Производитель георгиевских ленточек устроит «дом музеев» в Чернояровском пассаже

Казанский предприниматель увлекся идеей открытия частного музея в приобретенном им столетнем особняке на Кремлевской

Как выяснило «Реальное время», известный в 1990-е годы казанский предприниматель, возглавлявший Союз кооператоров и создававший банк «Континент», а ныне владеющий фабрикой «Казанский текстиль» Камиль Шайдаров откроет в принадлежащем ему Чернояровском пассаже ряд экспозиций. В дополнение к уже работающему здесь частному проекту «Музей советских игровых автоматов» вскоре на площадке пассажа может появиться комната незримого обитателя столетнего здания, а также будут проводиться экспозиции раритетных авто, включая единственную в Казани «Жестянку Лиззи» — легендарный столетний Ford T.

Добро пожаловать в комнату «женщины в черном»

Известный в 1990-е годы казанский предприниматель, владелец фабрики «Казанский текстиль», на которой ткут знаменитые георгиевские ленты, Камиль Шайдаров задался идеей превратить расположенный в историческом центре Казани на улице Кремлевской Чернояровский пассаж в «дом музеев».

Чернояровский пассаж — построенный в 1904 году объект культурного наследия республиканского значения — Шайдаров приобрел несколько лет назад у нефтяников. Сейчас там идет ремонт и реконструкция. На первом этаже здания уже работает частный Музей советских игровых автоматов.

По задумке владельца пассажа, вскоре в нем появится новый музей, а точнее —воссозданная в стиле начала XX века комната одной из обитательниц здания, она откроется на четвертом этаже пассажа.

— Все экстрасенсы, которые приходили к нам в Чернояровский пассаж, однозначно указывают, независимо друг от друга, что здесь есть привидение. Именно поэтому мы решили оставить это помещение в том виде, в каком оно есть. Восстановить интерьер эпохи начала ХХ века и не трогать эту комнату, пусть привидение там дальше живет, — рассказал Шайдаров «Реальному времени».

Потусторонняя сила без технических ухищрений

Владелец пассажа затруднился оценить объем инвестиций в проект, поскольку в здании последнее время непрерывно идут ремонтные работы. Подвал и первый этаж уже отремонтированы, остальное — пока нет. «Предстоит большой объем работ. Объем необходимых инвестиций огромен. До комнаты привидения мы дойдем еще не скоро, все-таки она находится на четвертом этаже», — отмечает предприниматель.

По словам Шайдарова, музей привидения будет представлять собой комнату, в которую посетители пассажа смогут заглянуть через внутренние окна. Но зайти в нее возможности не будет — чтобы не тревожить духа. «На четвертом этаже есть два окна, прямо с внутреннего помещения пассажа, которые выходят внутрь комнаты приведения. У посетителей будет возможность туда заглянуть через окна. Сомневаюсь, что получится заходить в саму комнату, все-таки это не совсем правильно».

Шайдаров не намерен устраивать интерактивные представления, так как они «создают ощущение имитации», «делают все неестественным». «Я сам много раз бывал в старинных зданиях по всему миру, и нам показывали комнаты, в которых живут призраки. И там нет никакой аппаратуры, которая показывает присутствие или отсутствие потусторонних сил. Кто может чувствовать это присутствие, тот и без специальных устройств сможет увидеть настоящих хозяев здания. Поэтому я считаю, что кому дано увидеть приведение, тот его увидит, ну а кому нет, тому и аппаратура не поможет».

По словам Шайдарова, экстрасенсы говорят, что живущий в пассаже призрак принял нового владельца здания по-дружески. «Хотя был один мистический случай. Когда я в первый день зашел в Чернояровский пассаж как хозяин, я прошелся по коридору, повернул налево и вдруг провалился. На первый взгляд на мне и синяка не было, но нога потом болела месяца три. После этого я много раз искал то место, куда я мог провалиться, но ничего не нашел. Я это воспринял как намек, чтобы я помнил, что у пассажа есть и другие хозяева».

Мистика Чернояровского пассажа

Об истории появления женщины в черном в Чернояровском пассаже, по словам Шайдарова, много упоминаний в прессе. «В сети пишут, что наше привидение — это женщина в красном. Но это не совсем так. Экстрасенсы констатируют, что наше привидение — это женщина в черном. В длинном черном платье. И эти описания совпадают с моими наблюдениями в первые дни моей работы в пассаже. Живет она там давно, пусть и дальше продолжает жить. Дом большой, места всем хватит», — считает предприниматель.

В начале ХХ века, когда казанский купец Чернояров заказал строительство этого пассажа, на месте объекта стояло 3 или 4 дома. Именно на фундаментах этих одно- и двухэтажных домов и началось строительство четырехэтажного пассажа. Руководил проектом архитектор Руш — бывший главный архитектор Казанской губернии. В то время в Казани четырехэтажных зданий практически не было. Разве что Александровский пассаж, который был построен на 8 лет раньше.

