не только, скажем, с фильмами Никиты Михалкова, но и с кино Андрея Тарковского.

Надо заметить, что в Голливуде почти невозможно сделать карьеру, не зная английского языка в совершенстве без какого-либо акцента (и это та причина, по которой многие европейские, азиатские или латиноамериканские звезды не становятся голливудскими, даже если этого очень хотят). Ельчин, для которого английский язык стал вторым родным, говорил на нем без акцента, хотя именно роль в «Звездном пути» могла при всей обрушившейся на него славе и больших гонорарах стать для него ловушкой. Известно, что многие русские актеры, не знающие толком английского, прозябают намаленьких роляхпреимущественно«бандитского направления» («русская мафия» известный голливудский шаблон).

Однако Ельчин, уже имевший опыт работы в маленьких необычных фильмах, в итоге не стал заложником одной роли — а он снялся в роли Чехова еще дважды, в сиквеле «Звездного пути» в 2013 году, и в третьей его части, которая скоро выйдет на большие экраны— в июле этого года. В том же 2009 году он сыграл еще одного культового персонажа — молодого Кайла Риза в «Терминаторе-4». И после продолжал сниматься в лентах недорогих, но, возможно, поэтому симпатичных и необычных. В итоге автор этих строк, не большой фанат «Стар Трека», знал Ельчина по меньшей мере по двум прекрасным лентам.

В 2013 году он сыграл странного Томаса в одноименной ленте Стивена Соммерса, чем-то похожей на известных «Страшил» Питера Джексона, — героя, видящего призраков, благодаря которым способного предотвращать преступления. В этом запутанном триллере персонаж Ельчина смог спасти кучу людей от массового убийства, но, увы, не смог спасти свою девушку. В финале он долгое время встречает ее, радостно общаясь с любимой, и только потом зритель понимает, что любимая уже только призрак, с которым знакомые Томаса рекомендуют все же расстаться, «иначе она никак не попадет на небеса». Скрепя сердце он прощается с ней, обещая — когда он тоже умрет — обязательно встретиться. И пусть фильм в итоге получил смешанные отзывы (и вновь критики при этом отмечали, что выбор актера на главную роль был идеален), мы все-таки находим ленту по-своему замечательной, а игру Ельчина — выше всяких похвал.

Но фильм, который можно порекомендовать тем, кто не видел по каким-то причинам ни одной ленты с погибшим актером и хотел бы оценить его талант — это, конечно, «Выживут только любовники» Джима Джармуша, который вышел на экране тоже в 2013 году. В этой иронично-мечтательной элегии под блюзовые гитарные переборы два вампира по имени Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон) сходят с ума от скуки и живут раздельно, несмотря на то, что любят друг друга. Адаму настолько осточертел этот мир, что он не выходит из дома и подумывает о самоубийстве, почему и просит своего приятеля, невампира Иэна достать ему деревянную пулю. Иэна блестяще сыграл так любивший акустический гитарный блюз Ельчин (мечтавший, к слову, сыграть у известных немейнстримовых авторов — мечта успела сбыться). Иэн — молодой беспокойный человек, который, напротив, радуется жизни, по сути наивный ребенок, увлекающийся рок-н-роллом и доставляющий старому вампиру его любимые винтажные гитары. В итоге Иэна убивает, выпивая досуха, сестра Евы, взбалмошная молоденькая вампирша Ава (Миа Васиковска).

В последние два года Ельчин снялся в более чем 10 фильмах. В том числе с Милой Йовович в современной интерпретации шекспировской пьесы «Цимбелин». В одном интервью Ельчин признавался, что видел Смоктуновского в роли Гамлета, и это оказало на него сильнейшее впечатление: «Куда Лоуренсу Оливье до Смоктуновского! Как он произносит «вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя...".

Увы, но Гамлета Антон Ельчин теперь уже не сыграет никогда.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров