Экспансия Китая и лидерство АвтоВАЗа: как завершает год авторынок Татарстана
Российские покупатели в 2024 году продолжали делать ставку на автомобили из Китая, оставив позади привычные предпочтения немецких, японских и корейских марок. Как отмечают эксперты, многие приобретали авто, стараясь «запрыгнуть в последний вагон» и успеть сделать это до введения утильсбора. При этом татарстанцы активно скупали машины даже в люксовом сегменте. С развитием необходимой инфраструктуры в Казани возросла и популярность электрокаров. Подробнее об этих и других тенденциях отрасли и прогнозе на 2025 год — в материале «Реального времени».
Продажи авто выросли наполовину
Рынок легковых автомобилей в республике за год заметно вырос. За 11 месяцев 2024-го было продано 70,5 тысячи автомобилей — это на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года, сообщили «Реальному времени» в «Автостате». Китайские бренды уверенно лидируют, занимая 8 из 10 позиций в рейтинге самых популярных моделей. Однако лидером продаж по-прежнему остается АвтоВАЗ: Lada Granta практически втрое опережает ближайшего конкурента — Haval.
Интересно, что в этом рейтинге остается корейский Hyundai, хотя его продажи снизились. Не помогло даже возобновление производства на бывшем петербургском заводе, перешедшем в собственность российской компании «АРТ-Финанс». Теперь под брендом Solaris выпускаются модели, ранее производившиеся под марками Hyundai и Kia (Solaris HS и Solaris KRS — это бывшие Hyundai Solaris и Kia Rio соответственно, Solaris KRX — это Kia Rio X, а Solaris HC — Hyundai Creta). Внешне изменения минимальны (смена шильдиков), но комплектации автомобилей пересмотрены.
Наиболее впечатляющий рост показал китайский бренд Belgee, продажи которого увеличились в 94 раза, или на 9280%. Значительный рост также демонстрируют Jetour, Changan и Geely. Объемы продаж Haval, уже достаточно популярного в России и Татарстане бренда, удвоились.
Марка | Продажи за 11 месяцев 2024 года, шт. | За 11 месяцев 2023 года, шт. | Рост, % |
Lada | 23 369 | 17 000 | 37,5 |
Haval | 8 593 | 4 288 | 100,4 |
Chery | 6 862 | 4 055 | 69,2 |
Geely | 5 696 | 2 190 | 160,1 |
Changan | 4 552 | 1 090 | 317,6 |
Omoda | 2 135 | 1 335 | 59,9 |
Exeed | 1 743 | 1 434 | 21,5 |
Hyundai | 1 639 | 1 929 | -15 |
Jetour | 1 445 | 190 | 660,5 |
Belgee | 1 407 | 15 | 9280 |
Данные «Автостат Инфо»
В десятку самых популярных моделей вошли четыре модели Lada (Granta, Vesta, Niva Legend и Travel), в то время как остальные позиции заняли китайские автомобили. Lada Granta остается бестселлером, а продажи Lada Vesta вдвое уступают лидеру.
Модель | Продажи за 11 месяцев 2024 года, шт. | За 11 месяцев 2023 год, шт. | Рост, % |
Lada Granta | 11 705 | 11 410 | 2,6 |
Lada Vesta | 5 852 | 1 647 | 255,3 |
Haval Jolion | 4 297 | 2 294 | 87,3 |
Lada Niva Legend | 2 777 | 1 836 | 51,3 |
Chery TIGGO 4 PRO | 2 646 | 1 231 | 114,9 |
Chery TIGGO 7 PRO MAX | 2 578 | 1 389 | 85,6 |
Lada Niva Travel | 2 459 | 2 009 | 22,4 |
Geely Monjaro | 1 943 | 609 | 219 |
Haval M6 | 1 774 | 411 | 331,6 |
OMODA C5 | 1 673 | 1 130 | 48,1 |
Данные «Автостат Инфо»
Продление программ льготного автокредитования и лизинга
Министерство промышленности и торговли России объявило о продолжении госпрограмм льготного автокредитования и автолизинга в 2025 году. На эти цели в федеральном бюджете заложено 63 млрд рублей: из них 36 млрд будут направлены на кредитование, а 27 млрд — на лизинг. Это решение призвано поддержать автомобильный рынок и стимулировать спрос на отечественные автомобили.
