Павел Шмаков: «Финское лето «короткое и малоснежное». Учебный год в Финляндии начинается в середине августа»

В российских школах отзвенели последние звонки, прошли экзамены и выпускные балы. Известный российский и финский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков свою новую колонку, написанную для «Реального времени», посвятил тому, как заканчивают учебный год школьники в Финляндии. Причем процесс он показал читателям не как взрослый, а глазами своей дочери, которая успевает учиться и в Казани, и в Эспоо.

Письменные оценки

Моя дочка Настя закончила в этом году седьмой класс как нашей казанской школы «СОлНЦе», так и своей шведской школы в городе Эспоо, Финляндия (в этой северной стране два государственных языка — финский и шведский и две государственных религии — лютеранство и православие, причем школа не совсем светская, церковь там не отделена от государства). Раз на раз не приходится, но в этом учебном году Настя больше половины времени провела в Финляндии, порой оставаясь там на некоторое время даже без меня. Настенька по моей просьбе пишет про свои школьные будни. Ее последнее эссе, думаю, будет интересно не только мне.

«Учебный год во всех классах, с первого по девятый, заканчивается в одно время — в начале июня. В этом году последний учебный день выпал на 3 июня. В первые несколько лет у школьников не совсем оценки, а только письменные «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Там и оценки не обсуждаются с учителем, так как большинство из них — за поведение, за коммуникацию, за то, как ребенок следит за своими вещами, как делает уроки…

Класса с четвертого-пятого оценки в 10-бальной системе все-таки ставятся уже за предметы. До седьмого класса оценки за такие предметы, как музыка, физкультура и окружающий мир не ставятся, можно получить либо «удовлетворительно», либо «неуд». При этом в младших классах оценки не объясняются.

Моя дочка Настя закончила в этом году как 7 класс нашей казанской школы «СОлНЦе», так и своей шведской школы в городе Эспоо, Финляндия

«Последняя неделя проходит как отдых»

С седьмого класса многое меняется. Например, если раньше контрольные составляли лишь 30% оценки (40% — активность на уроке, 30% — выполнение домашних заданий плюс отношение к предмету), то с седьмого класса контрольные ценятся намного выше. И на последних уроках учеников чаще всего вызывают по одному к учителю для обсуждения оценок. Говорят, как можно исправиться, чтобы стать лучше, или же, напротив, хвалят ученика. Часто и то, и это. Насколько я знаю, оценку при этом поменять нельзя. Хотя, может, просто никому это не было нужно.

Последняя неделя проходит как отдых, во всяком случае, уроков уже нет. А до этого, когда уроки вроде как есть, но уже конец года и вся программа пройдена, мы либо играем, либо смотрим фильмы. Отдых на последней неделе бывает за счет родительского фонда класса. Обычно это или парк аттракционов, или что-то подобное. После этого обычно еще остается немного классных денег просто на еду. (Примечание папы: к родительскому фонду школа отношения не имеет. Есть некоторые родители, сами высказывающие желание заплатить за что-то, или выделить какую-то сумму в фонд класса. Других они не призывают. Просто сообщают о своем желании в электронной переписке. Кто-то из родителей поддерживает. Не все. Но денег хватает.)

Каждый учебный год «выпускной»

В последний день, в этом году он выпал на субботу, все приходят нарядные, девочки — в платьях или юбках (в школьные будни практически все девочки ходят в брюках или в джинсах. Правда, ближе к лету иногда надевают юбки или шорты). И мы это каждый год называем выпускным. Если с первого по четвертый классах дети не придают этому совершенно никакого значения, то класса с пятого-шестого все начинают серьезно относиться к «выпускному».

С седьмого класса это уже торжественная линейка, на которой выступает выпускной класс — девятый. В этом году они показывали мюзикл, поставленный ребятами, у которых музыка — предмет по выбору.

Настя Шмакова: «После выдачи аттестатов мы, уже восьмиклассники, немного посидели и, вполне довольные, пошли домой. У девятиклассников, помимо всего прочего, еще в пятницу был торжественный обед, во время которого, под строжайшим запретом, нельзя было им мешать. И по школе мы в этот день ходили, как мышки». Фото vk.com

Затем выдавали стипендии. Семиклассники могли получить стипендию только двумя способами: либо выше всех за прошедший учебный год поднять средний балл, либо тебя должны выбрать учителя каким-то неведомым нашему детскому миру образом. То ли самый активный, то ли учится хорошо, то ли просто вызывает симпатию у учителей. У восьмых классов примерно те же вещи. А вот у девятых, помимо этого, еще и за каждый предмет одному ученику из параллели.

Затем на торжественной линейке по очереди вызывали классы и, называя имя каждого ученика, выдавали аттестаты. После этой достаточно длительной процедуры, музыкальные восьмой и девятый классы спели два песни. Затем седьмые и восьмые классы разбредаются по классам и там каждому выдают аттестат. До седьмого класса линейки если и бывают, то только так: завуч говорит несколько торжественных предложений, а потом всем выдают их аттестаты в классах. После выдачи аттестатов мы, уже восьмиклассники, немного посидели и, вполне довольные, пошли домой. У девятиклассников, помимо всего прочего, еще в пятницу был торжественный обед, во время которого, под строжайшим запретом, нельзя было им мешать. И по школе мы в этот день ходили, как мышки».

Осталось добавить, что финское лето «короткое и малоснежное». Учебный год в Финляндии начинается в середине августа. Правда, учатся детки по тому же графику, как работают родители, — у них пятидневка.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров