«Выбирай»: банкротство или виртуальная реальность

Рынок рекламы в глянцевых изданиях Казани упал с начала года на 50-60%

Как стало известно «Реальному времени», издатель одного из старейших глянцевых гидов по городской жизни — журнала «Выбирай» — спустя 10 лет временно приостановил выпуск печатной версии в Казани, сохранив лишь интернет-портал. Одновременно с выходом последнего номера ООО «ИД «Сити-Пресс» подало на банкротство с долгом перед кредиторами в сумме 2,1 млн рублей. Корреспондент «Реального времени» попытался выяснить, почему спустя 10 лет глянец закрылся.

Под Новый год на банкротство

В последнем номере «Коммерсанта», где публикуются объявления о банкротствах, появилось сообщение о введении начальной процедуры несостоятельности — наблюдения в ООО «Издательский дом «Сити-Пресс». Временным управляющим назначена Эльмира Камалова, член НП СРО «ГАУ».

Инициатором банкротства стала сама компания — «ИД «Сити-Пресс», издатель казанского выпуска регионального журнала «Выбирай». Причем, в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление поступило буквально под Новый год 29 декабря 2014 года.

Согласно документу, представленному на сайте Арбитражного суда РТ, общая задолженность, которая не оспаривается должником, на 26 декабря 2014 года составляет 2,1 млн рублей, сумма задолженности по денежным обязательствам — 1,8 млн рублей, задолженность перед работниками организации — 106,8 тыс. рублей, задолженность по обязательным платежам на дату подачи заявления о признании банкротом — 192,7 тыс. рублей.

Также в документе указывается, что у должника имеется дебиторская задолженность в размере 692,3 тыс. рублей, открыт один расчетный счет в филиале Сбербанка, деньги на счете должника отсутствуют.

Окончательное заседание суда о признании компании банкротом назначено на 7 августа 2015 года.

Интернет — наше все

В Казани ИД «Сити-Пресс» присутствовал довольно-таки долго, с 2004 года. Он входил в холдинговую структуру издательской группы PARAMON, представляющую сеть региональных журналов «Выбирай», сеть интерьерных каталогов «Интерьер без границ» и деловой журнал «Курс дела».

Директор издательского дома «Сити-Пресс» Андрей Кораблев комментировать происходящую ситуацию отказался. Сейчас на сайте ИД PARAMON указывается, что издателем журнала является некое ООО «Строительная компания «Вектор».

— Сейчас журнал «Выбирай» перешел на онлайн-версию, — пояснил «Реальному времени» Руслан Саляхутдинов, коммерческий директор издания, но причины этого решения он пояснять отказался. На сайте можно обнаружить последний номер журнала от конца декабря 2014 года.

«Выбирай» издается по франшизе в 30 городах, и чтобы узнать причины закрытия журнала, «Реальное время» обратилось к представителям екатеринбургского издания. К сожалению, они не смогли что-либо пояснить, сказав, что «в каждом городе свое руководство».

Тем не менее их коллеги из Челябинска оказались более осведомленными. «В Казани журнал остался в электронном виде, это решение руководства, — рассказала Алла Капустинская, руководитель направления по работе с федеральными рекламными агентствами «Выбирай» (г. Челябинск). — Вообще, сейчас многие издания на рынке переходят на электронный формат, так как это более выгодно. Печатный формат журнала в Казани, возможно, возобновится, так как о прекращении его издания речь не шла — его выпуск в печатном формате приостановлен временно».

Лана Литвер: «Мы думаем, выпуск журнала возобновится в печатном варианте, но когда именно — трудно сказать»

Также эту информацию подтвердила Лана Литвер, главный редактор общенациональной сети журналов «Выбирай». «Да, это правда. Выпуск печатной версии «Выбирай» в Казани пока приостановлен, работает только сайт, — сказала она. — Мы думаем, это временно, и выпуск журнала возобновится в печатном варианте, но когда именно — трудно сказать».

Выпуск журнала приостановлен и в Хабаровске, отметила собеседница. Следовательно, издаваясь в 31 городе, с 2015 года в двух из них журнал работает только в онлайновом варианте.

Глянец, афиша или каталог?

Мнения экспертов относительно ниши, формата и целевой аудитории журнала «Выбирай» разнятся. Рамиль Усманов, директор журнала First Key, не считает его глянцем.

— Я бы не сказал, что это вообще был глянцевый журнал: у нас в Казани принято называть глянцем все, что на бумаге, — посетовал Усманов. — Глянец — это продукт, предназначенный для рекламы люксовых товаров: часы, туалетная вода, — товаров не первой необходимости. Я бы назвал «Выбирай» не журналом, а рекламным каталогом.

Ксения Кузнецова, главный редактор журнала «Семья» — гида по трендам Казани, придерживается схожего мнения. «Это было полезное издание в своей нише, некий гид по услугам для казанцев: где развлечься», — сказала она «Реальному времени».

Наталья Хамидуллина, руководитель рекламного агентства «Концепто», имеет иное представление по данному вопросу. «Это не большой и тяжелый глянец типа «Светского», не глобальный, а легкий в производстве журнал. По большей части клише и модули им присылают из Москвы, и редакционную группу особо не нужно собирать у нас», — отмечает она.

По словам Хамидуллиной, этот формат издания малоконкурентный — есть только глянцевая «Афиша»; аудиторией журнала по большей части является молодежь, которая хочет развлечься, знать афишу города и трендово одеваться. Среди рекламодателей «Выбирай» Хамидуллина назвала бутики, кинотеатры и рестораны.

Печальный формат

Основными причинами прекращения выпуска печатного издания «Выбирай» и перехода на интернет-формат эксперты называют падение рынка рекламы и переток рекламных бюджетов в Интернет.

Наталья Хамидуллина считает, что судьбу журнала определил рынок рекламы. «Я думаю, что это только с рынком рекламы и связано: журнал «Выбирай», как федеральная франшиза, существовал только за счет рекламы. Объемы рекламного рынка Казани на глянец снизились».

— Печатные издания сами по себе потихонечку умирают. Но официальные издания, такие как, например, «Республика Татарстан», все равно будут жить, потому что их на стол получают первые лица республики. Также государством поддерживаются проекты «Татмедиа». А коммерческая пресса сейчас будет искать разные пути выхода из ситуации, — считает Хамидуллина. По ее мнению, доля «Выбирай» на рынке журнальной рекламы составляла 10-14%.

— В Казани специфичная аудитория, — отмечает Рамиль Усманов. — Люди экономят на рекламе, многие относятся к ней как к чему-то ненужному, хотя это «двигатель» бизнеса. Если говорить о массовых продуктах: посещении театра, кино, рекламе фастфуда, — то они должны размещаться в более массовых изданиях. Это правильный шаг, и имея массовую аудиторию, обязательно надо уходить в Интернет. «Выбирай» только приобретет от перехода в онлайн-формат.

Будущее за интернет-изданиями

Что касается конкурентов «Выбирай», то, по мнению Усманова, они уже давно работают в Интернете. «Это и группы во «Вконтакте», и сайты, которые уже давно заняли эту нишу», — перечислил он, также предположив, что наверняка «Выбирай» уже давно думал о переходе в сеть.

При этом Усманов отметил, что основной аудиторией издания являются гостиницы и гости города. «Но сейчас, наверно, любой смотрит эту информацию в Интернете», — подчеркнул он, приведя в пример популярные группы «Вконтакте».

Из глянцевых изданий конкурировать с журналом могла только «Афиша», считает Хамидуллина, также отмечая, что, возможно, на решение руководства о переводе печатного издания в интернет-формат повлияли исследования.

— Если они провели исследование и выяснили, что казанцы более продвинутые и больше сидят в Интернете, нежели жители других городов (что действительно так), то эта ситуация связана и с этой статистикой. Все ушли в Интернет, — продолжает она, — и это логично: сейчас все «живут» в сетях. Другой вопрос, как журнал будет собирать рекламу: очень сложно «затащить» людей на размещение баннера у них на сайте, мы же не «Яндекс» — мы не можем обещать клиенту, что у нас будет 200 тыс. просмотров в секунду.

По словам Ксении Кузнецовой, аудитория «Выбирай» — это молодые люди до 23 лет, студенты.

— Мне журнал «Выбирай» был интересен лет 6 назад, — призналась она. — А если мы говорим о молодежи, то большинству из них печатные журналы и газеты давно заменили интернет-ресурсы. Естественно, что спрос падал, а вместе с тем и эффективность рекламы. Просто эта аудитория уже давно потребляет информацию преимущественно из других источников. Такой формат уже себя изжил. Да и сейчас все настолько динамично, что на момент выхода печатной версии все эти темы уже давно обсудили и забыли.

Также Кузнецова привела в пример ситуацию из собственного опыта. «Наш глянцевый каталог «Семья», который печатался на протяжении 4 лет в Казани, уже почти год назад перешел на онлайн-формат. Мы это предвидели давно, поэтому одними из первых на рынке казанского глянца перешли на такую работу. Наша аудитория не только сохранилась, но и стала выше».

Эту тенденцию подтвердил Усманов. «Сейчас происходит абсолютно нормальное явление — Интернет выходит на первый план. Я думаю, что у «Выбирай» будет хорошее электронное издание в Интернете, я уверен. Если они так же продолжат, то у них будет посещаемый сайт и посещаемый ресурс, потому что вся информация, которую они предоставляли, была востребованной. Единственное, что вклад, который дает бумага, несравним с Интернетом», — считает он.

Фото Романа Хасаева и из социальных сетей

Алиса Разумовская

Новости партнеров