Общероссийский рынок автокредитования продемонстрировал значительный рост. В период с января по ноябрь 2024 года было выдано более 1,5 млн автокредитов, что на 67,3% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Сумма выданных кредитов составила 2,15 трлн рублей, что на 62,5% превышает показатель прошлого года.
Лидерами по количеству выданных автокредитов стали Москва (87,5 тыс.) и Московская область (83,5 тыс.). Татарстан занял третье место, опередив Ростовскую область (64,8 тыс.) и Краснодарский край (63,7 тыс.).
В Татарстане взлетели продажи люксовых авто
Российский рынок люксовых автомобилей вырос на 22% за 11 месяцев 2024 года, достигнув 499 проданных единиц. Пятый месяц подряд наблюдается положительная динамика, а в ноябре самым популярным брендом стал Rolls-Royce с 19 проданными автомобилями.
В Татарстане продажи выросли на 180% — с 5 до 18 автомобилей за 11 месяцев. Лидером продаж в регионе стала марка Bentley, а наиболее популярной моделью — Bentley Bentayga.
Марка | Продажи за 11 месяцев 2024 года, шт. | За 11 месяцев 2023 год, шт. | Рост, % |
Bentley | 6 | 3 | 100 |
Lamborghini | 5 | - | - |
Rolls-Royce | 3 | 1 | 200 |
Aston Martin | - | 1 | - |
Данные «Автостат Инфо»
В рейтинге самых покупаемых моделей Bentley Bentayga и Lamborghini Urus стали самыми востребованными у татарстанцев.
Модель | Продажи за 11 месяцев 2024 года, шт. | За 11 месяцев 2023 год, шт. | Рост, % |
Bentley Bentayga | 4 | 3 | 33,3 |
Lamborghini Urus | 4 | - | - |
Rolls-Royce Cullinan | 3 | 1 | 200 |
Lamborghini Huracan | 1 | - | - |
Aston Martin DBS | - | 1 | - |
Данные «Автостат Инфо»
В 2025 году Lada e-Largus появится у дилеров
За 11 месяцев 2024 года продажи новых электромобилей в России выросли на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 16,3 тысячи единиц.
В Татарстане за этот период было продано 423 электромобиля, что незначительно меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Самыми популярными марками стали Zeekr, Faw, Volkswagen и BYD, а также Evolute. Среди моделей лидируют Zeekr 001, Zeekr X, Faw Bestune NAT, Volkswagen ID.4 и BYD Song.
Марка | Продажи за 11 месяцев 2024 года, шт. | 11 месяцев 2023 года, шт. | Рост, % |
Zeekr | 202 | 98 | 106,1 |
Faw | 35 | 1 | 3400 |
Volkswagen | 34 | 58 | -41,4 |
BYD | 22 | 11 | 100 |
Evolute | 22 | 98 | -77,6 |
Данные «Автостат Инфо»
АвтоВАЗ присоединился к продвижению электромобилей в России. На Петербургском международном экономическом форуме была представлена электрическая версия внедорожника Lada Niva, разработанная на базе серийной модели и использующая электрические компоненты от Lada e-Largus. АвтоВАЗ позиционирует e-Niva как опытный проект, направленный на развитие компетенций в области электромобилей. Серийное производство пока не планируется.