«На месте владений Черноярова когда-то стояли два отдельных здания, между которыми притулился домик семьи Вениаминовых, явно не вписывающийся в планы застройки. Глава семьи в принципе был готов уступить и переехать в другое место, но молодая супруга ответила решительным отказом. В результате домик сгорел вместе с его обитателями, — пишет сайт kazan-photo.ru. — Доказать причастность Черноярова к поджогу так и не удалось, и в скором времени на пепелище начались фундаментные работы. Недели не прошло, как загорелись «бытовки» каменщиков. Строители отказались отвечать на расспросы, бормотали что-то про «даму в красном» и сбежали, отказавшись от расчета. Переход между двумя зданиями так и не достроили, Чернояров вообще отказался от этой затеи и поселился на третьем этаже готового дома. Именно там в тот же год отравился угарным газом старший сын купца. Неугомонный Чернояров был убит горем, но тем не менее распорядился о строительстве отдельного флигеля, куда вскоре и перебрался окончательно. Семья купца дожила в Пассаже вплоть до революции. В доме эмигрировавшего хозяина большевики недолго думая устроили общежитие, но «дама в красном» неоднократно навещала и новых собственников. Пассаж полыхал трижды: в 1919 году (погибло 7 человек), во второй раз — в 1935-м (в пассаже тогда располагалась квартира татарского поэта Ф. Карима, который, кстати, упоминал загадочную женщину в стихах), и в третий раз — в 1970 году. Примечательно, что огонь разгорелся в спальне самого Черноярова (в 1970-м в этой комнате снова погиб человек). Возможно, все это совпадения. Но дом по-прежнему окутан легендами. Говорят, что даже эхо внутри «какое-то не такое».

«Конечно, многие связывали все происходившие несчастья с этой женщиной в черном. Но даже после таких событий призрак не успокоился и с тех пор живет на верхнем этаже пассажа» — говорит Шайдаров.

Музей советских игровых автоматов будут спасать художники

Напомним, на первом этаже пассажа в августе прошлого года был открыт негосударственный проект — Музей советских игровых автоматов. Ранее «Реальное время» писало, что музей переживает нелегкие времена из-за высоких ставок аренды. Как выяснилось, Шайдаров решил поддержать проект, снизив арендную плату.

Тем временем вскоре в Чернояровском пассаже пройдет масштабный конкурс в рамках поддержки внимания к музею советских игровых автоматов. «Сейчас мы объявили конкурс рисунка для художников и любителей. Мы приглашаем всех художников Казани и всех желающих для участия в конкурсе. Принимаются любые работы, касающиеся Чернояровского пассажа и той эпохи. Мы планируем устраивать специальные дни, посвященные какому-либо отдельному этапу эпохи. Будем заранее объявлять о таких днях», — делится идеей конкурса Камиль Яватович.

Шоу у пассажа

Предприниматель в этой связи подключает в дело свое хобби — коллекционирование раритетных автомобилей. Владелец пассажа так описывает мероприятия, которые будут проходить в рамках объявленного конкурса:

«На старой фотографии пассажа запечатлена повозка с лошадьми, и мы воссоздадим эту фотографию в натуральных размерах. Поставим телегу, лошадь и художники будут рисовать с натуры эпоху 1904 года. Когда это здание стоит таким, каким его тогда успели запечатлеть на фотографии.

Затем воссоздадим эпоху 1914 года, когда купец построил флигель во дворе пассажа. Мы там поставим автомобиль 1914 года выпуска — Ford T, которому уже 101 год. У художников, фотографов будет возможность целый день работать над этой экспозицией: делать зарисовки, фотографии.

Потом мы поставим автомобиль военных лет, военная эпоха. Затем это будет автомобиль «Волга» 1955 года выпуска. Хотелось бы отметить, что все автомобили аутентичны, там нет ни одной замененной детали. У творческих людей будет возможность запечатлеть все детали автомобиля. Также будет представлена экспозиция современной эпохи».

Стоит отметить, что на конкурс будут приниматься любые рисунки, в любой технике. Возраст участников — от 5 до 105 лет. Художникам будет позволено рисовать как внутри, так и снаружи пассажа, любые интересующие творческих людей детали.

Конкурс и экспозиции планировали запустить еще в марте, но минусовая температура, которая держалась в течение всего месяца, заставила отложить мероприятия до теплых дней.

Призовой фонд сформирован из личных средств Камиля Шайдарова — 100 тысяч рублей. За первое место будет присужден приз в размере 50 тыс. рублей, 25 и 15 тыс. рублей за второе и третье места соответственно. Оставшиеся 10 тысяч будут распределены на поощрительные призы.

Также здесь будет организована выставка-продажа работ художников, участвовавших в конкурсе. Часть работ будет выкуплена самим Камилем Шайдаровым для дальнейшего оформления интерьера пассажа. Таким образом, Чернояровский пассаж может вскоре превратиться в настоящий «дом музеев».

Анастасия Юрьева, фото Романа Хасаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров