Битва экономических визирей Путина: Кудрин-Улюкаев против Титова-Глазьева

Сегодня президенту России Владимиру Путину будут представлены три разные концепции будущего экономического развития России

Тяжелая экономическая ситуация (падение российского ВВП и реальных доходов населения) и отсутствие серьезных реальных положительных подвижек требует от властей и в первую очередь президента Путина переосмысления текущей экономической политики. Для этого ведущие экономические «мудрецы» страны сегодня проведут своеобразную битву за внимание президента к их конкурирующим планам выхода из кризиса. Хотя выход только один — возобновление экономического роста, но вот какими средствами? Экономический обозреватель интернет-газеты «Реальное время» Альберт Бикбов, рассмотрев основные положения конкурирующих экономистов, считает, что первый раунд этого «баттла» пройдет с ничейным результатом — ибо цена скоропалительных решений может оказаться очень высокой.

Три разных подхода?

После заседания 23 мая рабочей группы Экономического совета при президенте РФ, заместитель председателя совета при президенте и глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что главная задача этого совета — поиск препятствий для роста российской экономики. При этом рост — не самоцель, важно «социальное благополучие, которое в ходе реформ не должно пострадать».

Ситуация очень серьезная, ведь остановка или, что хуже, отрицательные темпы экономического роста (под данным за 1 квартал 2016 —1,2%) — большое горе для всех нас. Из-за отсутствия экономического роста, в условиях рентоориентированного поведения нашей власти и огромного имущественного неравенства единственным механизмом, позволяющим богатеть одним, может быть только обнищание других. Что, в принципе, и происходит — разного рода поборы, увеличения налогового и квази-налогового бремени и запреты растут, как на дрожжах. Но такое обнищание на фоне и так уже небогатого из-за кризиса населения гарантированно ведет к социальному коллапсу. Нужен экономический рост с темпами не ниже среднемировых (по данным 2015 года = 3,0%, в 2014 = 3,5%). Следовательно, стоит задача экономического роста хотя бы 4% в год.

Нужен экономический рост с темпами не ниже среднемировых (по данным 2015 года = 3,0%, в 2014 = 3,5%). realnoevremya.ru/Максима Платонова

В связи со срочностью задачи поиска выхода из того тупика, в который забрела российская экономика, было решено отложить работу над разработкой российской стратегии-2030 примерно на год, что вполне логично.

На сегодняшнем совещании у президента РФ будут представлены три конкурирующие экономические программы, решающие задачу 4% роста. Из разных источников пока известны лишь следующие подходы:

  1. «Программа Кудрина», которую подготовил Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. В ней основные тезисы — провести изменения в судебной и правоохранительной системах, осуществить пенсионную реформу, снизить долю государства в экономике, сократить бюджетные расходы и провести реформу госуправления. Главный приоритет — макроэкономическая стабилизация: низкая и предсказуемая инфляция на уровне 3–4% в год и снижение бюджетного дефицита путем сокращения расходов бюджета. Пострадает при этом население — увеличат пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 — для женщин (для чиновников уже это сделали). Не исключено, что сделают единый возраст выхода на пенсию 65 лет для мужчин и для женщин. Будут резать и другие выплаты бюджетникам.
  2. «Программа Улюкаева», которую подготовило ведомство министра экономического развития Алексея Улюкаева. В ней предложено создать бюджетные фонды инфраструктурных инвестиций для софинансирования инвестпроектов в счет будущих налоговых поступлений от них. При этом предполагается рост инвестиций на 7–8% в год, а уровень потребления населения при этом должен стоять на месте. Минэкономразвития считает также необходимым переключиться с господдержки проблемных предприятий на поддержку непосредственно экспорта. Она должна сопровождаться значительным упрощением процедур, связанных с экспортом: ускоренный возврат НДС, сокращение издержек и упрощение таможенного регулирования и экспортного контроля, снижение импортных пошлин на комплектующие и оборудование.
  3. «Программа Титова-Глазьева», подготовленная бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, экономическим советником президента РФ Сергеем Глазьевым и их соратниками (Столыпинский клуб). В ней предлагается напечатать денег (эмиссия) и за этот счет профинансировать инвестиции. При этом необходимо распределять дешевые кредиты фактически по тем предприятиям и компаниям, которые считает нужными государство. Это будет железная дорога, может быть, какое-то инфраструктурное строительство, оборонка. Необходимо «обеспечить вложение не менее 1,5 трлн руб. в год на поддержку инвестиционного роста путем финансирования институтов развития и рефинансирования коммерческих банков, в том числе в рамках программы развития проектного финансирования».


Битва двух путей

Все программы в равной степени провозглашают необходимость структурных преобразований и некоторой либерализации бизнес-среды. Разница лишь в понимании механизмов тех или иных реформ и степени их приоритетности.

Но если считать по «гамбургскому счету», то программ, а, вернее, моделей всего две:

— накачка экономики деньгами («вариант Столыпинского клуба»);

— отказ от такой накачки для обеспечения макроэкономической стабильности как базиса для будущего развития (вариант Кудрина-Улюкаева). Противники такой стимуляции считают, что до завершения реформирования институтов денежная накачка бессмысленна, ибо будет ими отторгнута и уйдет в песок (украдена, бездарно инвестирована или вывезена в виде валюты из страны).

«Столыпинцы», возражают, что сбалансированность бюджета не может быть самоцелью экономической политики. Буквально, словами российского олигарха Олега Дерипаски, «самая, я думаю, низкая инфляция — на кладбище, там уже никому ничего не нужно». Определенная доля смысла в таких словах есть: если увлечься макроэкономической стабилизацией, закручивая гайки путем жесткой бюджетно-денежной политики, убивая таким образом инфляцию, то можно «доиграться» и до нулевых процентных ставок. Тогда прямое денежное стимулирование экономики ничего давать не будет — деньги никому не будут нужны, инвестиций не будет, а граждане просто перестанут тратить деньги, как раньше, и перейдут на сберегательный тип поведения. Как уже в начале 90-х одна страна, Япония, оказалась в самой страшной экономической ловушке — «ловушке ликвидности». Денежное стимулирование стало просто бесполезным. Все 90-е и начало нулевых ушли на то, чтобы, используя кейнсианское бюджетное стимулирование, вылезти из этой ловушки — строились дороги и мосты, независимо от того, нужны были они стране или нет. Кроме того, помог рост Китая, который использовал японские компоненты в своей продукции. Удалось только к середине нулевых вылезти на 2% экономического роста. Но кризис 2008-2009 годов опять очень жестко уронил японскую экономику. Так что налицо потерянные почти 25 лет для Японии. Страшная цифра. Но они-то вступили в эти «потерянные десятилетия», будучи одной из самых богатых стран мира, и особо сильно на их уровне жизни это не сказалось. Но что говорить о нашей стране! Нам падать просто нельзя — последствия будет весьма печальные.

Пожалуй, 25 мая 2016 года никакого определенного решения не будет. Слишком велики ставки для опрометчивого решения. Но ясно только одно — без реформ институтов (что роднит подходы программы «Кудрина-Улюкаева» с программой «Титова-Глазьева») дальше существовать уже невозможно. А они, если дословно цитировать российского экономиста Владимира Мау, следующие:

  1. обеспечение правовой и политической защищенности предпринимательской деятельности как ключевой предпосылки существования рыночной экономики;
  2. поддержание конкуренции, особенно актуальное в нынешних условиях санкций и девальвации рубля, которые существенно ограничивают конкуренцию со стороны иностранных производителей;
  3. снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
  4. приоритетное развитие отраслей человеческого капитала (образования и здравоохранения), сопровождаемое институциональными реформами;
  5. повышение эффективности финансовой системы при сохранении задачи формирования в России международного финансового центра в качестве одного из институциональных ориентиров;
  6. повышение эффективности инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, превращение их из институционального источника инфляции в инструмент контрциклической инвестиционной политики;
  7. повышение эффективности рынка труда, обеспечение его гибкости и стимулирование мобильности рабочей силы, перемещения ее в точки (отрасли, регионы) экономического роста;
  8. формирование современной модели внешнеэкономической политики, основанной на активном участии в интеграционных группах и на создании собственных глобальных цепочек добавленной стоимости.

Но, на мой взгляд, все-таки главная институциональная реформа — ужесточение борьбы в коррупцией. Наш «общественный пирог» здорово усох, а у коррупционеров аппетиты остались в прежних пределах. Нужна практика нулевой толерантности к коррупции, иначе любые реформы от любых реформаторов обречены на неудачу.

Альберт Бикбов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров