Ренат Беккин: «Мне нравится памятник Екатерине II рядом с Государственной публичной библиотекой в Ленинграде»

Мусульманские междоусобицы, конина как олицетворение халяль, и как разливали коньяк в питерских заведениях для богемы

Презентация книги востоковеда Рената Беккина и краеведа Альмиры Тагирджановой «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель» прошла в Казани. В своем интервью «Реальному времени» один из ее авторов поделился историей создания книги и провел ликбез, рассказав, почему сами татары препятствовали строительству первой мечети в Петербурге, кого считали «татарским Пироговым» и почему Казани нужно преодолевать «местечковость».

Как появилась книга

— Расскажите о своей новой книге. О чем она? Почему выбрали жанр путеводителя?

— Мне хотелось сделать научно-популярное издание, которое читали бы не только специалисты, ученые. Я вообще сторонник того, что гуманитарная наука, помимо строго академических исследований, должна активно работать в жанре «научпоп». Миссия гуманитариев состоит в том, чтобы просвещать.

Я считаю, что путеводитель — это оптимальный жанр для того, чтобы книга такого плана была интересна широкому читателю. Этот жанр не позволяет расслабиться, здесь необходима конкретика — адрес, место, время и фамилия, то есть невозможно было отделаться просто какими-то общими фразами. Иногда требовалось потратить несколько дней только на то, чтобы уточнить какую-то цифру или выяснить, проживало ли это лицо по этому адресу или нет, мелкие детали биографии.

— Какой у книги тираж?

— 1000 экземпляров. Она была издана при поддержке Шамиля Акбулатова. Это неформальный руководитель татаро-мусульманской общины Петербурга. Он фигура, которая вполне равновелика предшественникам — татарским меценатам начала XX века, которые в том числе спонсировали строительство Соборной мечети, которые участвовали в деятельности Мусульманского благотворительного общества в Санкт-Петербурге и др.

«Мне хотелось сделать научно-популярное издание, которое читали бы не только специалисты, ученые». Фото vk.com

— Где можно приобрести книгу?

— Книгу можно приобрести в Санкт-Петербурге, она продается по меньшей мере в нескольких магазинах — это Государственный музей истории религии, там есть свой магазин, в «Книжной лавке писателей» на Невском, а также в книжных магазинах «Все свободны» и «Свои книги», В Казани она будет представлена только на презентации в «Смене».

Как мусульмане воспрепятствовали строительству мечети в Петербурге

— Расскажите о татарской общине в Петербурге, как она образовалась, сколько человек в нее входило, как она развивалась.

— Татары и башкиры были среди строителей Петербурга и Кронштадта. В конце 1710-х годов Татарская слобода исчезла, была расселена, но долгое время еще сохранялась в памяти, еще долгое время существовали Татарские улицы. На сегодняшний день от тех топонимов остался только возникший в конце XVIII в. топоним Татарский переулок. Он тоже проходит в том месте, где начиналась Татарская слобода. Специфическая черта в том, что мусульманская община Петербурга была представлена на протяжении XVIII, XIX и большей части XX веков преимущественно татарами.

В XVIII веке большинство мусульман Петербурга были военными. Начиная примерно с середины XIX века доля гражданских лиц сильно возрастает. На рубеже конца XVIII-начала XIX века в мусульманской общине проживало примерно 500-700 человек. Следует отметить, что для многих татар, выходцев из деревень, Петербург не был конечной целью — они хотели заработать определенный капитал и вернуться в свою деревню, и вложить это в недвижимость или в мельницу, или еще в какой-то бизнес. Многие просто возвращались.

«Я считаю, что путеводитель — это оптимальный жанр для того, чтобы книга такого плана была интересна широкому читателю». Фото vk.com

— Когда в Петербурге появилась первая мечеть?

— Первые ходатайства были в конце XVIII века. Скорее всего, ходатайство действительно было отвергнуто по формальным причинам, потому что из 500 с лишним человек подписали только 300. При большей инициативе со стороны мусульман, возможно, удалось бы добиться разрешения строить мечеть уже на тот момент. Но тогда это не удалось, а следующая попытка была предпринята в царствование Александра II, и тут как раз шанс был очень велик, но сами мусульмане помешали этому процессу. Тогдашний муфтий ОМДС Сулейманов из-за личного конфликта с гражданским имамом Петербурга Хантемировым фактически воспрепятствовал этому, при том, что гражданская власть, то есть генерал-губернатор был не против строительства мечети в Петербурге. То, что это было возможно, демонстрирует случай с синагогой: было дано разрешение, и евреи смогли ее построить, а мусульмане из-за внутренних распрей не смогли построить мечеть. Новая попытка была уже в царствование Александра III, но это уже было другое время, момент был упущен — отказ был предрешен.