Параллельно с этим в сентябре началось производство Lada e-Largus, также в Ижевске. Запуск производства на заводе АвтоВАЗа в Ижевске посетили президент компании Максим Соколов и глава Удмуртии Александр Бречалов. Появление e-Largus у дилеров ожидается не ранее конца первого квартала 2025 года. Модель будет представлена в двух вариантах кузова: пассажирский универсал и коммерческий фургон. Ключевым вопросом остается цена, которая, по предварительным данным, с учетом госсубсидии составит от 2,99 млн рублей, а без субсидии — более 3,9 млн рублей.
Тем временем на вторичном рынке электромобилей лидируют Nissan (в частности, модель Leaf), Zeekr и Tesla.
Больше гибридов и меньше «китайцев»
Структура российского автомобильного рынка претерпела кардинальные изменения за последние три года. Доля глобальных брендов (Япония, Южная Корея, Европа), составлявшая 75% в 2020 году, сократилась до 10% в 2024 году. Сейчас рынок поделен между китайскими марками (59%) и российскими (31%).
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, выделил шесть основных трендов, определяющих будущее отрасли:
- доля китайских брендов больше расти не будет, но и доля глобальных («ушедших») марок продолжит снижаться;
- продажи электромобилей будут падать, их заменят гибриды;
- средняя цена вырастет, сейчас она уже превышает три миллиона рублей;
- вырастет доля SUV (большой рамный автомобиль с 6— или 8-цилиндровым двигателем), сейчас она составляет около 70% за счет роста продаж китайских моделей;
- импорт авто продолжит расти, а вот доля «альтернативного» будет падать из-за утильсбора;
- дилерские центры в стране будут трансформироваться, их пик уже пришелся на второй и третий кварталы 2023 года.
По прогнозам «Автостата», в 2024 году продажи новых легковых автомобилей в России достигнут 1,59 млн единиц, что на 50% больше, чем в 2023 году. Прогнозы на 2025 год варьируются: базовый сценарий предполагает снижение продаж на 10% (до 1,43 млн автомобилей), пессимистичный — на 20% (до 1,27 млн), а оптимистичный — сохранение уровня 2024 года (1,59 млн).
Руслан Абдулнасыров, владелец и гендиректор федеральной сети автоцентров по продаже авто с пробегом «Автосеть.РФ» и группы компаний «Апельсин», считает, что итоги года для авторитейла нельзя назвать ни плохими, ни выдающимися. Большинство компаний, по его словам, завершают год с положительными финансовыми результатами, хотя результаты разнятся, однако есть повод для беспокойства:
По его словам, главная тенденция года — стремительный рост продаж отечественных автомобилей, и это вполне ожидаемо. Лидерами, как и в прошлом году, остались Chery, Haval и Geely: «Интересно, что представители китайских брендов среднего сегмента уже обращаются к лидерам за опытом, изучая их взаимодействие с дилерскими сетями. Пока неясно, приведет ли это к конкретным изменениям в их стратегии, но сам факт такого интереса заслуживает внимания».
— Что касается возвращения ушедших автомобильных брендов, это решает только президент страны Владимир Путин. Не так давно, на бизнес-форуме, ему задали этот вопрос. Он ответил, что все зависит от геополитической ситуации, от страны-производителя и ее позиции по отношению к России. Так что решение за президентом, — добавил он.
Содержание автомобиля для россиянина будет доступным, считает эксперт. Если кто-то не сможет оплачивать ремонт в сервисе, всегда можно купить инструменты и обслуживать машину самостоятельно. «А покупательская способность — это ключевой фактор, зависящий от множества вещей, например от макроэкономической ситуации в стране. Честно говоря, я даже не представляю, как можно составить полную картину, пока мы все в ожидании. Ждем заявлений Центробанка, только потом принимаем свои решения», — пояснил Абдулнасыров.
Когда объявили об утильсборе, многие, кто планировал купить машину, по его словам, поспешили сделать это до повышения цен. После введения сбора автомобили подорожали, хотя и не резко, а постепенно. «Это сильно влияет на покупательскую способность: машины дорожают, ставка по кредитам высокая. Поэтому в автомобильной отрасли дела обстоят не лучшим образом последние полтора-два месяца», — заключил спикер.
