«Я не мог убить маленьких и несчастных»: «собаковод» из Самосырово не хочет отвечать за чужое зло

Какие собаки загрызли женщину в Казани — могут установить лишь эксперты, директор базы обвинил в клевете службу отлова

«Я не мог убить маленьких и несчастных»: «собаковод» из Самосырово не хочет отвечать за чужое зло
Фото: Руслан Ишмухаметов

Слюна, кровь и собачья шерсть могут стать важными доказательствами в уголовном деле о трагедии в Самосырово, где в эти выходные стая животных загрызла 49-летнюю Жанну Хусаинову. Собак забрала служба отлова, а в СК возбудили дела на директора промбазы, прикормившего не меньше 19 псов, и на неустановленных должностных лиц службы отлова и муниципалитета. Задержанный Иосиф Лифшиц сегодня пережил сердечный приступ и получил домашний арест. А к материалам дела приобщили предсмертный звонок жертвы с просьбой о помощи в службу «112». Детали — в материале «Реального времени».

Отловщик об агрессивных собаках и хозяине

После четырех ночей за решеткой домой сегодня вернулся 76-летний глава компании «Буревестник» Иосиф Лифшиц. Он стал первым фигурантом уголовного дела о страшной смерти женщины, которое попало на контроль к Александру Бастрыкину.

Два дня назад Советский райсуд не смог рассмотреть ходатайство следствия об аресте, посчитав, что представлено слишком мало материалов. Сегодня, до истечения продленного на 48 часов срока задержания, конвой вновь доставил Лифшица в наручниках и закрыл его в камере судебного зала.

Следователь по особо важным делам Советского отдела СК Рифат Хайруллин попросил приобщить к материалам протоколы осмотра места происшествия, допросов свидетелей и обвиняемого, а также свидетельство о смерти 49-летней Жанны Хусаиновой, которая субботним утром не дошла до места работы.

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru
«На территории поселка Самосырово незаконно содержались бездомные собаки, что повлекло их нападение на женщину с 6 до 16 часов 9 ноября на проезжей части поселка. Нанесено много укушенных телесных повреждений в области головы, тела и конечностей. От полученных травм женщина скончалась на месте», — огласили в суде рапорт, ставший основанием для возбуждения дела.

Личность жертвы опознали по документам в ее сумочке, найденной в 100 метрах от мертвого тела. Указанная в свидетельстве причина ее смерти — шок от множественных ран.

Дело в СК возбудили в тот же день, причем сразу по трем уголовным составам — причинение смерти по неосторожности, оказание небезопасных услуг, повлекших по неосторожности смерть человека, и преступная халатность. Причем изначально силовики усматривали ненадлежащую работу неких неустановленных сотрудников спецорганизации по отлову бездомных животных и муниципальных чиновников, что курируют эту сферу. Удалось ли за пять дней расследования установить личности этих отловщиков и контролеров — в Следкоме не сообщают.

Между тем за последние два дня работы силовиков в деле появились два допроса одного сотрудника службы отлова ООО «Зооцентр». Водитель-отловщик Захаров свидетельствовал — выезжал года три назад в указанный поселок и обнаружил на огороженной территории базы «20—30 собак на свободном выгуле».

Реальное время / realnoevremya.ru

— Спустя время ко мне подъехал мужчина и стал угрожать, чтобы я покинул территорию. Именно на этот адрес у меня заявок никогда не было, — утверждал Захаров на первом допросе.

А вот уже на втором вдруг вспомнил: «В октябре 2024-го также осуществлялись выезды по сообщениям на эту территорию, и я усыпил на месте три собаки, которых доставил для стерилизации в наш центр». Еще Захаров уточнял — мужчину, который гнал его с базы в 2021-м и позже, звали Иосиф. «Я видел на территории 15—20 собак, которые лаяли и проявляли агрессию. Иосиф тоже стал проявлять агрессию в отношении меня. Сказал: собаки не бродячие, все собаки на базе — его», — делился свидетель.

Забегая вперед — сам Иосиф Лифшиц сегодня назвал эти показания враньем, заявив: служба отлова на базу ни разу не приезжала.

«Мои работники ходили по базе с палками в руках — на случай нападения»

Председательствующий по делу судья Сергей Жиляев огласил данные допроса охранника ООО «Буревестник» Костлярова. Который четко заявил — сторожит базу на улице Мира, 122 уже больше 20 лет и службу отлова на своей территории не видел ни разу.

Площадь базы в 5 га принадлежит Лифшицу и сдается в аренду, на базе проживают больше 20 собак, которых приносил Лифшиц — подбирал на улице, а кормил его сын, делился охранник со следствием. «На территории есть вольер, но собаки бегают свободно. Собаки — крупные. Ворота базы чаще всего открыты, и собаки постоянно выбегают с территории. А если видят живность и людей — могут побежать за ними. Был случай: увидели в поле зайца и побежали за ним», — рассказал Костляров и заверил — жалоб от местных жителей ни на базу, ни в службу отлова не поступало.

Допросили силовики и одного из арендаторов. Частный предприниматель Ильдар Гайнутдинов занимается на базе «Буревестник» строительством торговых павильонов. Порой готовые объекты приходится увозить и по ночам. «На базе примерно 15—20 собак, Лифшиц кормил их и ухаживал. Среди них были агрессивные — лаяли на моих рабочих. Мои работники ходили по базе с палками в руках — на случай нападения. На базе животные постоянно не находились. Иногда их было по два-три, потом собирались в стаю. Видел их бродящими по улице Мира», — припомнил свидетель. Впрочем, ни одним фактом нападения поделиться не смог.

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru

За последние два дня силовики успели переквалифицировать действия Лифшица с причинения смерти по неосторожности (ч. 2 ст. 109 УК РФ) на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 238 УК РФ). Таким образом, обвинение стало более серьезным: при старом фигуранту грозило до 3 лет лишения свободы, при новом — максимальный срок увеличился вдвое.

В данный момент 76-летнему предпринимателю предъявляют создание угрозы для жизни и здоровья людей на базе и за ее пределами путем организации охраны подконтрольной территории собаками — числом не меньше 19, что, по версии СК, повлекло нападение на Жанну Хусаинову и ее смерть.

По данным источников «Реального времени», по делу назначено несколько экспертиз, которые должны подтвердить эту версию. Информацию в этой части сотрудник райотдела Следкома по РТ назвал тайной следствия. А вот адвокат обвиняемого сообщил — экспертам нужно сравнить образцы ДНК и шерсти конкретных животных с образцами в ранах на теле жертвы.

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru

Одним из доказательств дела также может стать запись последнего звонка жертвы в «112» в районе 7 утра 9 ноября. «На меня собаки напали! Много. Помогите!» — несколько раз повторяет женщина. А оператор на том конце провода непонимающе переспрашивает: «Что у Вас горит? Баня горит?»

После вопроса о городе, где все это происходит, и ответа «Казань. Помогите мне, помогите!» разговор обрывается. При прослушивании в промежутках реплик слышен лай...

Версия Лифшица: мои не убивали

На сегодняшнем допросе в здании Следкома Иосиф Лифшиц вину отрицал — собак для охраны не организовывал, услуги по охране участков арендаторов не предоставлял — эти обязанности по договорам аренды возложены на них самих.

«Местные подбрасывали мне щенят — убить я их не мог... Приезжали волонтеры — кормили, есть видео и фотографии. Приезжали учителя со школьниками — провели урок по доброму отношению к животным. Я сохранял им жизнь. Собаки на базе никаких функций не выполняли. Сотрудники по отлову по заявкам жителей не приезжали», — огласили в суде протокол допроса.
Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru

Адвокат обвиняемого Артур Сойджан поинтересовался у следователя: заявлялись ли на допросе какие-то ходатайства.

— В связи с ухудшением состояния здоровья обвиняемого допрос прекратили — вызвали скорую, — сообщил Рифат Хайруллин.

Защитник попросил суд приобщить и исследовать распечатки фотографий с приезда волонтеров на базу и диск с видеозаписями этих событий. По фото судья отказал — невозможно идентифицировать место съемки и источник публикации. Видеозапись посмотрел на ноутбуке.

Представитель районной прокуратуры Лейсан Хакимова поддержала ходатайство о водворении Лифшица в СИЗО.

Сойджан просил о запрете определенных действий либо домашнем аресте. Предъявлял согласие двух сыновей обвиняемого на его отбывание меры пресечения на дому. «Ходатайство является незаконным и необоснованным. Следствием рассматривается причастность неустановленных сотрудников спецоргана по отлову собак. В отношении моего клиента дело переквалифицировали — не нашли состава причинения смерти по неосторожности», — сообщил суду адвокат Артур Сойджан. Он напомнил: его клиенту и раньше вызывали скорую ввиду серьезных проблем со здоровьем: «Ему требуется покой, режим и прием препаратов, которые прописал врач».

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru

76-летний Иосиф Лифшиц заявил о своем уважении к суду и прокуратуре и неуважении к присутствующему на заседании следователю, упрекнув его в некорректном составлении протокола. Обвиняемый сообщил: уже пережил инфаркт и с учетом сегодняшнего приступа попадание в СИЗО чревато серьезными проблемами. Он рассказал: собаки на базе живут уже больше десятка лет и за эти годы случаев нападения ни разу не было.

— По закону о недопустимости жестокого обращения с животными я не мог позволить себе убить этих несчастных маленьких существ. Я их кормил. Приезжали семьи и с детьми и на примере показывали, как надо относиться к животным... Собаки не агрессивные — почти домашние. Родились в домах Самосырово — там очень много собак по Мира бегает. При чем тут наши? То зло, которое приписывают мне и моим собакам, его не было.

Со слов владельца ООО «Буревестник», перед саммитом БРИКС на его базе побывали телевизионщики и артисты — по сценарию задуманного к саммиту фильма требовались кадры с собаками. «Кто-то рассказывает, что они агрессивные, — а они убежали от этих приезжих и камер. Они в следующий раз привезли с собой еду», — сообщил он и посетовал: мол, добро наказуемо.

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru
— Собаки наши ничего не могли сделать с этой женщиной. Это произошло далеко от нашей базы. Там есть лесопосадки, где живут действительно дикие собаки. Они делают набеги и даже несколько наших собак уничтожили, — продолжил обвиняемый. — По отлову к нам никто ни разу не приезжал. Если бы приехали — мы бы сказали: давайте хоть несколько собак пристроим. Мы ведь устраивали своих в хорошие руки... Собаки были ухоженные. Моей вины здесь нет. Я делал доброе дело — оно обернулось злом ко мне и собакам.

Судья Сергей Жиляев отказался отправлять Лифшица в СИЗО и избрал ему домашний арест до 9 января 2025 года. После освобождения из-под стражи обвиняемый не исключил, что за несколько дней его отсутствия на базу уже могли подкинуть одного-двух щенков...

Руслан Ишмухаметов / realnoevremya.ru

Предприниматель поделился предположением: женщину могли сбить и бросить, а бродячие собаки ее добили. Услышав про запись звонка на «112», он заявил об алиби своих животных — те в это время были на базе, есть свидетели.

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПроисшествияОбществоИнфраструктураВластьБизнесУслуги Татарстан

Новости партнеров