Следующая попытка связана с эмиром Бухарским, благодаря неплохим отношениям с Николаем II ему удалось договориться о том, что будет продан участок земли в самом центре города, недалеко от Петропавловской крепости, места, где погребены представители династии Романовых. Причем эмир проявил себя как очень грамотный политик, дипломат. Когда раздавались в прессе, среди общественности голоса о том, что рядом находится Троицкий собор, православная святыня, он сказал, что в мечети тоже будут возноситься молитвы за дом Романовых. Конечно, в строительстве мечети участвовали и представители мусульманской общины. Львиная доля средств на строительство поступила от эмира Бухарского, но сбор средств шел по всей империи, это был действительно всероссийский проект. Это проект, который объединил мусульман. И не случайно он испугал Столыпина, ведь тогда же говорили об угрозе панисламизма.

В народной топонимике она называлась Татарской мечетью долгое время, сейчас уже реже слышишь такое определение. Татары составляли большинство прихожан мечети, сейчас это не так.

«Татарский Пирогов» и строители первого петербургского луна-парка

— Расскажите об известных членах общины.

— Были и люди всероссийского масштаба. Например, Исламов — полярник, гидрограф. Он фактически присоединил Землю Франца-Иосифа к России. Я не говорю о богословах уровня Мусы Бигеева. Был Янович-Чаинский — это представитель польско-литовских татар, который был известным врачом, меценатом. У него были публикации по хирургии. Его называли «татарским Пироговым». Его приглашали в Казанский университет в конце XIX века возглавить кафедру, но он предпочел заниматься практической медициной в Военно-медицинской академии и остался в Петербурге. Он завещал свою крупную библиотеку и денежные средства Высшим женским медицинским курсам. Также скажу о Габделазизе Давлетшине, который занимался организацией и систематизацией проведения хаджа в Российской империи, выполнял важные государственные поручения в Центральной Азии.

Вы пишете о том, что среди мусульман были владельцы ресторанов. Что это были за заведения?

— Раньше в Щербаковом переулке жили одни татары, это в районе Пяти углов. Там были чайные, кухмистерские татарские. Там в начале XX века было злачное место: собирались кокаинисты, продавали кокаин. Но я смотрел, вроде среди торговцев кокаином татар замечено не было. Как вы знаете, кокаин был очень популярен в то время. Одним словом, это было богом забытое место. В начале XX века был журнал «Ресторанное дело». Он очень иронично описывал одну татарскую кухмистерскую в Петроградской стороне, где были грязь, антисанитария.

Но были и рестораны высшего класса. В кухмистерских в основном продавалась конина и была представлена татарская традиционная кухня. Эти заведения можно назвать протохаляльными, там не было ни свинины, ни алкоголя. Что касается ресторанов класса люкс, это «Крестовский сад» Ялышева, «Самарканд» Халитова. Был ресторан в 70-80-ые годы XIX века, который так и назывался «Татарский ресторан» и находился в самом начале Невского проспекта. При нем была и гостиница. Насчет меню татарского ресторана ничего не знаю, его пока не удалось найти, но «Самарканд» был обычным рестораном для богемы, «Крестовский сад» тоже. Ялышев был покровителем богемы, он потом открыл первый луна-парк в Петербурге. В этом луна-парке любил проводить время Блок, который жил на Офицерской улице.

— В Казани разворачивается много дискуссий по поводу того, нужно ли ставить памятник Екатерине напротив Старо-Татарской слободы. Какова ваша позиция?

— Мне очень нравится памятник Екатерине II рядом с Российской Национальной библиотекой в Ленинграде. Лучше памятника Екатерине, мне кажется, не будет. Если уж непременно хочется увековечить кого-нибудь из императоров, я бы поставил памятник Павлу I. Этот рыцарь на троне заслуживает не меньше внимания со стороны мусульман, чем Екатерина.

А если совсем серьезно, то немало выдающихся представителей татарского народа, которые заслуживают того, чтобы им поставили памятник в Казани. При этом необязательно они должны быть из казанских татар.

Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Ренат Ирикович Беккин

Новости партнеров