По его словам, это привело к тому, что продажи ноября серьезно просели по сравнению с октябрем — на 29%. А реальные продажи октября уже были ниже сентябрьских. Рост ключевой ставки также повысил стоимость кредитных ресурсов для дилерских предприятий и серьезно увеличил нагрузку на обслуживание оборотного капитала, особенно у тех игроков, кто работал на заемных средствах — а это бОльшая часть отрасли, пояснил эксперт. Авторынок, по его мнению, вступил в фазу стагнации, выход из которой возможен только при возвращении ключевой ставки на уровень не выше 16-18%, т. е. не ранее второй половины 2025 года.
— В новых условиях авторынка наиболее выигрышно себя чувствуют бренды российского производства, это LADA и «Москвич», которые не затронуты ростом ставок утильсбора и могут себе позволить сдерживать рост цен на свои модели, а также бренд Haval, ключевые модели которого производятся на сборочных мощностях в России. Другой адаптации сегодня быть просто не может, выход и путь для всех игроков один — локализация производства в России, — считает Караулов.
По его словам, обострение конкуренции между дистрибьюторами в стране неизбежно будет толкать их на задействование свободных сборочных мощностей на заводах в Калуге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Калининграде и других городах. Что касается прогноза на 2025 год, при оптимистичном сценарии, по мнению эксперта, рынок будет близок к уровню 2024 года — 1,5 млн автомобилей. «Базовым я бы назвал прогноз в 1,3 млн новых автомобилей, а пессимистичный — это до 1 млн. Содержание автомобиля остается доступным, а вот доступность самого автомобиля — это в первую очередь вопрос ключевой ставки и стоимости розничного автокредитования», — пояснил собеседник издания.
Что касается основных тенденций и изменений, клиент в массовом сегменте брендов начинает привыкать к «китайцу», продолжила мысль эксперт. Многие татарстанские и российские автолюбители стали пересматривать свои решения в пользу брендов Поднебесной. Китайские автопроизводители быстро учатся, адаптируют комплектации, опции и оперативно выпускают новые модели. Лидерами, по словам спикера, можно назвать такие марки, как Haval, Chery и Geely.
— Доля глобальных («ушедших») брендов на российском рынке продолжает снижаться, а китайских — больше не будет расти. Судьба «ушедших» брендов зависит от множества факторов, включая геополитическую ситуацию, экономическую обстановку и стратегические решения самих компаний. Прогноз развития отечественного автопроизводства будет зависеть от его способности адаптироваться к изменениям на рынке, внедрять новые технологии и конкурировать с иностранными производителями, — считает Рита Халилова.
Для успешного развития отечественного автопроизводства она считает необходимым учитывать потребности и предпочтения потребителей, а также активно сотрудничать с государственными органами и другими участниками рынка. В целом российские автопроизводители, по ее словам, могут продолжать разрабатывать и выпускать новые модели автомобилей, адаптированные к местным условиям эксплуатации и потребностям рынка. При этом повышение утильсбора осенью 2024 года привело к повышению цен, что негативно сказалось на спросе. Высокие ставки по кредитам резко ограничили круг покупателей среди россиян, что показывает снижение покупательской способности и доступности содержания автомобиля для российского потребителя.
— Основным фактором влияния на рынок сейчас является стоимость финансирования и ключевая ставка. Кроме этого, ослабление рубля может привести к росту цен на автомобили, а индексация утильсбора прогнозирует снижение продаж в начале 2025 года. В базовом прогнозе продажи новых легковых автомобилей упадут на 10% по сравнению с 2024 годом и составят 1,43 млн автомобилей. Легкий коммерческий транспорт завершит год с результатом 118 тысяч проданных машин (+5%), а грузовиков будет реализовано 117 тысяч штук (-6%), — добавила эксперт.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.